Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является предложение мероприятий по совершенствованию бюджетной политики Российской Федерации в области доходов и расходов на современном этапе развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..... 3
1 Теоретические основы бюджетной политики……………………...………... 4
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетной политика…………………………..... 4
1.2 Законодательные основы осуществления бюджетной политики государства ………………………………………………………………………
6
2. Реализация бюджетной политики на практике……………………………... 9
2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации... 9
2.2 Анализ исполнения федерального бюджета за период 2008-2010 гг. ....... 15
2.3 Итоги реализации бюджетной политики за период 2008-2010гг.……….. 22
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации…………………………………………………………..
24
3.1 Мероприятия по улучшению реализации бюджетной политики в области доходов …………………………………………………………………
24
3.2 Пути совершенствования политики в отношении расходов бюджета…... 26
Заключение…………………………………………………………………….... 30
Список использованных источников…………………………………………... 32

Файлы: 1 файл

Курсовая по БС 2.docx

— 226.37 Кб (Скачать)

       1.2 Законодательные  основы осуществления  бюджетной политики  государства 

       В Росси за многие годы накоплен определенный положительный опыт и складывается система правового регулирования бюджетной политики.

       Бюджетное законодательство - совокупность законодательных и других нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения.

       Бюджетное законодательство Российской Федерации это иерархическая система нормативных правовых актов, состоящая из Бюджетного кодекса РФ (принят в 1998, вступил в действие с 1 января 2000) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Федерации о бюджетах субъектов Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.

       Таким образом, действующее российское законодательство можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся нормативно-правовые акты, определяющие стратегию и долгосрочную перспективу экономического и финансового развития страны. К данной группе относятся Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, которая определяет пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе[3]. Так же в данную группу относится ежегодные Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год[4,5,6], в которых подводятся итоги выполнения бюджетной политики и определяются стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. В процессе составления проекта федерального бюджета Правительство РФ ориентируется в первую очередь на приоритеты, обозначенные в бюджетной политики. Так же важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на планируемый год и на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финансовое положение страны, отдельных территорий, финансовые последствия проводимых реформ, возможности осуществления мер, намеченных на перспективу.

       Кроме выше изложенных основополагающих документов к данной группе относятся и «Основные направления налоговой политики РФ на очередной финансовый год», нормативных правовые акты органов исполнительной власти, в частности, определяющие более конкретные направления, пути и меры развития федерального бюджетного законодательства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, например, Правительством РФ была утверждена «Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год»[7] в стадии разработки «Программа по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов»[8]. Так же к данной группе можно отнести Указы и Распоряжения Президента РФ, например Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[9].

       Ко  второй группе - законодательной основе бюджетной политики актов относится различные кодексы РФ и группа базовых, взаимосвязанных законов Российской Федерации. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации[10]. Действующий Бюджетный кодекс был принят Государственной Думой 17 июля 1998г. Бюджетный кодекс является «основой основ» в бюджетном законодательстве, все издаваемые нормативные правовые акты никак не могут противоречить данному Кодексу. Налоговый Кодекс РФ[11]. В перечисленные базовые Кодексы ежегодно вносятся дополнения и изменения, связанный с решением Конституционного Суда РФ, Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

       За  последние годы в Российской Федерации  складывается система законодательства о бюджетной политики, в которой инициаторы законодательных инициатив, органы федеральной законодательной и исполнительной власти стремятся использовать все положительное в данной области правового регулирования, что накоплено за многие годы.

       Вместе  с тем, необходимо признать, что жизнь  не стоит на месте и пределов совершенствования  бюджетной политики и бюджетного законодательства не существует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Реализация бюджетной  политики на практике 

       2.1 Основные направления бюджетной политики и меры по ее реализации 

       Важнейшими  задачами бюджетной политики являются:

  • улучшение качества жизни населения,
  • создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере,
  • решение проблем макроэкономической сбалансированности,
  • снижение темпов инфляции;
  • повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

       В период 2006-2008гг. при формировании бюджетной политики  важнейшей задачей Правительства РФ была сбалансированность федерального бюджета. Высокие цены на нефть и газ, а также последствия дефолта автоматически решили эту задачу. Доходы от экспорта превысили все планы и ожидания.

       По  итогам реализации этой задачи законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов  федерального  бюджета,  установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

       С 2004г. в Российской Федерации действует  Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. В него перечисляются государственные доходы от добычи и экспорта нефти при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

  • является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  • обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

       Действовавший в 2004-2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

       С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3069 млрд руб.), призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых   расходных обязательств в случае  недостаточности нефтегазовых  доходов, и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.), ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости   пенсионной системы.

       Резервный фонд представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учёту и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения  указанного трансферта.

       Федеральным законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период устанавливается нормативная  величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов  прогнозируемого на соответствующий  финансовый год объема валового внутреннего  продукта, указанного в федеральном  законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период.  
Если величина Резервного фонда превысит 10 % ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.

       Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

       Фонд  национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения  сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства фонда будут  инвестироваться в корпоративные  облигации и акции вне России. Фонд национального благосостояния формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

       Таким образом, бюджетная политика на данном этапе развития формируется в  условиях финансовой и экономической  стабильности. Впервые появилась  реальная возможность для выхода страны на траекторию устойчивого роста  экономики. Для этого накоплены  необходимые валютные резервы и  сложилась благоприятная ценовая  конъюнктура на российскую экспортную продукцию на мировых рынках в  долгосрочном периоде.

       Однако  уже в начале 2009г. возникла тенденция  снижения темпов развития мировой экономики. Внешние факторы оказывают серьезное  воздействие на российскую экономику. В связи с этим появляется необходимость  сглаживания последствий мирового финансового кризиса.

       Перед  Правительством Российской Федерации  совместно с Банком России в 2009г. была поставлена задача принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции[6].

       Второй  важнейшей задачей бюджетной  политики этого периода является развитие среднесрочного финансового  планирования.

       Бюджетная политика разрабатывается и реализуется  Министерством финансов РФ. Оно разработало  бюджетную политику РФ на среднесрочную  перспективу - на 2006-2008 гг., которая в итоге трансформировалась в среднесрочные (трехлетние) федеральный бюджет и региональные бюджеты на 2008-2010 годы. Определение бюджетной политики на среднесрочную перспективу осуществляется в России впервые, хотя это обычная практика для развитых стран мира. В целях обеспечения преемственности и  предсказуемости бюджетных проектировок,  создания  правовой  основы  для  заключения многолетних государственных контрактов, формирования  среднесрочных  ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период.

       В 2007 году федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации впервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009-2011  годы   в формате "скользящей трехлетки". Многие субъекты Российской  Федерации   и муниципальные образования также утвердили свои первые 3-х летние бюджеты.

       Бюджетной политикой на 2009г. определена задача усилить роль бюджета  в  стимулировании   роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу[6].

       Начиная  с  2009  года  проекты  федерального  бюджета  и   бюджетов государственных  внебюджетных фондов на очередной 3-летний период   должны формироваться  с  учетом  основных  параметров  бюджетных    прогнозов на 15-летний период, а по отдельным  направлениям  -  на  более   отдаленную перспективу.

Информация о работе Бюджетная политика и ее реализация в Российской Федерации