Бюджеты субъектов РФ и приоритеты социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Оглавление

Введение .............................................................................................................. 3
1. Бюджетная система как важнейший инструмент финансовой политики государства .................................................................................................... 5
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ....................................................................................... 5
1.2. Реформации бюджетной системы ....................................................... 7
2. Бюджет субъектов РФ как органическая часть государственного бюджета .................................................. ....................................................... 9
2.1. Бюджет субъектов РФ .......................................................................... 9
2.2. Роль бюджетов субъектов РФ в общем реформационном потоке.................................................................................................... 11
3. Доходы и расходы бюджета субъектов РФ ............................................ 14
3.1. Управление доходами бюджета субъекта РФ ................................... 14
3.1.1. Экономический анализ доходов бюджета ................................... 14
3.1.2. Перспективный финансовый план и прозрачность бюджетного процесса в регионах....................................................................... 16
3.2. Расходы территориальных бюджетов ................................................ 18
3.3. Бюджетная поддержка субъектов Федерации .................................. 20
4. Бюджетная политика Российской Федерации
и направления ее совершенствования .................................................... 26
Заключение ....................................................................................................... 28
Список используемой литературы ...............................................................

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 181.50 Кб (Скачать)



Табл.1. Расходы территориальных бюджетов

 

3.3. Бюджетная поддержка  субъектов Федерации

На местные органы возложена важная задача по претворению в жизнь государственной социальной программы. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств региональных бюджетов. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы территориального формирования источников и подведомственности предприятий, организаций и учреждений. Бюджетная поддержка субъектов Российской Федерации характеризуется, во-первых, едиными нормативами распределения федеральных налогов между “Центром” и регионами. Во-вторых, - едиными подходами к выделению централизованных дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). В-третьих, - использованием также иных форм бюджетного финансирования регионов, к числу которых, прежде всего, относятся: дотации закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО); субвенции Москве на выполнение столичных функций; средства государственной поддержки завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; финансирование расходов на содержание объектов социальной сферы, переданных на баланс местных органов власти; программы по развитию регионов.

Одно из главных противоречий функционирования системы финансовой поддержки – последняя оказывается по различным, не связанным друг с другом направлениям (например, средства выделяемые в рамках поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, не учитываются при распределении ФФПР; и т.п.). Отсюда и нескоординированность всей системы, связанная с кратным учетом одних бюджетных потребностей и отсутствием учета других.  

Другая коллизия связана с перманентным существенным превышением обязательств государства над возможностями его бюджетной системы.

Бюджетное финансирование в различных его формах увеличивает возможности различных субъектов хозяйствования за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Бюджетное финансирование может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для ускорения научно-технического прогресса (НТП), обеспечивать условия для развития социальной инфраструктуры и т.д.

Формы бюджетного финансирования можно рассматривать как методы управления социальным развитием потому, что условия предоставления средств, границы использования предполагают выполнение определенных требований в соответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы доля пассивных форм финансирования в общем объеме бюджетных затрат постоянно возрастала. В общей сумме бюджетных дотаций наибольший удельный вес занимали дотации на возмещение разницы в ценах на продукты питания и др., но такой рост обусловлен необходимостью осуществления социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономики и либерализации цен. Увеличение суммы бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели, является отражением новой роли местных бюджетов как регулятора уровня социально-экономического развития территории и источника удовлетворения гарантированного минимума социальных потребностей населения данного региона.

Таким образом, различные способы выделения средств из бюджета можно рассматривать как регуляторы социальных процессов в регионе, а совершенствование форм бюджетного финансирования должно идти в направлении усиления их стимулирующего воздействия на производственную инфраструктуру территории и уровень удовлетворения социальных потребностей населения.

К настоящему времени позитивный потенциал внедренной в 1994 г. схемы распределения федеральной поддержки регионам почти исчерпан. С каждым годом все больше проявляются ее слабые стороны.

Во-первых, ежегодно меняется методика расчета трансфертов, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Во-вторых, выравнивается, да и то неудовлетворительно, только обеспеченность по текущим расходам. Фактически закрепляется некогда сложившееся неравенство, разрыв между “богатыми” и “бедными” регионами увеличивается, так как в последние не идут ни производственные, ни социальные инвестиции. В-третьих, трансферты не имеют целевой направленности, т.е. не выполняют одной из основных своих функций - оказание воздействия на структуру бюджетных расходов регионов. В-четвертых, неявно поощряется иждивенчество региональных властей, отсутствуют стимулы к укреплению собственной налоговой базы. Наконец, в-пятых, отсутствует оценка рациональных потребностей регионов в бюджетных ресурсов.

Для устранения этих пробелов вовсе не обязательно увеличивать размеры финансовой помощи регионам. Напротив, в первую очередь нужно разумно распорядиться тем, что уже есть, а в перспективе – даже сэкономить бюджетные ресурсы за счет их более эффективного использования.

Суть новой методики – создание на месте федерального фонда поддержки регионов, как минимум, 4-х целевых фондов со своими правилами и критериями распределения. Такими фондами могут быть:

1. Фонд  дотаций. Это аналог нынешнего фонда поддержки, но с более эффективной методикой распределения, основанной на сопоставлении нормативных бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов.

Бюджетные потребности регионов можно оценить на основе социальных и финансовых нормативов. Безусловно, они не должны предопределять уровень бюджетных расходов субъектов федерации. Сфера их действия будет ограничена расчетом размеров прямой федеральной помощи регионам.

Такие нормативы должны быть дифференцированы по регионам. Сделать это можно, как минимум, двумя способами: либо умножать среднероссийские нормативы на индивидуальные для каждого региона коэффициенты (составленные из достаточно простых параметров, – таких как площадь, плотность населения, доля городского населения, уровень цен и т.д.), либо разделить российские регионы на несколько групп со сходными финансовыми и социально-экономическими условиями развития.

2. Фонд  субвенций. В отличие от дотаций, субвенции предоставляются на определенные цели. С их помощью федеральные власти могут воздействовать на структуру региональных бюджетов, стимулируя, например, расходы на образование, здравоохранение, культуру и т.д.

Основным принципом предоставления субвенций должно стать долевое участие Федерации в финансировании соответствующих расходов регионов. При этом, чем ниже бюджетная обеспеченность региона, тем более высокой должна быть доля федерального бюджета.

3. Фонд регионального развития. Задача этого фонда – оказывать поддержку слаборазвитым и / или депрессивным регионам в финансировании инвестиций (главным образом, в производственную и социальную инфраструктуру). Распределяться его средства могут по формулам (в зависимости, например, от уровня развития инфраструктуры и налогового потенциала регионов) или путем конкурсного отбора проектов. В любом случае региональные и местные власти должны участвовать в финансировании этих инвестиций, гарантируя при этом целевое использование федеральных средств.

4. Фонд  поддержки реформ. Не секрет, что реформы в разных регионах идут с различной скоростью. Во многом это объясняется не объективными факторами, а экономической политикой региональных властей. В переходный период федеральное правительство должно по отношению к регионам играть ту роль, которую в отношении него самого играет Международный валютный фонд. Доступ к ресурсам фонда поддержки реформ должны иметь регионы, чья финансовая и социально-экономическая политика соответствует заранее установленным критериям. Источники его формирования – часть фонда трансфертов, а также кредитов МВФ и Всемирного банка.

Финансовую поддержку субъектов РФ планируется осуществлять почти исключительно на базе ФФПР, объединив в нем практически все остальные ее направления.

Поскольку основная цель функционирования ФФПР – выравнивание субъектов РФ по критерию бюджетной обеспеченности, уменьшение размеров фонда с одновременной ликвидацией иных форм финансовой поддержки выглядит нелогичным. Как свидетельствует бюджетная статистика, разрыв между собственными душевыми доходами наиболее или наименее обеспеченных региональных бюджетов с каждым годом нарастает, и средств для блокирования этого процесса востребуется никак не меньше, чем ранее.

Важнейшим условием предоставления федеральной финансовой поддержки должно стать следование параметрам программы оздоровления регионального бюджета. При этом основным параметром должна служить доля производственных и жилищно-коммунальных дотаций в расходах регионального бюджета. К числу подобных параметров также относятся доля населения в оплате ЖКХ и услуг общественного транспорта, наличие и степень административного контроля цен (например, число контролируемых товарных позиций), высота барьеров для доступа на региональные товарные рынки, предельные величины бюджетных заимствований в регионах и пр.

Должны быть установлены и включены соответствующей статьей в федеральный бюджет федеральные социальные стандарты – показатели минимальных долей расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту в региональных бюджетах. При сокращении фактических расходов ниже установленных минимумов будет происходить адекватное сокращение субвенций из федерального бюджета, что уменьшит возможности наращивания неприоритетных расходов (дотирование цен, ЖКХ и убыточных предприятий и т.п.). При этом, чем выше доля федеральной помощи в региональном бюджете, тем более жесткими должны быть соответствующие нормативы. Такой подход усилит целевую направленность субвенций.

 

4. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по  
определению основных задач и количественных параметров формирования  
доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является  
одним из основных инструментов экономической политики государства.  
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным  
посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале  
(не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются  
сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление  
бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей  
бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности  
органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние  
государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную  
экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей  
также может выступать одним и критериев успешности варианта  
осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно  
предложить следующие:

·    уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

·    уровень выполнения бюджетных обязательств;

·    величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

·    объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание  
государственного бюджета;

·    уровень монетизации бюджетного дефицита;

·    величину валютных резервов, используемых для финансирования  
бюджетного дефицита;

·    динамику валового внутреннего продукта;

·    уровень безработицы;

·    степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о  
бюджете.

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить  
критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии  
российской экономики:

·    масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

·    величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия  
бюджетного финансирования;

·    величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  
подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих  
успешной бюджетной политики, определенных на основе международного  
опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных  
обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов,  
обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного  
дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких  
процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая  
политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста,  
снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного  
благосостояния.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная бюджетная система Российской Федерации представляет собой чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.

В связи с переходом к рынку наша страна испытывает колоссальный экономический и социальный кризис (вообще, Россия - единственная страна, в которой ВНП испытал такое падение не вследствие участия в крупной войне). У нас всех есть надежда, что пути решения этого кризиса лихорадочно ищутся Правительством (не имеется ввиду, программы типа “500 дней”, созданные творческим гением г-на Гайдара и Явлинского). И в этом плане большое значение придается реформированию и бесперебойному функционированию Государственной бюджетной системы в целом и бюджетной системы Субъектов Федерации в частности. БС РФ получает сегодня вс большую самостоятельность в решении насущных вопросов регионов, что влечет за собой рост ответственности за свои действия.

Информация о работе Бюджеты субъектов РФ и приоритеты социальной политики