Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………... 4
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика…………………………..... 4
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
6
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………... 9
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации... 9
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. ....... 15
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.……….. 22
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
24
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
24
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…... 26
Заключение…………………………………………………………………….... 30
Список использованных источников…………………………………………... 32

Файлы: 1 файл

Курсовая по БС 2.docx

— 226.37 Кб (Скачать)

       По  сравнению с 2009 годом возросли расходы  на национальную оборону на 3,4%, они  составят 1253,2 млрд рублей. В то же время расходы федерального бюджета на образование по сравнению с 2009 годом сократились на 14 млрд рублей и составили 398,6 млрд рублей.

       В 2010 году продолжится реализация приоритетного  национального проекта "Образование", на него направляется 14,5 млрд рублей.

       По  итогам первых трех месяцев дефицит  федерального бюджета составил 3,2% ВВП (307,6 млрд руб.), сообщил Минфин. Расходы  казны — 2,2 трлн руб. (22,9% от годового плана), доходы — 1,9 трлн (28,1%). С опережением  графика казну пополняют как  нефтегазовый сектор (877,6 млрд руб., или 27,5%), так и остальные отрасли (1,07 трлн руб., или 28,6%)[21].

       Благодаря доходам от инвестирования средств  суверенных фондов в январе бюджет был исполнен с профицитом (3% ВВП), февраль и март — уже с дефицитом (7,9% и 3,9%). В прошлом месяце для  финансирования дефицита казны был  распечатан резервный фонд, из которого было перечислено 169,5 млрд руб. Всего  на покрытие дефицита в первом полугодии  из фонда может быть потрачено 1,14 трлн руб., а по действующему закону о бюджете разрыв в доходах  и расходах составит 6,8% ВВП (2,9 трлн руб.).

       Результаты I квартала порадовали финансовых экспертов. Бюджет пополняется с опережением графика, доходы растут благодаря дорожающей нефти (средняя цена Urals с начала года — $75,55, в бюджете — $58), но эффект для казны снижается из-за укрепления рубля (33,9 руб./$ в бюджете, сейчас — 29,3 руб./$). Ненефтегазовые доходы поступают быстрее нефтегазовых, замечает она. Сырьевые доходы могут показать более интенсивный рост в апреле, когда на поступлениях скажется подорожание нефти в марте, замечает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог».

       По  рабочим оценкам Минэкономразвития, дефицит бюджета в этом году составит около 6% ВВП. Министр финансов Алексей  Кудрин более осторожен: ранее он оценивал разрыв в 6-6,8%. По словам других специалистов в области финансов и экономики прогнозируют дефицит бюджета в размере 5,9 да 1%, если при этом цена барреляь нефти марки Urals будет в пределах от $80 до $70. В целом итоги I квартала свидетельствуют о стабильности экономики. 
 

       2.3  Итоги реализации  бюджетной политики

       Итак, по результатам анализа исполнения Федерального бюджета за 2008, 2009гг., можно сделать выводы об эффективности бюджетной политики по ряду критериев: исполнение планов по доходам, практически полное исполнение планов по расходам, профицит бюджета в 2008 году и дефицит 2009, сокращение темпов роста государственного долга. Однако перспективные планы по реализации бюджетной политики оказались неэффективными, не предусматривали ситуацию возникновения кризиса в конце 2008, не содержали разработанных методик по предотвращению последствий кризиса.

       При определении целей и задач  бюджетной политики следует исходить из того, что существенно возросла  неопределенность   на мировых  рынках сырья, продовольствия и капитала. Замедлены темпы роста мировой  экономики.

       Внешние  факторы  оказывают  серьезное  воздействие  на   российскую экономику. Это обусловлено  и  тем обстоятельством,  что, несмотря на высокие темпы экономического роста  в  последние  десять  лет,   нынешняя структура российской экономики еще не отвечает  современным   требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от   структуры экономики развитых стран, где высок  удельный  вес  образования,   науки, здравоохранения.

       При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой  инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

       В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все  возможные сценарии развития мировой  экономики, включая негативные, и  в то же время быть активной, в  максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

       Наиболее  острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема[22].

       Инфляция  уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность  к  сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

       Кроме того, с  точки  зрения  создания  основ  долгосрочного   роста  экономики  и  устойчивости  бюджета  важно  преодоление     отрицательных  демографических  тенденций.  Согласно  прогнозам,  численность   занятого населения будет постепенно сокращаться  при одновременном росте количества пенсионеров. Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной  из наиболее серьезных проблем экономической  политики.

       Политика  предшествующих лет позволила заблаговременно  создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно  смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса. Была заложена и хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере.

       Но  бюджетное планирование на среднесрочную  перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие  риски продолжения глобального экономического кризиса.

       Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие  прогнозируется снижение реального  уровня доходов граждан.

       Резкое  падение государственных доходов  в условиях мирового финансового  кризиса заставило скорректировать бюджет на 2009 год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета выше доходов. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.

       К 2010 г. кризис заставил извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Основные направления  совершенствования  бюджетной политики  Российской Федерации 

       3.1 Мероприятия по  улучшению реализации  бюджетной политики  в области доходов 

       Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период[23]. При формировании бюджетной политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.

       Во-первых, в кризисный период произошло  резкое снижение доходов бюджетной  системы, прежде всего налоговых  поступлений.

       Во-вторых, большинство граждан и организаций  находятся сегодня в сложном  финансовом положении.

       В-третьих, принятые решения о переходе на страховые  принципы ресурсного обеспечения государственной  пенсионной системы и соответствующее  повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с  учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

       Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая  политика должна быть нацелена на решение  двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы[24].

       Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать  позитивное воздействие на структурные  изменения в экономике, формировать  комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

       Бизнес  должен проявить высокую степень  ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение  от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых  в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.

       В последующие годы должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой  системы.

       Требуется дополнительно проанализировать последствия  повышения страховых взносов  в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового  положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

       При этом особое внимание необходимо уделить  мерам в отношении субъектов  малого предпринимательства, а также  сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться  со снижением уровня пенсионного  обеспечения.

       С учетом возникших сложностей по доступу  организаций к кредитным ресурсам и проблем с ликвидностью следует  принять следующие меры налоговой  политики:

  • увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;
  • установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

       В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности  производства.

       В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной  деятельности, а также внедрения  результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок  амортизации нематериальных активов.

       Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с  выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения  современных технологий налогового администрирования.

       Риск  для стабильности доходной части  бюджета по-прежнему представляет практика использования схем уклонения от уплаты налогов.

       В этой связи целесообразно реализовать  следующий комплекс мер:

       1) законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов;

       2) оперативно принять поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием.

       3) законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

       В условиях объективного снижения налоговых  поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых  доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной  политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

       Необходимы  также решения и активная работа по следующим направлениям:

  • инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
  • скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;
  • увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
  • повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;
  • оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации