Бюджет муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 10:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования - г. Кемерово.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
1.2 Доходы местных бюджетов
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов
Глава 2. Социально-экономическая характеристика муниципального образования г. Кемерово
2.1 Общая характеристика г. Кемерово
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кемерово
3. Анализ доходов и расходов местного бюджета г. Кемерово
3.1 Методы экономического анализа хозяйственной деятельности
3.2 Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово
3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово
3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 645.00 Кб (Скачать)

К доходам от прочих налогов и сборов относятся доходы от взимания Госпошлины и исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п., а также доходы от местных налогов и сборов. В 2002г. они составляли 31344,0 тыс. руб. В 2003г. - 196912,0 тыс. руб., что в 5 раз больше, чем в 2002г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных налогов и сборов.

Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 8.

 

Таблица 8. Структура неналоговых доходов местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

       

2004/2002

       

тыс.руб.

%

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности Государственных и муниципальных организаций

138723,0

29704,0

366769,0

+228046,0

+164,4

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

87113,0

-

-

-

-

Административные платежи и сборы

3262,0

-

-

-

-

Штрафные санкции, возмещение ущерба

22977,0

22039,0

40560

+17583,0

+76,5

Прочие неналоговые доходы

4874,0

11041,0

20140

+15266,0

+313,2

Всего неналоговых доходов

256949,0

330129,0

427469

+170520,0

+66,4


Результаты табл. 8. показывают положительную динамику роста данной группы дохода. В 2002г. доходы от имущества, находящегося в Государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций составляли 138723,0 тыс. руб., а в 2003г. - 297049,0 тыс. руб. В свою очередь, в 2004 г. данный вид доходов составил 366769,0 тыс. руб., что больше того же показателя 2002 г. на 164,4%.

Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета г. Кемерово составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и т.п.

Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 9.

 

Таблица 9. Структура безвозмездных перечислений местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

       

2004/2002

       

тыс. руб.

%

Дотации от других бюджетов бюджетной системы

1012272,0

1117011,0

1278941

+266669,0

+26,3

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы

230045,0

131786,0

186618,0

-43427,0

-18,9

Субсидии

63596,0

-

-

-

-

Средства, получаемые по взаимным расчетам

84678,0

442420,0

915337,0

+830659,0

+98,1

Прочие безвозмездные перечисления

3689,0

20203,0

12500,0

+8811,0

+238,8

Всего безвозмездных перечислений

1394280,0

1711420,0

2398396

+1004116

+72,0


 

Как показывают результаты таблицы 9. финансовое здоровье г.Кемерово во многом зависит от дотаций из бюджетов других уровней: в 2002г. 1012272,0 тыс. руб., в 2003 г. они составили 1117071,0 тыс. руб., а в 2004 г. выросли на 26,3% по сравнению с 2002 г.

3.3 Анализ расходов  местного бюджета г. Кемерово

 

Расходная часть местных бюджетов г. Кемерово включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы города.

Расходная часть местного бюджета г. Кемерово, в частности, включает:

- расходы, связанные с  решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и субъектов РФ;

- расходы, связанные с  осуществлением отдельных государственных

полномочий; переданных органам местного самоуправления;

- расходы, связанные с  обслуживанием и погашением долга  по муниципальным займам;

- расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

- ассигнования на страхование  муниципальных служащих, объектов  муниципальной собственности, гражданской  ответственности и предпринимательского  риска и др.

Расходы местного бюджета г. Кемерово представлены в таблице 10.

 

Таблица 10. Расходы местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Отклонения (+/-)

       

2004/2002

       

тыс. руб.

%

Государственное управление и местное самоуправление

179341,0

180102,0

238161,0

+58820,0

+32,8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

128186,0

147234,0

172456,0

+44270,0

+34,5

Промышленность, энергетика и строительство

42578,0

54760,0

87130,0

+44552,0

+1,05

Сельское хозяйство

9732,0

5877,0

2391,0

-7341,0

-75,4

Транспорт, связь и информатика

123358,0

123723,0

174462,0

+51104,0

+41,4

Развитие рыночной инфраструктуры

-

1300,0

1000,0

+1000,0

+100,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

786331,0

954199,0

1396387,0

+610056,0

+77,6

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

9364,0

31800,0

41718,0

+32354,0

+345,5

Образование

47033,0

51487,0

1695763,0

+1648730,0

+3505,

Культура, искусство и кинематография

750,0

999,0

80963,0

+80213,0

+10695

Средства массовой информации

750,0

999,0

1400,0

+650,0

+86,6

Здравоохранение и физическая культура

541266,0

591637,0

456322,0

-84944,0

+15,7

Социальная политика

389546,0

277277,0

322154,0

-67392,0

-17,3

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

-

674,0

640,0

+640,0

+100,0

Охрана окружающей среды

-

-

-

-

-

Территориальные экологические фонды

572,0

-

-

-572,0

-100,0

Прочие расходы

62938,0

77331,0

132404,0

+69466,0

+110,4

Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета

15329,0

1000,0

-

-15329,0

-100,0

Всего расходов

3413025,0

3625954,0

5178739,0

+1765714,0

+51,7


 

Как показывают результаты таблицы 10 расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2002г. они составляли 3413025,0 тыс. руб., в 2003 г. – 3625954,0 тыс. руб., то в 2004 г. эта сумма была равна 5178739,0 тыс. руб. В 2004г. расходы местного бюджета г. Кемерово по сравнению с 2002 г. увеличились на 51,7%.

Из результатов таблицы 10 следует, что наибольший % увеличения расходов был в 2003г. на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС и стихийных бедствий. Вспомним, что 2003г. был трудный год: были наводнения, пожары, на ликвидацию которых и были израсходованы средства из местного бюджета.

По тем же, с нашей точки зрения, причинам (ведь в данную группу расходов входят и расходы помимо органов внутренних дел и на пожарную службу), а также в связи с усилением борьбы с терроризмом, было резкое увеличение расходов на правоохранительную деятельность, Расходы на правоохранительную деятельность составили в 2002г. - 128186,0 тыс. руб., в 2003 г. – 147234,0 тыс. руб., а в 2004 г. расходы увеличились на 34,5% по сравнению с 2002г. и составили 172456,0 тыс. руб.

По результатам таблицы 10 прослеживается постоянная динамика роста расходов на образование, здравоохранение и культуру. Увеличились расходы на промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Каков удельный вес каждой группы расходов в общей структуре сходов местного бюджета г. Кемерово? Представим расчеты для анализа в таблице 11.

 

Таблица 11. Доля отдельных групп расходов в местном бюджете г. Кемерово

Показатели

2002 г.

Уд. вес, %

2003 г.

Уд. вес, %

2004 г.

Уд. вес, %

Отклонения (+/-) 2004/2002%

Государственное управление и местное самоуправление

179341,0

5,3

180102,0

4,96

238161,0

4,59

+32,8

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

128186,0

3,8

147234,0

3,98

172456,0

3,33

+34,5

Промышленность, энергетика и строительство

42578,0

1,2

54760,0

1,4

87130,0

1,68

+1,05

Сельское хозяйство

9732,0

0,3

5877,0

0,14

2391,0

0,05

-75,4

Транспорт, связь и информатика

123358,0

3,6

123723,0

3,4

174462,0

3,37

+41,4

Развитие рыночной инфраструктуры

-

-

1300,0

0,03

1000,0

0,02

+100,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

786331,0

23,0

954199,0

24,1

1396387,0

26,9

+77,6

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий

9364,0

0,3

31800,0

0,8

41718,0

0,8

+345,5

Образование

47033,0

31,5

51487,0

28,4

1695763

32,7

+3505,5

Культура, искусство кинематография

750,0

1,4

999,0

1,3

80963,0

1,56

+10695

Средства массовой информации

750,0

0,02

999,0

0,03

1400,0

0,03

+86,6

Здравоохранение и физическая культура

541266,0

15,9

591637,0

14,9

456322,0

8,8

+15,7

Социальная политика

389546,0

11,4

277277,0

7,0

322154,0

6,2

-17,3

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

-

-

674,0

0,02

640,0

0,01

+100,0

Охрана окружающей среды

-

-

-

-

-

-

-

Территориальные экологические фонды

572,0

0,02

-

-

-

-

-100,0

Прочие расходы

62938,0

1,8

77331,0

1,9

132404,0

2,6

+110,4

Средства, получаемые по взаимным расчетам из областного бюджета

15329,0

0,4

1000,0

0,03

-

-

-100,0

Всего расходов

3413025,0

100,0

3625954

100,0

5178739

100,0

+51,7


 

Как видно из результатов таблицы 11 наибольший удельный вес в структуре расходов местного бюджета г. Кемерово составляет в настоящее время образование, а затем ЖКХ. Доля расходов на образование в 2002г. составляла 31,5%, в 2003г. - 28,4%, а в 2004 г. уже 32,7%. Доля расходов на ЖКХ в 2002г. - 23,0%, в 2003г. - 24,1%, в 2004 г. – 26,9%.

 

3.4 Проблемы формирования  бюджета и пути преодоления  дефицита бюджета муниципального  образования г. Кемерово

 

Проблемы бюджета муниципального образования г. Кемерово во многом схожи с общими проблемами местных финансов в Российской Федерации. Как уже отмечалось, в реально функционирующей бюджетной системе Российской Федерации, в настоящее время полномочия муниципальных органов власти во • многом не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Растут затраты на охрану общественного порядка, усиливается контроль за использованием земель, за социальной поддержкой и содействием занятости населения, необходимостью покрытия затрат на природоохранные мероприятия и т. д.

Остается проблемой взаимоотношений центра и территорий. Ведь формирование местного бюджета, во многом зависит от политики федеральных органов.

Процесс развития местных бюджетов напрямую связан с решением вопросов по разграничению государственных и муниципальных полномочий.

Выход из этой запутанной ситуации видится в четком разграничении различных полномочий и способов их финансирования. Во-первых, было бы целесообразным, думается, исключить из списка «вопросов местного значения» (по сути являющегося списком «собственных» полномочий органов местного самоуправления) все те функции, в отношении коих местные органы лишь применяют правила и нормы, установленные на федеральном или региональном уровнях: они должны быть приравнены к делегированным полномочиям (например, выплата зарплаты преподавателям, а также различных пособий).

Во-вторых, следовало бы признать недостаточным содержащееся в законодательстве требование, согласно которому финансирование «собственных» и «делегированных» полномочий (в отношении как поступлений, так и расходов) прописывалось в бюджете отдельно. Важно пойти дальше, добиваясь того, чтобы средства, предназначенные для финансирования «делегированных» полномочий (которых в перспективе, вероятно, будет больше, чем сейчас), вообще не включались в бюджет муниципального образования, а перечислялись на казначейский счет муниципалитета; распорядителем же этих средств должен стать глава местной администрации, работающий под контролем как местного представительного органа, так и администрации субъекта Федерации.

Информация о работе Бюджет муниципального образования