Бюджет муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 10:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования - г. Кемерово.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
1.2 Доходы местных бюджетов
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов
Глава 2. Социально-экономическая характеристика муниципального образования г. Кемерово
2.1 Общая характеристика г. Кемерово
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кемерово
3. Анализ доходов и расходов местного бюджета г. Кемерово
3.1 Методы экономического анализа хозяйственной деятельности
3.2 Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово
3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово
3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 645.00 Кб (Скачать)

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов [19, с. 189].

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и расстроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

1.2 Доходы местных  бюджетов

 

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок формирования местных финансов определен Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ. [5]

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, а также поступлений от регулирующих доходов и средств по взаимным расчетам. В нее входит также финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Собственные доходы местных бюджетов включают местные налоги и сборы, другие собственные доходы. К нему относится также часть федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе.

Таким образом, доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

1) местных налогов и  сборов;

2) отчислений от регулирующих  доходов и сборов;

3) неналоговых доходов.

Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами.

Регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, в ряде случаев они устанавливаются на долговременной основе (на три года) [16, с. 120].

Отчисления от федеральных региональных налогов в пользу местных бюджетов осуществляются по таким налогам, как:

- единый налог на вмененный  доход для определенных видов  деятельности;

- налог на имущество  предприятий;

- земельный налог;

- прочих налогов и других  платежей.

Местные налоги и сборы, регулирующие доходы, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами их собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты [25, с.28].

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991 г.) и другими последующими законами к местным налогам было отнесено 23 налога. С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (1998 г.) к местным налогам отнесено 5 налогов:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц;

3) налог на наследование  или дарение;

4) налог на рекламу;

5) местные лицензионные  сборы.

Неналоговые доходы формируются:

1) от использования (сдачи  в аренду) имущества, находящегося  в муниципальной собственности;

2) от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении; органов местного самоуправления;

3) от доходов от продажи  имущества, находящегося в муниципальной  собственности;

4) в местный бюджет поступают  также другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и др.);

5) неналоговые доходы местных  бюджетов формируются также за  счет части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся  после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами  органов местного самоуправления.

Структура доходов местных бюджетов приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 Доходы местных бюджетов отдельных районов Кемеровской области в 2003 г. (в % к итогу)

Показатели

Мариинский район

Топкинский район

1

2

3

1 .Налоговые доходы

70,4

85,4

2.Неналоговые доходы

20,8

10,6

3.Финансовая поддержка  бюджетов других уровней (дотации, субвенции)

1,1

3,8

4.Прочие поступления

7,7

0,2

ИТОГО:

100

100


 

Органы власти муниципальных образований заинтересованы в собственных источниках доходов, они позволяют им шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться извлечения платежей в бюджет при недостаточном объеме собственных доходов, при увеличивающихся расходах вызвали необходимость наделения средствами местных бюджетов из областного бюджета. Они наделялись средствами главным образом за счет регулирующих налоговых доходов.

Все это позволит сократить дефицитность муниципальных бюджетов, связанную во многом с тем, за что в последние годы на них были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры, а также ряд других расходов. Вместе с тем их доходная база не была расширена. Совершенно неоправданна практика, при которой до 60% от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и муниципальный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10% [24, с. 11]. Такое положение сложилось в муниципальных образованиях Удмуртии, Липецкой и др. областей. В настоящее время собственные доходы бюджетов городов составляют 23%, поселков - 11,9%, сельских районов - 11,8%, сельских поселений -5,8% [16, с. 122]. Это превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решать задачу финансового обеспечения этого уровня власти.

Поскольку в жизни муниципалитетов большую роль играют местные налоги и сборы, попытаемся выделить их классификационные признаки.

Первый признак. Конкретные налоги и сборы устанавливаются в зависимости от полномочий органов власти вводить таковые. Среди них могут быть обязательные, и устанавливаемые органами власти на местах из списка налогов по Налоговому Кодексу.

Второй признак. Налоги и сборы возникают в зависимости от отношений к целям хозяйственного развития территории.

Третий признак. Решающую роль приобретают особенности техники исчисления и уплаты местных налогов и сборов в бюджет.

Четвертый признак. Введение налогов и сборов зависит от специфики применяемых ставок: а) в процентах от налогооблагаемой базы от фонда оплаты труда, объема выполненных работ, услуг; б) в твердой сумме (ставка в рублях к налогооблагаемой базе); в) кратные суммы минимального размера оплаты труда в месяц (МРОТ); г) в процентах от кратной суммы МРОТ.

Пятый признак устанавливает зависимость от источника уплаты налога: а) относимые на затраты производства и реализации продукции, издержки обращения предприятий, учреждений и организаций; б) уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, учреждений и организаций; в) относимые на финансовые результаты предприятий, учреждений [16, с. 122].

Налоги и сборы, разграничиваемые в зависимости от источника уплаты налогов:

1. Относимые на издержки  производства и обращения:

а) земельный налог;

б) сбор за уборку территорий населенных пунктов.

2. Уплачиваемые за счет  прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, организаций и учреждений:

а) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

б) сбор за право использования местной символики;

в) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

г) сбор за участие в бегах на ипподромах;

д) сбор со сделок, совершаемых на бирже;

е) сбор на открытие игорного бизнеса;

ж) сбор за право торговли; сбор за право торговли винно- водочными изделиями.

3. Относимые на финансовые  результаты предприятий организаций  и учреждений:

а) налог на рекламу;

б) целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования;

в) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

г) сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за парковку автотранспорта.

Местные налоги и сборы, разграничиваемые в зависимости от целей хозяйственного развития территории:

1. Регулирование территориально- хозяйственного развития:

а) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

б) сборы на содержание милиции, благоустройство территории, другие нужды;

в) сбор с владельцев собак;

г) сбор за парковку автотранспорта;

д) сбор за уборку территорий населенных пунктов; е) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере не более 1,5% от объема реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Регулирование отношений  собственности:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) сбор за выдачу ордера на квартиру. Сборы разрешительного характера:

а) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

б) сбор за право использования территории; налог на перепродажу машин, вычислительной техники;

в) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

г) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

д) сбор за право использования местной символики;

е) сбор за право проведения кино- и телесъемок, открытия игорного бизнеса.

Сборы в системе финансово-денежного оборота:

а) за участие в бегах на ипподромах;

б) за выигрыш на бегах;

в) с лиц, участвующих в игре на тотализаторе, на ипподроме;

г) со сделок, совершаемых на биржах (0,1% от суммы сделки).

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

Основная задача местных налогов - создание стабильных доходных источников местных бюджетов, в полном объеме поступающих в распоряжение соответствующих территорий. С этой целью в законодательстве Российской Федерации предусмотрен широкий спектр местного налогообложения, допускающий возможность выбора из

предложенного перечня тех налогов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития конкретных территорий.

Анализируя содержание Налогового кодекса РФ в части местного налогообложения, можно выделить следующие основные направления совершенствования структуры местных налогов. Предусмотрено сокращение или оптимизация общего числа налогов. Взят прицел на отказ от наименее эффективных местных налогов с точки зрения реализации их фискальной и экономической функций. Обозначено ослабление давления на налогоплательщика за счет сокращения числа налогов, взимаемых с выручки и фонда оплаты труда. Намечен перенос тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу обращения [23, с. 16].

Информация о работе Бюджет муниципального образования