Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Федеральный бюджет, его значение 5
1.1 Сущность и значение бюджета………………………………………….....5
1.2 Доходы федерального бюджета 7
2 Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ…….12
2.1 Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ 2010-2012 гг. 12
2.2 Характеристика доходных источников федерального бюджета РФ 2008-2010 гг. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета России.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.

Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета. Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

 

2 Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ

 

 

2.1 Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ 2010-2012 гг.

 

 

Нормирование налоговых доходов определяется прежде всего  налоговым законодательством РФ. В силу фискальной неоднозначности различных налогов (так, федеральные налоги обладают большей фискальной значимостью по сравнению с региональными и местными) бюджетное законодательство устанавливает порядок формирования (наполнения) доходов бюджетов различных уровней. Структура налоговых доходов существенно различается по уровням бюджетов. В составе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов основными источниками являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы на отдельные товары, имущественные налоги, земельный налог.

В таблице 1, представлена динамика и структура консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 г.

Таблица 1 -Динамика и структура консолидированного бюджета РФ за 2010-2012 г.

Наименование консолидированного дохода

2010

2011

2012

абс. показатель, тыс. руб.

удельный вес,

%

абс. показатель, тыс. руб.

удельный вес,

%

абс. показатель, тыс. руб.

удельный вес,

%

Налоговые поступления:

3130247083,90

61,05

3572043000,00

57,89

4531985592,00

60,88

Неналоговые поступления

1910229925,00

37,26

2574234600,00

41,72

2678731300,00

35,99

Иные доходы

86751925,00

1,69

24207000,00

0,39

233206257,00

3,13

ВСЕГО ДОХОДОВ

5127228933,90

100,00

6170484600,00

100,00

7443923149,00

100,00


 

 

 

В таблице 2 представлены структура и динамика доходов федерального бюджета за 2010 -2012 г.

Таблица 2, Структура и динамика доходов федерального бюджета за 2010 - 2012 г.

Наименование дохода

2010

2011

2012

абс. показатель, тыс. руб

удельный вес, %

абс. показатель, тыс. руб

удельный вес, %

абс. показатель, тыс. руб

удельный вес, %

Налоговые поступления:

3130247083,90

-

3572043000,00

-

4531985592,00

-

Налог на прибыль организаций

377605866,40

7,36

485681700,00

7,87

635607721,00

8,54

Единый социальный налог

267514989,80

5,22

310412100,00

5,03

389087914,00

5,23

НДС

1025667641,50

20,00

958094400,00

15,53

1381932484,00

18,56

Акцизы

89543823,80

1,75

90923500,00

1,47

107390975,00

1,44

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

464190833,90

9,05

593028300,00

9,61

874330630,00

11,75

Налоги на имущество

8562,20

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами

872310006,10

17,01

1104226300,00

17,90

1114683779,00

14,97

Гос. пошлина, сборы

23588365,40

0,46

25002200,00

0,41

26660161,00

0,36

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам  и иным обязательным платежам

9816994,80

0,19

4674500,00

0,08

2291928,00

0,03

Неналоговые поступления

1910229925,00

-

2574234600,00

-

2678731300,00

-

доходы от внешнеэкономической деятельности

1680905231,10

32,78

2301236500,00

37,29

2364266329,00

31,76

доходы от использования имущества, находящегося в гос. и мун. Собственности

80347055,70

1,57

113338700,00

1,84

88220179,00

1,19

платежи за пользование природными ресурсами

57908421,80

1,13

53501600,00

0,87

46551405,00

0,63

доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства

73146336,60

1,43

95869200,00

1,55

125407074,00

1,68

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1425853,70

0,03

1512900,00

0,02

6976103,00

0,09

административные платежи и сборы

8191753,00

0,16

3252200,00

0,05

41226200,00

0,55

штрафы, санкции, возмещение ущерба

2393326,50

0,05

2735700,00

0,04

3896794,00

0,05

прочие неналоговые доходы

5911946,60

0,12

2787800,00

0,05

2187216,00

0,03

иные  доходы

86751925,00

-

24207000,00

-

233206257,00

-

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

153046,90

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

прочие безвозмездные поступления в федеральный бюджет от субъектов РФ

86598878,10

1,69

24128000,00

0,39

232724257,00

3,13

Целевые отчисления от всероссийских гос. лотерей

0,00

0,00

79000,00

0,00

482000,00

0,01

ВСЕГО ДОХОДОВ

5127228933,90

100,00

6170484600,00

100,00

7443923149,00

100,00


 

 

Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что существенную часть доходов  составляют два источника: доходы от внешнеэкономической деятельности — 31,76 %; и НДС — 18,56 %.

Значительную долю составляют налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами – 14,97%, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 11,75 %.

Налог на прибыль организаций составляет  8,54%.

Задачами по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

 

2.2 Характеристика  доходных источников  федерального бюджета РФ 2008-2010 гг

 

 

В основу формирования федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Закон о бюджете на 2008 - 2010 гг. опирается на достигнутые в 2000-е гг. в бюджетной сфере результаты и тенденции, направлен на реализацию приоритетов государственной политики.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2012 г.», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008 - 2010 гг.

Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закрепляется в новой редакции БК РФ.

Проектировки федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. разработаны на базе Перспективного финансового плана Российской Федерации на 2012 - 2009 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1860-р «Об утверждении перспективного финансового плана Российской Федерации на 2012 - 2009 гг.».

За основу при формировании бюджета были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г.

Доходы федерального бюджета в 2008 г. прогнозируются в размере 6644,4 млрд руб., или 18,98% к ВВП.

В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд руб. (12,07% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета - 2417,2 млрд руб. (6,91% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - 1,3 млрд руб.

По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2012 г. (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) прогнозируемые в 2008 г. доходы увеличатся на 422,2 млрд руб.

Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 470,4 млрд руб. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:

  • рост ВВП - на 331,0 млрд руб.;
  • изменение объемов импорта - на 143,3 млрд руб.;
  • увеличение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых) - на 125,1 млрд руб.;
  • изменения объемов экспорта - на 7,8 млрд руб.;
  • изменение структуры объемных показателей - на 3,5 млрд руб.

Вместе с тем доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

  • изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 105,7 млрд руб.;
  • изменения экспортных цен на газ природный - на 20,7 млрд руб.;
  • снижения курса рубля по отношению к доллару США - на 13,9 млрд руб.

Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 г. относительно действующего законодательства на 237,1 млрд руб.

В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 188,9 млрд руб.

Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 г. составит 18,98% и по сравнению с 2012 г. (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) снизится на 1,29 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства - на 0,68 процентных пункта, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов - на 0,61 процентных пункта.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 и 2010 гг. в сумме 7465,4 млрд руб. (18,81% к ВВП) и 8090,0 млрд руб. (18,06% к ВВП) соответственно.

В структуре доходов бюджета на 2008 - 2010 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников:

  •    налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость, на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • налог на добавленную стоимость, на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • таможенные пошлины.

Налог на прибыль организаций. Расчет налога на прибыль организаций на 2008 г. произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом изменений, предусмотренных в основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.

В основу расчета налога на прибыль организаций принят прогноз на 2008 г. ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2012 г. и основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г.

В 2008 г. общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 7432,4 млрд руб., или на уровне 21,24% к ВВП, со снижением на 0,66% по сравнению с ожидаемой оценкой 2012 г.

В целях определения налоговой базы для расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 6,5%, прибыль для целей налогообложения уменьшается на 552,4 млрд руб., в том числе за счет:

  • доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемым по ставке 15%, - 64,7 млрд руб.;
  • прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, - 279,3 млрд руб.;
  • полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, - 208,4 млрд руб.

Одновременно с этим налогооблагаемая прибыль увеличена на налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов в сумме 135,7 млрд руб.

Таким образом, налоговая база для расчета налога на прибыль организаций составит 7015,7 млрд руб.

Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет по ставке 6,5%, ожидается в размере 456,0 млрд руб.

Поступления налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20, 15 и 9%, прогнозируются на 2008 г. исходя из расчетной ставки 15,31% и доли этих доходов в общей сумме прибыли для целей налогообложения в размере 4,64%. Сумма налога по указанным доходам составит 52,3 млрд руб. В прогнозе поступления налога на прибыль учтено влияние изменения налогового законодательства от применения нулевой ставки налога на прибыль организаций по дивидендам, получаемым при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.

С 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивают налог на прибыль с объема реализации произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 1%, установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2008 г., составит 0,3 млрд руб.

Информация о работе Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета России