Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель данной работы: показать особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации.
Задачи работы:
- выявить понятие бюджетной политики;
- показать реализацию бюджетной политики;
- проанализировать стратегию бюджетной политики России;
- изучить основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу;
- познакомиться с основными направлениями налоговой политики и формированием доходов бюджетной системы;
- описать особенности бюджетной политики РФ на 2011 год.
Для разработки долгосрочной
бюджетной стратегии
3. Обеспечение нацеленности
бюджетной системы на
На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.).
Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.
4. Разработка и внедрение
инструментов поддержки
Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
В ближайшие три года необходимо
обеспечить комплексный подход к
формированию инновационной системы
и инвестиционной среды в целом,
создать условия для полного
цикла развития инноваций, в том
числе путем обеспечения
Одновременно необходимо
разработать и реализовать на
практике конкретные механизмы внедрения
и поддержки инновационных
В то же время поддержка
инноваций не должна ограничиваться
осуществлением отдельных проектов.
Каждая государственная программа
должна соответствовать требованиям
к созданию инновационной среды,
включая развитие человеческого
капитала, формирование государственного
спроса на инновационную продукцию,
улучшение инвестиционного
Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.
Для повышения
5. Повышение качества человеческого капитала.
Никакая модернизация не возможна
без квалифицированных
Необходимо стремиться к
росту научного потенциала нашей
страны, накоплению объектов интеллектуальной
собственности, обеспечению в этих
целях преемственности
Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.
В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.
Бюджетная политика РФ на 2011 год.
Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010-2012 годах, заметно изменилась.
В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
И что очень важно, удалось
сохранить социальную стабильность,
смягчить социальные последствия кризиса,
обеспечить даже в сложных экономических
условиях реальный рост объемов государственной
поддержки наименее защищенных категорий
граждан, прежде всего пенсионеров.
Реализация активных мероприятий на
рынке труда позволила
Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.
Кризис высветил главную
проблему, делающую российскую экономику
уязвимой к колебаниям на мировых
рынках, вообще к изменениям мировой
экономической конъюнктуры. Экономика
страны по-прежнему зависима от конъюнктуры
сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные
условия и стимулы для
Эти особенности российской
экономики обусловливают
Важнейшие из них связаны
с опасностью, что ставшее привычным
непродолжительное улучшение
Сегодня, когда российской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.
В результате целенаправленных
действий в сфере бюджетной политики
в последние годы удалось решить
ряд существенных задач. Полностью
выполнены принятые социальные обязательства
государства. Создание Резервного фонда
и Фонда национального
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.
Но есть и ряд нерешенных проблем.
Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
В-третьих, на низком уровне
осуществляется финансово-экономическое
обоснование решений, приводящих к
новым расходным
В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
В-пятых, межбюджетные отношения
пока не в полной мере настроены
на стимулирование органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
к созданию условий для
В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
В-седьмых, не удалось избежать
практики постоянных фрагментарных
изменений налогового законодательства.
Даже при улучшении условий
Сложность и масштабность
задач в сфере социально-
Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.
1. Бюджетная политика
должна стать более
Механизмы государственной
социально-экономической
Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.
Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований.
В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
Информация о работе Особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации