Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:15, курсовая работа
Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Федеральный бюджет, его значение 5
1.1 Сущность и значение бюджета………………………………………….....5
1.2 Доходы федерального бюджета 7
2 Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ…….12
2.1 Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ 2010-2012 гг. 12
2.2 Характеристика доходных источников федерального бюджета РФ 2008-2010 гг. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.
Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета. Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Нормирование налоговых доходов определяется прежде всего налоговым законодательством РФ. В силу фискальной неоднозначности различных налогов (так, федеральные налоги обладают большей фискальной значимостью по сравнению с региональными и местными) бюджетное законодательство устанавливает порядок формирования (наполнения) доходов бюджетов различных уровней. Структура налоговых доходов существенно различается по уровням бюджетов. В составе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов основными источниками являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы на отдельные товары, имущественные налоги, земельный налог.
В таблице 1, представлена динамика и структура консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 г.
Таблица 1 -Динамика и структура консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 г.
Наименование консолидированного дохода |
2010 |
2011 |
2012 | |||
абс. показатель, тыс. руб. |
удельный вес, % |
абс. показатель, тыс. руб. |
удельный вес, % |
абс. показатель, тыс. руб. |
удельный вес, % | |
Налоговые поступления: |
3130247083,90 |
61,05 |
3572043000,00 |
57,89 |
4531985592,00 |
60,88 |
Неналоговые поступления |
1910229925,00 |
37,26 |
2574234600,00 |
41,72 |
2678731300,00 |
35,99 |
Иные доходы |
86751925,00 |
1,69 |
24207000,00 |
0,39 |
233206257,00 |
3,13 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
5127228933,90 |
100,00 |
6170484600,00 |
100,00 |
7443923149,00 |
100,00 |
В таблице 2 представлены структура и динамика доходов федерального бюджета за 2010 -2012 г.
Таблица 2, Структура и динамика доходов федерального бюджета за 2010 - 2012 г.
Наименование дохода |
2010 |
2011 |
2012 | |||
абс. показатель, тыс. руб |
удельный вес, % |
абс. показатель, тыс. руб |
удельный вес, % |
абс. показатель, тыс. руб |
удельный вес, % | |
Налоговые поступления: |
3130247083,90 |
- |
3572043000,00 |
- |
4531985592,00 |
- |
Налог на прибыль организаций |
377605866,40 |
7,36 |
485681700,00 |
7,87 |
635607721,00 |
8,54 |
Единый социальный налог |
267514989,80 |
5,22 |
310412100,00 |
5,03 |
389087914,00 |
5,23 |
НДС |
1025667641,50 |
20,00 |
958094400,00 |
15,53 |
1381932484,00 |
18,56 |
Акцизы |
89543823,80 |
1,75 |
90923500,00 |
1,47 |
107390975,00 |
1,44 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
464190833,90 |
9,05 |
593028300,00 |
9,61 |
874330630,00 |
11,75 |
Налоги на имущество |
8562,20 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами |
872310006,10 |
17,01 |
1104226300,00 |
17,90 |
1114683779,00 |
14,97 |
Гос. пошлина, сборы |
23588365,40 |
0,46 |
25002200,00 |
0,41 |
26660161,00 |
0,36 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
9816994,80 |
0,19 |
4674500,00 |
0,08 |
2291928,00 |
0,03 |
Неналоговые поступления |
1910229925,00 |
- |
2574234600,00 |
- |
2678731300,00 |
- |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
1680905231,10 |
32,78 |
2301236500,00 |
37,29 |
2364266329,00 |
31,76 |
доходы от использования имущества, находящегося в гос. и мун. Собственности |
80347055,70 |
1,57 |
113338700,00 |
1,84 |
88220179,00 |
1,19 |
платежи за пользование природными ресурсами |
57908421,80 |
1,13 |
53501600,00 |
0,87 |
46551405,00 |
0,63 |
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства |
73146336,60 |
1,43 |
95869200,00 |
1,55 |
125407074,00 |
1,68 |
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1425853,70 |
0,03 |
1512900,00 |
0,02 |
6976103,00 |
0,09 |
административные платежи и сборы |
8191753,00 |
0,16 |
3252200,00 |
0,05 |
41226200,00 |
0,55 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2393326,50 |
0,05 |
2735700,00 |
0,04 |
3896794,00 |
0,05 |
прочие неналоговые доходы |
5911946,60 |
0,12 |
2787800,00 |
0,05 |
2187216,00 |
0,03 |
иные доходы |
86751925,00 |
- |
24207000,00 |
- |
233206257,00 |
- |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
153046,90 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
прочие безвозмездные поступления в федеральный бюджет от субъектов РФ |
86598878,10 |
1,69 |
24128000,00 |
0,39 |
232724257,00 |
3,13 |
Целевые отчисления от всероссийских гос. лотерей |
0,00 |
0,00 |
79000,00 |
0,00 |
482000,00 |
0,01 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
5127228933,90 |
100,00 |
6170484600,00 |
100,00 |
7443923149,00 |
100,00 |
Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что существенную часть доходов составляют два источника: доходы от внешнеэкономической деятельности — 31,76 %; и НДС — 18,56 %.
Значительную долю составляют налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами – 14,97%, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 11,75 %.
Налог на прибыль организаций составляет 8,54%.
Задачами по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности.
В основу формирования федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Закон о бюджете на 2008 - 2010 гг. опирается на достигнутые в 2000-е гг. в бюджетной сфере результаты и тенденции, направлен на реализацию приоритетов государственной политики.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2012 г.», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008 - 2010 гг.
Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закрепляется в новой редакции БК РФ.
Проектировки федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. разработаны на базе Перспективного финансового плана Российской Федерации на 2012 - 2009 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1860-р «Об утверждении перспективного финансового плана Российской Федерации на 2012 - 2009 гг.».
За основу при формировании бюджета были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г.
Доходы федерального бюджета в 2008 г. прогнозируются в размере 6644,4 млрд руб., или 18,98% к ВВП.
В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд руб. (12,07% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета - 2417,2 млрд руб. (6,91% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - 1,3 млрд руб.
По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2012 г. (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) прогнозируемые в 2008 г. доходы увеличатся на 422,2 млрд руб.
Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 470,4 млрд руб. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:
Вместе с тем доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:
Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 г. относительно действующего законодательства на 237,1 млрд руб.
В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 188,9 млрд руб.
Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 г. составит 18,98% и по сравнению с 2012 г. (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) снизится на 1,29 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства - на 0,68 процентных пункта, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов - на 0,61 процентных пункта.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 и 2010 гг. в сумме 7465,4 млрд руб. (18,81% к ВВП) и 8090,0 млрд руб. (18,06% к ВВП) соответственно.
В структуре доходов бюджета на 2008 - 2010 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников:
Налог на прибыль организаций. Расчет налога на прибыль организаций на 2008 г. произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом изменений, предусмотренных в основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.
В основу расчета налога на прибыль организаций принят прогноз на 2008 г. ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2012 г. и основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г.
В 2008 г. общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 7432,4 млрд руб., или на уровне 21,24% к ВВП, со снижением на 0,66% по сравнению с ожидаемой оценкой 2012 г.
В целях определения налоговой базы для расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 6,5%, прибыль для целей налогообложения уменьшается на 552,4 млрд руб., в том числе за счет:
Одновременно с этим налогооблагаемая прибыль увеличена на налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов в сумме 135,7 млрд руб.
Таким образом, налоговая база для расчета налога на прибыль организаций составит 7015,7 млрд руб.
Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет по ставке 6,5%, ожидается в размере 456,0 млрд руб.
Поступления налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20, 15 и 9%, прогнозируются на 2008 г. исходя из расчетной ставки 15,31% и доли этих доходов в общей сумме прибыли для целей налогообложения в размере 4,64%. Сумма налога по указанным доходам составит 52,3 млрд руб. В прогнозе поступления налога на прибыль учтено влияние изменения налогового законодательства от применения нулевой ставки налога на прибыль организаций по дивидендам, получаемым при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.
С 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивают налог на прибыль с объема реализации произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 1%, установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2008 г., составит 0,3 млрд руб.
Информация о работе Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета России