Особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации.
Задачи работы:
- выявить понятие бюджетной политики;
- показать реализацию бюджетной политики;
- проанализировать стратегию бюджетной политики России;
- изучить основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу;
- познакомиться с основными направлениями налоговой политики и формированием доходов бюджетной системы;
- описать особенности бюджетной политики РФ на 2011 год.

Файлы: 1 файл

Vvedenie_1.docx

— 68.48 Кб (Скачать)

Введение

 

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в  сфере организации бюджетных  отношений, осуществляемых с целью  обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства. В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

* концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

* снижение налоговой нагрузки  на экономику;

* упорядочивание государственных  обязательств;

* создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными  финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, гос. закупки и госзаймы.

Актуальность данной темы прослеживается в том, что главной  целью бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности  удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Цель данной работы: показать особенности бюджетной политики современной России и механизмы  ее реализации. 

Задачи работы:

- выявить понятие бюджетной  политики;

- показать реализацию  бюджетной политики;

- проанализировать стратегию  бюджетной политики России;

- изучить основные цели  и задачи бюджетной политики  на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу;

- познакомиться с основными  направлениями налоговой политики  и формированием доходов бюджетной  системы;

- описать особенности  бюджетной политики РФ на 2011 год.

Объект исследования: особенности  бюджетной политики России. Предмет исследования: бюджетная система России.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты разработки и реализации бюджетной политики РФ

 

 

Возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства, использующего его  в качестве основного инструмента  обеспечения как непосредственно  своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической  политики.

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с  тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них  выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного  централизованного денежного фонда  страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и  экономической категории товарного  хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие  на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения  непрерывности воспроизводства, как  одного из способов функционирования финансов.

Совокупность денежных отношений  государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных  с образованием и использованием на общественные потребности основного  централизованного фонда, формирует  внутреннюю структуру этого фонда  и равнозначно, понятию “бюджетные отношения".

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства  с юридическими и физическими  лицами по поводу распределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному  воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов  и расходов [15, c.49].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как  закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности  и часть доходов населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных  материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов  федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

Государственный бюджет - важнейший  финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих  уровней:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты субъектов Российской  Федерации (региональные бюджеты)

3. Бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты)

4. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефици́т (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое "урезание" запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики [15, c.50].

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного  периода приоритетом социальной политики РФ является государственная  поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

- распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;

- формирования совокупных доходов и расходов - формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;

- формирования бюджета денежных средств - в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Таким образом, государственный  бюджет влияет на размеры частных  накоплений, определение структуры  доходов предприятий и реальные доходы населения.

В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение  между централизованными и децентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий  в формировании доходов бюджетной  системы.

 

1.1. Сущность и значение бюджетной политики РФ

 

 

Выполнение органами государственной  власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом  и государством, непосредственно  зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном  бюджете. В процессе мобилизации  ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета возникают финансово- кредитные отношения между властью в лице государства, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемой органами государственной власти.

Бюджетная политика - это  многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом  в финансовой.

С точки зрения бюджетной  сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере  управления формированием и исполнением  бюджета по выполнению ими функций  перед обществом и государством.

Бюджетная политика предполагает:

* определение целей и  задач в области бюджетов;

* разработку механизма  мобилизации денежных ресурсов  в бюджеты и внебюджетные фонды  разных уровней бюджетной системы;

* выбор направлений использования  бюджетных средств и средств  внебюджетных фондов;

* управление бюджетным  процессом;

* организацию регулирования  экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.

В условиях реформирования экономики и сфер общественной жизни  бюджетная политика, являясь частью финансовой политики, должна обеспечить:

* законодательное разграничение  бюджетных полномочий между федеральными  органами власти, органами власти  субъектов РФ и органами власти  местного самоуправления в вопросах  всего цикла бюджетного процесса;

* реализацию прав самостоятельно  принимать каждым органом власти  на соответствующем уровне решения  о направлениях и объемах использования  бюджетных средств;

* бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;

* сбалансированность бюджетов  всех уровней бюджетной системы  путем согласования между звеньями  бюджетной системы принципов,  методов, показателей и нормативов  перераспределения бюджетных средств;

* контроль за целевым,  экономичным и эффективным использованием  бюджетных средств на социально-экономическое  развитие на любом уровне бюджетной  системы.

В современных условиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствий системного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономической  ситуации. С этой целью наиболее актуальными задачами бюджетной  политики являются:

* повышение уровня минимальных  государственных гарантий перед  обществом: минимальной заработной  платы, минимальных пенсий и  пособий и их своевременное  регулирование в соответствии  с ростом потребительских цен;

* стабилизация уровня  жизни населения, создание условий  во всех регионах режима защищенности  наименее обеспеченной части  населения, предотвращение обнищания  населения и минимизация негативных  последствий безработицы;

Информация о работе Особенности бюджетной политики современной России и механизмы ее реализации