Меры безопасности населения и аварийно-спасательных служб в зонах катастрофического затопления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:53, реферат

Краткое описание

Сегодня в Российской Федерации не так уж много рек, на которых не было бы хоть одного водохранилища. На территории России на данном этапе проблема обеспече¬ния безопасности гидротехнических сооружений является достаточно острой, т.к. сохраняется

Оглавление

Введение
1. Аварии на гидротехнических сооружениях (прорывы плотин)
2. Исходные данные для проектирования
3. Организация инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации
4. Способы борьбы с факторами, приводящими к чрезвычайной ситуации
5. Планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезычайной ситуации
6. Организация взаимодействия работы спасательных и аварийно-восстановительных формирований с силами Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ
7. Предложения по повышению устойчивости функционирования объекта и населенного пункта

Файлы: 1 файл

бжд реферат.docx

— 78.05 Кб (Скачать)

1.     Доля населения, равная сумме:

- доля населения, эвакуированного до прихода волны прорыва (состояния 1 и 5  на первом этапе);

-  доля населения, эвакуированного при проведении спасательных работ (население переходит на втором этапе из состояния 4,6 и 7 в состояние 1).

2. Доля населения,  равная разности:

-  доля населения, укрывшегося на незатапливаемых частях сооружений и участках местности (состояния 2,3,6 и 7 на первом этапе);

- доля населения, вывезенного с незатапливаемых участков (население переходит на втором этапе из состояний 6 и 7 в состояние 1).

3.     Доля населения, равная разности:

-  доля населения, оказавшегося в воде в зоне с параметрами волны прорыва ниже критических для населения (состояние 4 на первом этапе);

-доля населения,  извлеченного из воды при проведении  спасательных работ (население  переходит на втором этапе  из состояния 4 в состояние  1).

4. Доля населения,  равная сумме:

-доля погибшего  населения (состояния 8,9 и 10 на  первом этапе);

-  доля населения, погибшего из-за несвоевременного оказания помощи и недостаточного обеспечения жизнедеятельности (население переходит на втором этапе из состояний 1,2,3,4 соответственно в 5,6,7 и 8).

Таким образом, комплекс защитных мероприятий будет оптимальным, если доля в п.1. будет равна  единице, а в остальных пунктах нулю, и удовлетворительным, если доли населения в п.п. 3 и 4 будут равны нулю. С учетом того, что исключать возможность потерь населения нельзя, критерий выбора рациональных комплексов мероприятий следующий: необходимо минимизировать долю населения в п. 4 (погибшего) и максимизировать сумму доли населения в п.п. 1 и 2 (эвакуированного и спасенного)

В соответствии с характером разрушений, характеристикой  местности и населенных пунктов, подвергшихся воздействию волны  прорыва и затопления, параметров поражающих факторов для данной чрезвычайной ситуации были сформированы 3 варианта комплексов защитных мероприятий.

Вариант 1.

Население оповещается  об угрозе катастрофического затопления. Если возможно, указывается время  до прихода волны прорыва. После  получения сигнала находящееся  дома или на рабочих местах население  должно отключить нагревательные приборы, газ, производственное оборудование, одеть  детей, взять документы, деньги и  быстро, но без паники начать движение в заранее определённом направлении  или в заранее указанные незатапливаемые места неразрушаемых волной прорыва зданий и сооружений. Населению, находящемуся на улицах (вдали от зданий), необходимо в соответствии с доводимой информацией без промедления покинуть опасную зону. Так как продолжительность затопления значительна и практически равна допустимому времени пребывания на незатапливаемых местах, требуется жизнеобеспечение населения.

Вариант 2.

После оповещения население в течение времени, необходимого для подготовки и подачи транспортных средств, собирается на место  посадки. Транспорт с людьми направляется в безопасные районы. Так как продолжительность  затопления местности около 4-х суток, необходимо жизнеобеспечение эвакуируемого  населения.

Вариант 3.

Для спасения населения, оказавшегося в воде в результате затопления местности, и вывоза в  безопасные районы осуществляются спасательные работы с использованием плавательных средств. После извлечения людей  из воды пострадавшим оказывается медицинская  помощь. Обеспечивается жизнедеятельность  людей. Население, которое укрылось до прихода волны прорыва на незатапливаемых частях объектов и участках местности, после развертывания спасательных сил и средств при длительном затоплении местности вывозится в безопасные районы и обеспечивается его жизнедеятельность.

 

Население пгт. Павловка и пгт. Кр. Ключ подвергнется воздействию большого количества (около 8-8,5 тыс. м3/с) бегущей воды, движущейся с большой скоростью, разрушающей и сметающей практически все на своем пути (для зданий и сооружений в основном сильные и полные разрушения), и, учитывая отсутствие возможностей использования незатапливаемых частей каких либо зданий и сооружений, вероятность того, что кто-либо сможет остаться в живых при таком воздействии хотя бы до начала проведения спасательных работ, буде практически равной нулю. Таким образом, в этой зоне нерационально применение комплексов мероприятий по защите населения, одержащих в своем составе мероприятия по проведению спасательных работ.

С учетом вышесказанного очевидно, что основное значение приобретают мероприятия, обеспечивающие выход или при наличии времени на подачу и дальнейшее движение транспортных средств, вывоз населения до прихода волны прорыва. Так как длительность сохранения высоких уровней затопления превышает допустимое время пребывания населения, выведенного или вывезенного из-под воздействия (до прихода) волны прорыва, без задействования соответствующих систем жизнеобеспечения с учетом условий его размещения в безопасной (незатапливаемой) зоне, вполне очевидна необходимость проведения комплексов, содержащих мероприятия по обеспечению жизнедеятельности.

В зависимости от особенностей воздействующих факторов чрезвычайной ситуации количество сил, средств, времени, отводимых для  производства восстановительных работ, различают краткосрочное восстановление, временное и капитальное.

Применительно к зданиям, инженерным сетям краткосрочное  восстановление может осуществляться в ходе АСДНР и аварийно-восстановительных  работ, чтобы локализовать очаги  поражения, а применительно к  дорогам при необходимости обеспечить разовый пропуск по ним спасательной техники. Краткосрочное восстановление можно рассматривать как разновидность  временного  восстановления, но менее технически совершенное и в условиях продолжающегося стихийного бедствия. Краткосрочное восстановление разрушенных объектов производят, чтобы обеспечить их эксплуатацию на короткий срок или разовое использование.

Работы по краткосрочному восстановлению выполняются с применением  подручных материалов и сборно-разборных  конструкций. Срок выполнения исчисляется  часами, а срок службы восстановленных  объектов – несколько суток. Основная особенность при этом – экстренный характер производства работ и недолговечность  созданных конструкций.

Временное восстановление объекта производится, чтобы обеспечить его службу на более длительный срок путем частичного (с некоторыми упрощениями) восстановления поврежденных сооружений. Работы производятся с использованием временных конструкций и местных  заранее заготовленных материалов. Сроки выполнения восстановительных  работ исчисляется днями, а сроки  службы восстановленных объектов зависят  от использованных материалов и исчисляются  месяцами. В ходе борьбы со стихийными бедствиями и факторами чрезвычайной ситуации, осложняющими условиями являются сжатые сроки выполнения работ; отсутствие проекта производства работ; отсутствие заранее подготовленных стройплощадок; возможное заражение территории и продолжающееся повторное воздействие факторов чрезвычайно ситуации.

В данной сложившейся  обстановке восстановление жилых зданий, производственных объектов и других зданий и сооружений, попавших в  зону затопления и прохождения волны  прорыва, не возможно, т.к. имеют место  сильные и полные разрушения. Восстановление разрушенной части пгт. Павловка и пгт. Красный Ключ не целесообразно, поэтому принято решение об ее капитальной застройке после разборки и сноса поврежденных конструкций.

Для этого (равно  как и для проведения АСДНР  и аварийно-восстановительных работ  в близрасположенных районах) необходимо краткосрочное восстановление дорог, подъездных путей и временное восстановлениетрассы, соединяющей район с соседними городами и и другими населенными пунктами.

При краткосрочном  восстановлении автомобильные дороги восстанавливаются не на полную ширину без создания покрытий и только в  тех случаях, если невозможно устроить объезд. В данном положении, учитывая гористую местность, устройство объездов не целесообразно, а местами не возможно.

При временном  восстановлении разрушенные дороги восстанавливаются только в пределах минимальной необходимости, причем применяются конструкции временного типа. Упрощенное покрытие дорог по прочности не должно уступать ранее  существующим. При недостатке сил и средств требования к созданным покрытиям сводятся к тому, чтобы они выдерживали нагрузку от техники заданного типа.

Восстановление  затопленных и размытых участков включает следующие работы:

-  восстановление плотин и перемычек, в результате разрушения которых произошло затопление;

- осушение заболоченных участков;

- очистка заиленных или забитых посторонними предметами дренажно-водосточных систем (иногда потребуется их вскрытие и капитальный ремонт);

- уборка наносов (грунтовых отложений и посторонних предметов);

-  исправление поверхности размытых насыпей дорог, подъездных путей;

- восстановление отдельных участков покрытия, просевшего или вспученного в результате затопления;

-  откачка воды из затопленных подвалов зданий и сооружений.

При восстановлении объектов для понижения уровня воды и полного ее спада в первую очередь восстановлена плотина  путем заделки брешей каменной наброской, засыпки грунтом или укладки бетона. Спад воды на затопленном объекте обеспечен также быстрым возведением плотины с помощью направленного взрыва (временная плотина возводилась таким способом в течение нескольких часов).

После спада  воды и минимального просыхания затопленного участка начались работы по восстановлению дорог: удаление разжиженного грунта, наносного мусора и ила *, засыпка  размытых участков грунтом, подвезенным  со стороны. Недоброкачественный наносный грунт, мусор и ил удаляли скреперами и бульдозерами, иногда путем срезания слоя грунта грейдерами, который затем  обваловывался и перемещался  бульдозерами и скреперами за пределы  объекта.

* Наносы ила  в результате ливней, селевых  выносов и затоплений иногда  полностью выводили из строя  города и другие объекты. Так,  например, в 1970 г. в результате  тропических ливней, смывших грунт  с окрестных холмов, лавина грязи  настолько затопила конголезский  город Букаву (близ границы с Руандой), что специалисты, обследовавшие место катастрофы, дали заключение о нецелесообразности производить восстановительные работы и предложили выстроить город заново в другом месте.

Временное восстановление затопленных и размытых дорог  так же, как и  капитальное восстановление, начиналось с устранения причин, вызвавших затопление (заделка брешей в плотине с использованием подручных материалов).

Временное восстановление разрушенной плотины производилось  двумя способами. В местах с медленным  течением воды (местами при его  отсутствии) засыпались отверстия грунтом. Наружный откос со стороны воды выкладывали  мешками с землей или цементом, а остальную часть плотины  заполняли грунтом. Другой способ заключался в устройстве с верховой стороны  заборной стенки из двух рядов свай, забитых на расстоянии 1-1,5 м одна от другой; между сваями укладывали фашины, бревна или доски и производили  отсыпку грунта за созданную стенку. При необходимости срочно обеспечить движение транспорта на переувлажненных грунтовых дорогах усиление их размокшей поверхности после спуска воды осуществлялось укладкой временных металлических, деревянных и других сборно-разборных покрытий. [9, с. 131-133]

В первую очередь  восстанавливалось земляное полотно  дорог с искусственными сооружениями (мосты, трубы и подпорные стенки). При временном восстановлении земляного  полотна работы велись с учетом следующих  особенностей. Если свойства грунтов  не исключали накапливания воды в  образовавшихся канавах после их заделки, то от пониженной части канав  отводились дренажные канавки в  сторону кювета. Дну дренажных канавок (прорезей) придавался уклон 0,01-0,02. В качестве дренирующего материала применялись фашины диаметром 15-20 см, щебень, гравий. Подготовленная таким образом канава заделывалась общепринятыми методами. При отсутствии вблизи подходящего резерва грунт для засыпки малых ям, образовавшихся после затопления водой, был взят, как исключение, из откосов насыпи, а яма засыпалась не на полную высоту. В тех случаях, когда нужного грунта поблизости не находилось, а его подвоз самосвалами со стороны был затруднен, высохшую яму временно заделывали клеткой из лесоматериалов – шпал, брусьев и др. В некоторых местах допускалась ликвидация образовавшейся бреши путем изменения продольного профиля земляного полотна за счет снижения его проектной отметки. Аналогично этому при большом объеме работ разрешалась неполная расчистка обвала в выемке за счет повышения проектной отметки земляного полотна.

Подпорные стенки восстанавливались ряжами, сваями, фашинно-каменными заполненьями или  рамными эстакадами.

Полностью разрушенные  дорожные трубы заменяли новыми или  временными деревянными или трубами  из гофрированного железа, а при  небольшом сечении – однопролетными мостиками на береговых лежнях. Местные  разрушения труб по сравнительно небольших выемках или промывов перекрывались дощатыми щитами или пластинами.

Информация о работе Меры безопасности населения и аварийно-спасательных служб в зонах катастрофического затопления