Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:41, реферат

Краткое описание

Основная цель системы казначейского исполнения бюджета – это введение системы жесткого предварительного контроля за расходованием бюджетных средств. Указанная цель достигается за счет расходования средств с единого бюджетного счета через систему открытых в казначействе лицевых счетов бюджетных учреждений. Это позволяет расходовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденными сметами бюджетных учреждений и учитывать все проводки по лицевым счетам в единой базе данных.

Файлы: 1 файл

Копия Реферат.docx

— 72.96 Кб (Скачать)

     Казначейское  исполнение бюджета - это технологическое  решение, которое используется для  организации и управления движением  бюджетных средств.

     Основная  цель системы казначейского исполнения бюджета – это введение системы  жесткого предварительного контроля за расходованием бюджетных средств. Указанная цель достигается за счет расходования средств с единого  бюджетного счета через систему  открытых в казначействе лицевых  счетов бюджетных учреждений. Это  позволяет расходовать бюджетные  средства строго в соответствии с  утвержденными сметами бюджетных  учреждений и учитывать все проводки по лицевым счетам в единой базе данных.

     Система казначейского исполнения бюджета  обеспечивает всеобъемлющее решение  задачи учета движения бюджетных  средств, т.к. лицевые счета бюджетополучателей открыты в казначействе. Казначейство позволяет аккумулировать информацию о всех производимых за счет бюджетных  средств платежах, а также дает возможность проверять платежные  и другие документы, подтверждающие необходимость расходования средств, до момента совершения платежа.  

     
  1. Реорганизация финансового управления администрации  субъекта Федерации в финансово  – казначейское управление.

     Один из вариантов организации казначейского исполнения бюджета субъектами Федерации возможен путем реорганизации финансового управления администрации субъекта Федерации в финансово-казначейское управление. Схема и подчиненность финансово-казначейского управления с распределением функций внутри данного управления приведены на рис. 1.

     Реорганизация осуществляется путем распределения  функций внутри финансового управления на две основных составляющих:

  • организация составления проекта бюджета субъекта Федерации, сопровождение его при рассмотрении и утверждении, управление исполнением бюджетной росписи, последующий контроль и представление отчета на утверждение в законодательный орган субъекта Федерации;
  • непосредственно казначейское исполнение бюджета субъекта Федерации.

     Рис. 1. Схема казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации при  создании финансово – казначейского  управления

     B данном случае бюджетная политика органа исполнительной власти будет представлена одним финансовым органом, что может привести к перекосу внутри ведомства выполнения функций и появления эффекта «подчиненности» одной функции другой. 

     
  1.  Создание территориального казначейства как самостоятельного структурного подразделения администрации субъекта Федерации.

     Следующим вариантом организации казначейского  исполнения бюджета субъекта Федерации является создание территориального казначейства как самостоятельного структурного подразделения администрации субъекта Федерации.

     Схема казначейского исполнения бюджета  субъекта Федерации при создании территориального казначейства как самостоятельного структурного подразделения администрации субъекта федерации приведена на рис. 2.

     Рис. 2. Схема казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации при  создании территориального казначейства

     Прямое  подчинение руководству субъекта Федерации  и независимость его от органа, отвечающего за составление проекта бюджета субъекта Федерации (т.е. от финансового управления администрации субъекта Федерации), принципиально отличают схему от схемы исполнения, предусматривающей создание финансово - казначейского управления.

     При такой схеме выполнение двух основных составляющих исполнения бюджета разделено между двумя самостоятельными органами. Преимущества подобной схемы по сравнению с предыдущей заключаются в следующем:

  • повышение качества совершения бюджетных процедур;
  • независимость предварительного, текущего и последующего контроля;
  • независимость источников информации для администрации субъекта Федерации об исполнении бюджета, т.е. обеспечение большей прозрачности бюджета;
  • распределение конкретных функций исполнения бюджета субъекта Федерации между двумя самостоятельными органами и возложение ответственности за их выполнение, позволяющие определить слабые места и провести оптимизацию в бюджетном процессе, осуществляемом на территории региона.
 
     
  1. Преобразование  финансового управления в департамент  финансов с подчиненным управлением Федерального казначейства по субъектам Федерации.

     Одним из компромиссных решений может  стать схема, при которой финансовое управление администрации субъекта Федерации будет преобразовано в департамент финансов с подчиненным управлением Федерального казначейства по субъектам Федерации. Фактически это комбинированная схема двух описанных выше вариантов.

     Схема казначейского исполнения бюджета  субъекта Федерации при преобразовании финансового управления в департамент финансов с подчиненным управлением Федерального казначейства по субъектам Федерации приведена на рис. 3.

     Рис. 3. Схема казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации при  создании департамента финансов с подчиненным  управлением Федерального казначейства

     При такой организационной структуре  исполнения бюджета субъекта Федерации  управление Федерального казначейства по субъектам Федерации функционирует в рамках, определяемых департаментом финансов администрации субъекта Федерации, что может сказаться на качестве последующего контроля. Кроме того, департамент финансов будет единственным (монопольным) источником информации об исполнении бюджета субъекта Федерации.

  1. Передача функций по казначейскому исполнению бюджета субъекта Федерации территориальным органам казначейства.

     Последним из вариантов казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации является возложение на органы казначейства функций по исполнению бюджета, что предусмотрено ст. 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Исполнение  бюджета субъекта Федерации в  данном случае должно осуществляться на основе специально заключаемых для этого соглашений.

     В настоящее время существует необходимая  нормативная база для исполнения органами казначейства территориальных бюджетов. Так, Главным управлением Федерального казначейства в 1999 г. был разработан и доведен до органов казначейства Порядок кассового обслуживания бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов органами Федерального казначейства, а Министерством финансов Российской Федерации - приказ «Об утверждении Типового соглашения между администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и управлением (отделением) Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Федерации (местного бюджета)» от 11 мая 1999 г. № 35н.

     Министерством финансов Российской Федерации утверждены Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, регламентирующие порядок открытия органам Федерального казначейства счетов территориального бюджета, осуществление операций по учету и регулированию доходов, операций по финансированию расходов, составлению отчетности.

     Схема казначейского исполнения областного бюджета при заключении соглашения между администрацией субъекта Федерации и управлением Федерального казначейства приведена на рис. 4.

     Схема исполнения территориального бюджета  на основе заключения соглашений с органами казначейства является наиболее оптимальной по следующим причинам.

     Рис. 4. Схема казначейского исполнения областного бюджета при заключении соглашения между администрацией субъекта Федерации и управлением Федерального казначейства

     Во-первых, это самый простой и дешевый  способ перехода к казначейскому исполнению бюджета.

     Во-вторых, органы казначейства, являясь независимыми, в ходе исполнения бюджета смогут предотвратить принятие любых решений, выходящих за рамки статей законов о бюджете.

     При проведении сравнительной характеристики и выборе органа, на который может быть возложено казначейское исполнение бюджета субъекта Федерации, основным критерием должно стать достижение программной цели - организации качественного и оперативного контроля использования бюджетных средств, повышения прозрачности бюджета. При этом необходимо учитывать следующее.

  1. Процесс должен проходить эволюционным путем.
  2. При переводе исполнения бюджета субъекта Федерации на казначейскую систему ни на один день не должен быть дестабилизирован бюджетный процесс как по доходам, так и по расходам.
  3. Главной задачей на первом этапе является обеспечение предварительного контроля за целевым использованием средств и формированием оперативной и достоверной отчетности об исполнении бюджета субъекта Федерации.

     4. Степень глубины предварительного анализа целевого использования бюджетных средств может наращиваться постепенно (это касается в первую очередь средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход).

     5. Схема формирования казначейского исполнения бюджета субъекта Федерации должна быть экономной по своим затратам на ее создание.

     6. Процесс должен быть прост и понятен всем его участникам. 

      Под казначейским исполнением бюджета  субъекта Федерации понимаются регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств бюджета субъектов Федерации.

      При выборе организационной формы исполнения бюджета субъекта Федерации должен соблюдаться принцип полного и эффективного выполнения всех бюджетных полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти субъекта Федерации.

Список  литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 года № 145-ФЗ// СПС Консультант Плюс
  2. Врублевская О. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник; / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 838 с.
  3. Поляк Г. Б., Астахов А. А., Вафина Л. А. Бюджетная система России: учебное пособие для. вузов, / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие для вузов / И. Г. Акперов, И. А.Коноплева, С. П.Головач. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Информация о работе Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъектов Российской Федерации