Цели и задачи изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:40, курс лекций

Краткое описание

Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.
Задачи дисциплины:
1. Научиться устанавливать опасность.
2. Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.
3. Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.

Файлы: 1 файл

БЖ.docx

— 603.50 Кб (Скачать)

Курс лекций "Безопасность жизнедеятельности"

Вопрос 1. Цели и задачи изучения дисциплины  
"Безопасность жизнедеятельности".

 
Цель  изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.  
Задачи дисциплины:

  1. Научиться устанавливать опасность.
  2. Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.
  3. Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.

Знать:

  1. Методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  2. Принципы взаимосвязи человека со средой.
  3. Рациональные условия труда (трудовая деятельность).
  4. Экологические, правовые и организационные основы БЖ.

Уметь:решать эти задачи.

Вопрос 2. Характеристика системы "человек-среда".

ЧИС - человек изделие среды.  
Изучает: Эргономика - наука о приспособлении условий труда к человеку, её предметом является трудовая деятельность, а объектом - человек, среда, изделие.

Человек изучается с точки  зрения:

·  физиологической (рост, вес);

·  психики (внимание, эмоциональная устойчивость);

·  психофизиологической (обаяние, слух, вкус, зрение).

Работа обязательно осуществляется каким-нибудь инструментом. Ее характеризуют:

·  поза;

·  хватка;

·  движение (рабочего с этим инструментом).

Целью здесь является соотношение возможности человека и инструмента. Возможности этого соотношения зависят от профессионально-значимых свойств, опыта (уровня профессиональности), направленности человека (от мотивов его поведения, эмоциональной устойчивости), состояния человека (нормальное, пограничное - на грани срыва, патологическое).

Вопрос 3. Обязанности лиц ответственных за обеспечение БЖ.

    1. Рабочий (18 лет, минимальное обучение - 18 часов);
    2. Человек - мастер (учится от 1,5 до 5 лет );
    3. Администрация;
    4. "Власть".

Обязанности их заключаются  в профессиональном исполнении следующих  действий:

  1. Грамотно принять человека на работу.
  2. Обучить и оформить обучение.
  3. Обеспечить инструкциями.
  4. Осуществить контроль над работой.
  5. Организовать безопасную работу.
  6. Проведение профилактики.
  7. Ведение учёта рабочего времени, регулирование режима труда и отдыха.
  8. Перевод на лёгкую работу.
  9. Осуществление допуска к особо опасным работам.

Вопрос 4. Классификация основных форм деятельности человека.

Обозначения на схеме:  
ОТ - орудие труда  
л/с - личный состав, человек  
УТ - условия труда  
О - объект труда  
НОТ - научная организация труда  
РМ - рабочее место  
Р зона - рабочая зона  
Зона дв. - зона движения  
Зона склад - зона складирования  
РП - рабочий приём  
П - поза  
Х - хватка  
Д - движение


Деятельность, в первую очередь  производственная, может быть умственной, физической, целенаправленной, полезной и бесполезной. Но при этом любая  деятельность всегда является опасной.  
Аксиома: любая деятельность всегда является опасной!  
Вывод 1: никакая деятельность не имеет риска = 0  
Вывод 2: невозможно создание абсолютно безопасной техники и технологии. Они всегда будут в какой-то степени опасны для человека.

Вопрос 5. Физический и умственный труд.

  1. Физический труд.

 
Статический - мышцы неподвижны или напряжены; происходит интенсивное утомление человека.  
Динамический - мышцы подвижны, играют роль: сила, скорость, точность, интенсивность движения.

Таблица 1. Виды нагрузки.

 

легкая

средняя

тяжелая

Затраты энергии,кДж

муж.

625

1040

>1040

жен.

375

624

>624

         

Рабочая поза

свободная

неудобная до 25% рабочего времени

неудобная свыше 25% рабочего времени


Наиболее удобна для человека поза сидя. При наклонной позе или  стоя эффективность уменьшается  в 10 раз.

  1. Умственный труд.
    • Действие по простой программе.
    • Работа по заданной программе с необходимостью её корректировки исполнителем.
    • По сложной заданной программе с необходимостью её корректировки и с дефицитом времени.
    • Работа по сложной программе требующей творческого поиска, для принятия сложных ответственных решений в условии дефицита времени.

В процессе физического и  умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые  положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность  нормального человека.

Вопрос 6. Основы физиологии труда.


Вопрос 7. Обеспечение комфортных УТ.


 
Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.  
Рабочее место - это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащённая необходимыми средствами для выполнения этой деятельности.

Условия труда:

·  физические;

·  бытовые;

·  социальные;

·  производственные.

К физическим условиям труда  относятся:

·  температура;

·  давление;

·  загрязнённость воздуха;

·  влажность;

·  сухость;

·  освещённость;

·  шум и вибрация;

·  скорость движения воздуха.

В результате воздействия  на человека физических условий труда  могут возникать:

·  переутомление;

·  переохлаждение;

·  перегрев;

·  загрязнённость и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:

·  t = 18-20 оС;

·  давление 760 мм рт. ст.;

·  минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек., относительная влажность - 45-50% летом, 50-55% - зимой.

Уют определяется наличием определенной расцветки. Цветовое оформление выполняет функцию информации и способствует работе. Цвета могут быть холодными, тёплыми, ненасыщенными, насыщенными, яркими и воздействуют на человека определенным образом. Яркие цвета (красный, оранжевый, жёлтый) - улучшают внимание, создают уют, теплоту в помещении, улучшают деятельность нервной системы, но ненадолго. Рекомендуются для работ средней тяжести. Насыщенный жёлтый создает: уют, живость, теплоту, мягкость, возбудимость. Холодные цвета(синий, голубой, сине-зеленый) - подавляют деятельность нервной системы, уменьшают напряжение глаз, успокаивают. Насыщенные - поднимают настроение, стимулируют органы чувств. Ненасыщенными (разбеленными) можно окрашивать помещения, где требуется ответственная умственная работа. Светлые тона - применяются в плохо освещённых помещениях, где они улучшают контрасты, стимулируют поддержание порядка.  
Под шумом понимаются все акустические явления, которые ухудшают самочувствие человека, снижают работоспособность, вызывают психические отклонения. Порог 40 Дб и меньше можно отнести к комфортным условиям. Приятная музыка может быть полезна. В полном звуковом вакууме человек творчески не может работать.

Вопрос 8. Система обеспечения параметров микроклимата.

Микроклимат - это искусственно создаваемые климатические условия в закрытых помещениях для защиты от неблагоприятных внешних воздействий и создания зоны комфорта.  
Микроклиматические условия (физические условия) - давление (не нормируется), температура, относительная влажность, скорость движения воздуха - влияют на самочувствие человека и вызывают определённые пограничные состояния. Человек реагирует на эти состояния через:

  1. Механизм терморегуляции, то есть регулирование теплообмена с окружающей средой.
  2. Сохранение температуры тела на постоянном нормальном уровне 36,6 оС, независимо от внешних условий и тяжести выполняемой работы.

Терморегуляция может  быть:

·  физической;

·  химической.

Химическая терморегуляция организма достигается ослаблением обмена веществ при угрозе перегревания или усилением обмена веществ при охлаждении. Роль химической терморегуляции в тепловом равновесии организма с внешней средой невелика по сравнению с физической, которая регулирует отдачу тепла в окружающую среду, излучая инфракрасные лучи с поверхности тела в направлении окружающих предметов с более низкой температурой. Конвекция, испарение пота с поверхности тела, влаги с легких и слизистых оболочек верхних дыхательных путей также ведет к охлаждению тела. В комфортных условиях количество выработанной теплоты равно количеству отданной теплоты за единицу времени, такое состояние называется тепловым балансом организма, а при его нарушении возникает перегрев или переохлаждение. Перегрев наступает при высокой температуре воздуха, сопровождающейся низкой его подвижностью, высокой относительной влажностью, характеризуется учащением пульса, дыхания, слабостью, повышением температуры тела выше 38оС, затруднением речи и т.п. Повышение влажности W £75-80% при высокой температуре препятствует выделению пота и приводит к перегреву, тепловому удару и судорогам. Признаки этого тяжелого поражения - потеря сознания, слабый пульс, почти полное прекращение потоотделения.

Последствия от потери влаги:

·  1 - 2% от веса тела - жажда.

·  5% - помрачнение сознания, галлюцинации.

·  20 - 25% - смерть.

За сутки человек теряет:

·  в покое - до 1 литра;

·  при тяжёлой физической работе - до 1,7 литров в час, до 12 литров за смену. При этом выводятся соли Na, Ca, K, P - до 5-6 грамм на литр, микроэлементы Cu, Zn, I, витамины, понижается желудочная секреция.

Переохлаждение возникает  при низких температурах, высокой  влажности, большом ветре. Это объясняется  тем, что влажный воздух лучше  проводит тепло, а подвижность его  увеличивает теплоотдачу конвекцией.

Признаки переохлаждения:

·  резкое понижение температуры тела;

·  сужение кровеносных сосудов;

·  нарушение работы сердечно - сосудистой системы;

При переохлаждении возможны простудные заболевания.  
Пыль. Наличие пыли в воздухе измеряется в мг/м3. Содержание пыли:

  • на пыльной дороге - 150 мг/ м3;
  • в жилом помещении - 5-6 мг/м3.

Пыль может быть токсичной, органической, неорганической, смешанной. Степень воздействия пыли на организм человека зависит от ее физико-химических свойств, токсичности, дисперсности, и  концентрации, кроме "обычных" ее проявлений в виде дерматита, бронхита, силикоза и т.д. Надо всегда помнить, что это сильнейший канцероген.  
 
Способы борьбы с пылью:

1) Создание условий для  выпадения её в осадок (гравитационный  способ).  
2) Создание в смеси сил, действие которых приводит к извлечению пылевых частиц из воздуха - уменьшению концентрации пыли (концентрация пыли - это способность пыли длительное время находится в подвешенном состоянии). Такое регулирование концентрации пыли обычно обеспечивается с помощью вентиляции.  
 
С увеличением концентрации помещение может быть отнесено к взрыво-пожароопасным (при концентрации более 65 мг/м3). В воздухе РЗ могут быть газообразные вещества, которые обнаруживаются при аспирации такого воздуха через индикаторную трубку, она меняет цвет, и по изменению цвета судят о концентрации сильнодействующего газа в помещении.

Вопрос 9. Освещенность на рабочем месте.


Различают освещение - физический фактор и освещенность - его проявление, кроме этого освещение характеризуется  количественными показателями (яркость  и светимость). Качественными показателями являются:

·  фон;

·  контраст;

·  видимость;

·  ослепляемость;

·  дискомфорт.  
 
Виды освещения:

·  естественное;

·  искусственное;

·  комбинированное (совмещённое).

Качественной характеристикой  является освещённость рабочих поверхностей, представляет собой поверхность  светлого потока в данной точке, измеряется в ЛК.

Информация о работе Цели и задачи изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"