Бюджет муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 10:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования - г. Кемерово.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований
1.2 Доходы местных бюджетов
1.3 Расходы местных бюджетов
1.4 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов
Глава 2. Социально-экономическая характеристика муниципального образования г. Кемерово
2.1 Общая характеристика г. Кемерово
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кемерово
3. Анализ доходов и расходов местного бюджета г. Кемерово
3.1 Методы экономического анализа хозяйственной деятельности
3.2 Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово
3.3 Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово
3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 645.00 Кб (Скачать)

 

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Доходы бюджета города формируются за счет:

- доходов от уплаты  налогов и сборов в соответствии  с нормативами отчислений;

- доходов от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности города;

- местных налогов и  сборов, введенных органами местного самоуправления;

- части прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после уплаты  налогов и обязательных платежей  в соответствии с действующим  законодательством;

- процентов, полученных от  предоставления бюджетных кредитов (ссуд);

- процентов, полученных от  административных платежей и  сборов;

- доходов бюджетных организаций, получаемых от предпринимательской  или иной приносящей доход  деятельности;

- прочих налогов и сборов  и других обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет города в соответствии с действующим законодательством;

- доходов в виде финансовой  помощи, полученной из бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

- безвозмездных перечислений.

Проведем анализ доходов бюджета города Кемерово по основным Группам за последние три года. Представим эти данные в таблице 4.

Таблица 4. Общая структура доходов бюджета города Кемерово

Показатели

2002г

2003г

2004г

Отклонения (+/-)

2004/2002

       

тыс. руб.

%

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

1601548,0

256949,0

1609698,0

330129,0

2045133,0

427469,0

+443585,0

+170520,0

27,7

66,4

Безвозмездные перечисления (регулируемые доходы)

 

1394280,0

 

1711420,0

 

2398396,0

 

+1004116,0

 

72,0

Доходы от предпринимательской и иной деятельности

 

21357,0

 

34394,0

 

149882,0

 

+128525,0

 

601,8

Всего доходов

3274134,0

3685641,0

5020880,0

+1746746,0

53,3


 

Как видно из результатов табл. 4. общие доходы города Кемерово с (каждым годом растут, если в 2002 г. они составляли 3274134,0 тыс. руб., то в 2003г. - 3685641,0 тыс. руб., что на 12,6% больше, а в 2004г. уже 5020880,0 тыс. руб., что уже больше на 53, 3% по сравнению с 2002г.

Результаты табл. 4. показывают, что наибольшими темпами увеличение дохода города происходит за счет увеличения неналоговых доходов и доходов от предпринимательской деятельности, они увеличились соответственно в 2003г. на 28,5% и 61,0 % и в 2004г. на 66,4% и 601,8% по сравнению с 2002г.

В тоже время в абсолютных величинах наибольшие доходы город получает от налоговых доходов и безвозмездных поступлений: налоговых поступлений в 2002г. - 1601548,0 тыс. руб., в 2003г. - 1609698,0 тыс. руб., в 2004г. - 2045133,0; безвозмездных поступлений в 2002г. - 1394280,0 тыс. руб., в 2003г. - 1711420,0 тыс. руб., в 2004г. уже 2398396 тыс. руб.

Для наглядности представим структуру доходов города Кемерово в виде диаграммы (рис.1.).

 

Рис. 1. Структура доходов города Кемерово (тыс. руб.)

 

Как видно из рис. 1. прослеживается динамика увеличения доходов города в абсолютных величинах в большей степени от безвозмездных перечислений, с 1394280,0 тыс. руб. в 2002г. до 2398396 тыс. руб. в 2004г.

В таблице 5 представлена информация о доле отдельных видов доходов в общей структуре доходов города Кемерово в 2003г.

 

Таблица 5. Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов г. Кемерово

Показатели

2002г

2003г

2004г

Отклонения 2004/2002

 

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля в%

(%)

Налоговые доходы

1601548,0

48,9

1609698,0

43,7

2045133,0

40,7

-8,2

Неналоговые доходы

256949,0

7,8

330129,0

9

427469,0

8,5

0,7

Безвозмездные перечисления

1394280,0

42,6

1711420,0

46,4

2398396,0

47,8

5,2

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

21357,0

0,7

34394,0

0,9

149882,0

3,0

2,3

Всего доходов

3274134,0

100

3685641,0

100

5020880,0

100

-


 

Как показывают результаты табл. 5. если в 2002г. доля налоговых платежей была наибольшей - 43,2 % соответственно, то в 2003г. уже большую долю в общей структуре доходов города составляли безвозмездные поступления - 46,4 % (у налоговых доходов -43,7) и в 2004г. – 47,8%. Наибольшими темпами росли при этом доли доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: на 0,7% в 2002г. , 0,9% в 2003г. и 3,0% в 2004г. Рост составил 2,3% по отношению к 2001г.) и неналоговых доходов на 7,8% в 2002г. и на 9,0% в 2003г. , но затем произошел спад в 2004г. неналоговые доходы занимали удельный вес уже 8,5%, что на 0,5% меньше предыдущего года. Однако по отношению к 2002 г. рост составил 2,3%. Темпы роста налоговых доходов наоборот значительно снизились: налоговых доходов на 43,7% в 2003г. и на 40,7% в 2004г., что на 8,2% меньше по отношению к 2002г.

За счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах? Выясним этот вопрос, проанализировав структуру каждой группы доходов, то есть их подгруппы.

В табл. 6. и 7. представлены данные о структуре налоговых доходов в местном бюджете г. Кемерово.

 

Таблица 6. Структура налоговых доходов местного бюджета г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г.

2004г.

Отклонения (+/-)

       

2004/2002

       

Тыс. руб.

%

Налоги на прибыль

968984,0

850967,0

1322039,0

+353055,0

+36,4

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные

88926,0

51961,0

61095,0

-27831,0

-31,3

Налоги на совокупный доход

188468,0

84308,0

205700,0

+17232,0

+9,1

Налоги на имущество

200718,0

235089,0

204854,0

+4136,0

+2,0

Платежи за пользование природными ресурсами

123108,0

190461,0

198011

+74903,0

+60,8

Прочие налоги, (пошлины и сборы

31344,0

196912,0

53434,0

+22090,0

+70,5

Всего налоговых доходов

1601548,0

1609698,0

2045133,0

+443585,0

+27,7


 

Таблица 7. Доля отдельных видов доходов в структуре налоговых доходов г. Кемерово

Показатели

2002г.

2003г

2004г.

Отклонения 2004/2002

 

тыс. руб.

доля в%

тыс. руб.

доля в%

Тыс. руб.

доля в%

(%)

Налоги на прибыль

968984,0

60,5

850967,0

52,9

1322039,0

64,6

+4,1

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

88926,0

5,6

51961,0

3,2

61095,0

3,0

-2,6

Налоги на совокупный доход

188468,0

11,8

84308,0

5,2

205700,0

10,0

-1,8

Налоги на имущество

200718,0

12,5

235089,0

14,6

204854,0

10,0

-2,5

Платежи за пользование природными ресурсами

123108,0

7,7

190461,0

11,9

198011

9,7

+2,0

Прочие налоги, пошлины и сборы

31344,0

1,9

196912,0

12,2

53434,0

2,6

+0,7

Всего налоговых доходов

1601548,0

100

1609698,0

100

2045133,0

100

-


 

Как показывают результаты таблиц 6 и 7 наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 60,5% - в 2002г., 52,9% - в 2003г. и 64,6% - в 2004г.

В 2002г. - 968984,0 тыс. руб., а в 2003г. доходы от налога на прибыль уменьшились на 0,3% и составили 850967,0 тыс. руб.; в 2004г. доходы о налога составили 1322039,0 тыс. руб., что на 471072 тыс. руб. доля налога в общей структуре дохода выросла на 4,1%. Уменьшение доходов от налога на прибыль в 2003г. объясняется уменьшением налоговой ставки на прибыль.

Налоги на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на игорный бизнес. Наибольшие доходы в г. Кемерово - от налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Кемерово, тем больше будет доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.

К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.

На втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 6 и 7, доходы от налогов на имущество в г. Кемерово и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: если в 2002г. они составили 200718,0 тыс. руб. (12,5%), то в 2003г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 235089,0 тыс. руб., на 17,1% больше, чем в 2002г. Однако в 2004 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 204854,0 тыс. руб., что на 14,8% меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов составила 10,0%. Прослеживается динамика увеличения и платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2002г. они составляли 123108,0 тыс. руб., то в 2003 г. они составили 190461,0 тыс. руб. В 2004 г. их удельный вес составил 10,0%. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и налог с продаж. Как показывают результаты табл. 6 и 7, если в 2002г. они составили 88926,0 тыс. руб., то в 2003г. всего 51961,0 тыс. руб. В 2004 г. произошло некоторое увеличение и данные вид доходов составил 61095,0 тыс. руб.

В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2002г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2003г. - всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2004 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. руб.

Информация о работе Бюджет муниципального образования