Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………... 4
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика…………………………..... 4
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
6
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………... 9
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации... 9
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. ....... 15
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.……….. 22
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
24
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
24
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…... 26
Заключение…………………………………………………………………….... 30
Список использованных источников…………………………………………... 32

Файлы: 1 файл

Курсовая по БС 2.docx

— 226.37 Кб (Скачать)

       Совокупное  влияние прочих факторов снизило  доходы федерального бюджета еще  на  0,2 п.п. ВВП.

       Расходы федерального бюджета за 2008 год составили 7566.6 млрд. рублей или 18.2% ВВП, на 0.1 п.п. ВВП выше, чем в предыдущем году (на 0,7 п.п. ВВП выше без учета однократных перечислений в институты развития из федерального бюджета в конце 2007 года).

       В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в 2008 году пришелся на межбюджетные трансферты (6,4% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,5% ВВП),  расходы на общегосударственные  вопросы (1,6%) и национальную экономику (2,5%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.

       Можно отметить, что в сравнении с  предыдущим годом повысились расходы  на национальную экономику (20,8%), здравоохранение и спорт,  социальную политику (на 12,7%), межбюджетные трансферты(на 5,9%). Такое повышение преимущественно связано с началом реализации антикризисных мер в конце 2008 года, дополнительными перечислениями в региональные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов Расходы на общегосударственные вопросы и образование снизились, как и расходы на ЖКХ. Однако, расходы на ЖКХ в 2007 году включают перечисление средств из федерального бюджета в Фонд реформирования ЖКХ в ноябре [Приложение Д]. По сравнению с первоначальным законом о бюджете можно отметить снижение общегосударственных расходов, в том числе, снижение обслуживания государственного долга.

       По  сравнению с первоначальным законом  о бюджете можно отметить снижение общегосударственных расходов, в  том числе, снижение обслуживания государственного долга.

       Расходы по обслуживанию долга составили  в 2008 году 153,3 млрд. рублей или 0,4% ВВП, аналогично уровню расходов в предыдущем году. Из них около 70,0  млрд. было направлено на обслуживание внешнего долга (в предыдущем году – 76,6 млрд.), а 83,4 млрд. – на обслуживание внутреннего долга (в предыдущем году – 65,5 млрд.).

       Профицит  за 2008 год составил 1707,5 млрд. рублей или, в относительном выражении, 4,1% ВВП, что на 1,3 п.п. ВВП ниже величины в 2007 году.

       В 2008г. бюджет был исполнен с профицитом 1707,51 млрд руб., что оказалось ниже запланированного на 12,16%. В 2009г. впервые за последние 10 лет бюджет оказался дефицитным. Это связано со сложившейся кризисной ситуацией на мировом финансовом рынке. По предварительным данным Минфин по итогам 2009г. дефицит составил 2326,14 млрд руб., 5,9% ВВП., доходы 7,3 трлн руб, расходы – 9,6 трлн руб.

       В 2009г. Федеральным законом предусматривалось, что доходы федерального бюджета запланированы в размере 10927,137 млрд рублей, расходы - 9024,654млрд руб.[13] В феврале 2009г. на заседании Правительства об уточненном планировании бюджета были внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 2008г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Где прогнозируемые доходы в 2009 году сократились до 6713,8 млрд. рублей. Это потребовало существенной переструктуризации расходов федерального бюджета в соответствии с приоритетами антикризисной политики. Общая величина расходов увеличилась до 9692,2 млрд. рублей. Прогнозируемый уровень ВВП в 2009 году составлял 51 475,0 млрд рублей, инфляция в 2009 г. прогнозировалась на уровне 8,5%.

       Как следует из проекта бюджета, реализация приоритетных национальных проектов продолжится. На нацпроект "Образование" планируется  израсходовать в 2009 году 30,9 млрд рублей. На нацпроект "Здоровье" в 2009 году будет выделено 111,9 млрд рублей. На проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2009 году в проекте федерального бюджета заложено 91,2 млрд рублей. В бюджете на 2009 год на 60 млрд рублей увеличатся расходы на национальную оборону, общая сумма расходов на оборону составит в следующем году 1,375 трлн рублей.

       По  уточненным данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета  в 2009 году составили 18,8% ВВП, что на 3,5 п.п. ВВП ниже поступлений в 2008 года.   Однако, в январе, апреле, июле, октябре  и декабре 2009 года в федеральный бюджет был зачислен доход от инвестирования средств нефтегазовых фондов  в объеме  297,6 млрд. руб., что исказило реальную картину бюджетных доходов. Если исключить из доходов  эти средства, а также очистить доходы 2008 года от части инвестиционного дохода Стабфонда за 2007 год в размере 28,6 млрд. руб., зачисленного в бюджет в феврале 2008 года, то  доходы федерального бюджета в 2009 году составили всего 18,0% ВВП, что ниже доходов 2008 на 4,1 п.п. ВВП.

       Налоговые поступления в 2009 году составили 10,0% ВВП, снизившись по сравнению с 2008 годом  на 2,6 п.п. ВВП.  Неналоговые доходы составили 8,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП  ниже аналогичных показателей 2008 года. Неналоговые доходы, за исключением  инвестиционного дохода, снизились  на 1,6 п.п. ВВП, опустившись до отметки  8,1 % ВВП.

       Нефтегазовые  доходы в 2009 году составили 7,6% ВВП, что  меньше аналогичного показателя 2008 года на 2,9 п.п. ВВП. Совокупный объем ненефтегазовых поступлений снизился по сравнению  с 2008 годом на 0,6 п.п. ВВП,  составив 11,2 % ВВП. За вычетом инвестдоходов  фондов ненефтегазовые доходы в 2009 году упали на 1,2 п.п. ВВП и  составили 10,4% ВВП.

       13 января 2010 на заседании Президиума Правительства России А.Кудрин доложил о том, что доходы бюджета 2009 года исполнены по объему 7 трлн 332 млрд рублей, что на 618 млрд рублей больше, чем планировалось в феврале на заседании Правительства об уточненном планировании бюджета.

       В общей сумме доходы 2009г. к уровню доходов 2008 г., то есть к предыдущему, оказались меньше на 20,9%. При этом расходы федерального бюджета выполнены на уровне 9 трлн 651 млрд рублей. Министерства и ведомства не освоили 286 млрд до конца года[18].

       Нефтегазовые  доходы снизились по сравнению с 2008 годом на 32%  и составили 2984,0 млрд. руб.

       Ненефтегазовые  доходы (за вычетом инвестдоходов  нефтегазовых фондов) составили 4055,2 млрд. руб., что на 16,5% ниже  поступлений 2008 года.

       Поступления налога на прибыль в 2009 году оказались  рекордно низкими и упали по сравнению  с 2008 годом на 1,3 п.п. ВВП. Однако стоит  отметить, что снижение поступлений по налогу на прибыль в федеральный бюджет,  на 87% (1,1 п.п. ВВП) объясняется так называемым «эффектом ставки», в то время  как «эффект базы»  - т.е. снижение доли прибыли в ВВП  в результате кризиса – был менее существенным и составил всего 13% (0,2 п.п. ВВП)[Приложение Е,Ж].

       Структура фактических поступлений налогов  и  таможенных пошлин в федеральный  бюджет в 2009 году  в целом совпала  с предусмотренной в законе о  бюджете[19]. Серьезное отклонение наблюдается у налогов на импорт, поступления по которым снизились в результате сильного падения объемов импорта в 2009 году, и у нефтегазовых доходов, поступления по которым выросли вследствие роста мировых цен на энергоносители. Общий объем доходов, поступивших за 2009 год в федеральный бюджет, составил 109,3% от суммы, предусмотренной законом о бюджете[Приложение З].

       В 2009 году на рост доходов федерального бюджета оказали влияние следующие  факторы.

       Самым главным фактором увеличения доходов  федерального бюджета, стало ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля  к доллару за рассматриваемый  период составил -12,2%. В номинальном  выражении рубль по отношению  к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов  и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило  федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.

       Как уже говорилось выше,  зачисление в федеральный бюджет инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов также существенно  отразилось на доходах и привело  к увеличению поступлений по графе  доходы от государственного имущества  на 0,7 п.п. ВВП по сравнению с 2008 годом.

       Также к росту доходов федерального бюджета на 0,6 п.п. ВВП привело  увеличение поступлений по внутреннему  НДС. 

       Среди факторов, оказавших негативное влияние  на доходы федерального бюджета, самым  главным стало падение мировых  цен на энергоносители, снизившее доходы федерального бюджета на 4,8 п.п. ВВП. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель.

       Налоговые реформы, связанные со снижением  налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль и увеличение необлагаемого  минимума по НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель), вступившие в силу в 2009 году привели к снижению доходов  федерального бюджета на 1,6 п. ВВП. 

       Существенное  падение импорта в  2009 году, составившее  по данным ФТС  37,3%, привело к снижению налогов на импорт (НДС  и акцизов  на импорт), а также импортных  пошлин на 0,8 п.п. ВВП.

       Совокупное  влияние прочих факторов составило  менее 0,1 п.п. ВВП.

       Расходы федерального бюджета за 2009 год составили 9636,8 млрд. рублей или 24,7% ВВП по сравнению с 18,2% ВВП в предыдущем году. В функциональной классификации наибольший объем непроцентных расходов в 2009 году пришелся на межбюджетные трансферты (9,2% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 5,6% ВВП), национальную экономику (4,2% ВВП), общегосударственные вопросы (1,7% ВВП) и образование (1,1% ВВП). Расходы по разделу национальная экономика резко возросли по сравнению с предыдущими годами в результате реализации антикризисных мер. Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.

       Можно отметить, что в сравнении с  предыдущим годом по отношению к  ВВП повысились расходы по всем разделам. Практически по всем разделам расходы  также возросли в номинальном  и реальном выражении (кроме общегосударственных  вопросов в целом и социальной политики) [Приложение И].

       По  итогам года было исполнено 96,9% от уточненной бюджетной росписи расходов. В 2008 году этот показатель составил 97,7%.

       По  сравнению с законом о бюджете  на 2009 год кассовые расходы составили 99,4% (т.е. оказались ниже на 55,4 млрд. рублей). При этом процентные расходы составили 88,9% от запланированных, а непроцентные расходы – 99,7%[Приложение К].

       Расходы по обслуживанию долга составили  в 2009 году 176,2 млрд. рублей или 0,5% ВВП, на 0,1 п.п. ВВП выше, чем в прошлом  году.

       Бюджетный дефицит за 2009 год составил 2300,1 млрд. рублей или, в относительном выражении, 5,9% ВВП по сравнению с профицитом 4,1% ВВП в предыдущем году. В связи с этим обосновалась необходимость Стабилизационного фонда. Резервный фонд способен сглаживать нестабильность финансовой ситуации. Это один из стратегических резервов финансирования дефицита бюджета и покрытия незапланированных расходов.

       Анализируя  Федеральный бюджет России 2010 г. можно отметить следующее: доходы бюджета определены в размере 6,95 трлн рублей, расходы - 9,89 трлн. Дефицит составит 6,8% ВВП или 2,94 трлн рублей. Бюджет рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть Urals $58 за баррель. Уровень инфляции - 8%, темпы роста ВВП -1,6%[14].

       Сокращен  объем зарезервированных средств  на 26,2 млрд рублей. Из этой суммы 25 млрд рублей будут взяты из антикризисного фонда, созданного для поддержки  различных отраслей экономики страны и рынка труда. Еще 1 млрд будет  получен за счет бюджетных ассигнований, зарезервированных на уплату налогов. Кроме того, на 251,3 млн рублей предполагается сократить российский взнос в  антикризисный фонд ЕврАзЭС. Из этих средства 5 млрд рублей потратят на проведение переписи населения, 6,1 млрд рублей - на соцгарантии и компенсации военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов  и работникам органов прокуратуры, еще 3,6 млрд рублей - на оплату труда гражданского персонала Минобороны.

       За  счет сокращения бюджетных расходов будут увеличены бюджетные ассигнования на поддержку сельского хозяйства - 3,5 млрд рублей. Еще 926,4 млн рублей пойдут на содержание объектов инфраструктуры "АВТОВАЗа", подлежащих передаче в собственность РФ, 700 млн рублей - на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов и для школьных бассейнов[20].

       За  счет сокращения средств, выделяемых на повышение капитализации банков - с 250 до 100 млрд рублей - будет увеличен антикризисный фонд - до 195 млрд.

       Предусмотренные для имущественного взноса в госкорпорацию "Олимстрой" 68,7 млрд рублей правительство  предлагает перераспределить и направить - 60 млрд рубле пойдут на взнос в  уставный капитал ОАО "РЖД" для  создания объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки Олимпийских  и Паралимпийских игр в 2014 г в  Сочи и 7,8 млрд рублей - на развитие транспортной системы страны.

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации