Цели и задачи изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:40, курс лекций

Краткое описание

Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.
Задачи дисциплины:
1. Научиться устанавливать опасность.
2. Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.
3. Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.

Файлы: 1 файл

БЖ.docx

— 603.50 Кб (Скачать)

(люм/м2)


90% мироощущения приходится  на глаз, он предупреждает об  опасностях окружающего мира. Степень  опасности зависит от освещения.  Длина волны излучения l - раздражающего глаза = 280 - 780 Нм.  

1) Естественное  освещение.

При естественном освещении  какой-либо точки горизонтальной плоскости, за основу при нормировании принимается  минимально допустимая величина коэффициента естественной освещенности. Коэффициент  естественного освещения(КЕО): 

где Евн - освещенность какой-либо точки горизонтальной поверхности, находящейся внутри помещения (лк); Есн - освещенность какой-либо точки, находящейся снаружи помещения на расстоянии 1 м от здания (лк);

Системы естественного освещения:

·  боковое освещение;

·  верхнее освещение;

·  комбинированное освещение;

Для выбора естественного  освещения необходимо учитывать  следующие факторы:

·  характеристика зрительной работы;

·  минимальный размер объекта различения с фоном;

·  разряд зрительной работы;

·  система освещения;

В зависимости от величины объекта различения с фоном все  зрительные работы подразделяются на 8 разрядов. Разряд зрительной работы - отношение минимального размера объекта различения с фоном к расстоянию от органов зрения до объекта различения.

2) Искусственное  освещение.

Искусственное освещение - это освещение помещений прямым или отраженным светом искусств. источника света. За основу при нормировании принимается минимально допустимая величина освещенности какой-либо точки.

Системы искусственного освещения:

·  общее, местное (локальное), комбинированное,

·  аварийное (автономное);

·  дежурное;

·  охранное;

·  эвакуационное (пути отхода, эвакуации).

Требования к освещению:

·  освещение должно быть оптимально по величине;

·  спектр должен быть приближен к солнечному;

·  освещение должно быть равномерно распределено по площади;

·  нежелательна пульсация величины освещения во времени.

Источники искусственного освещения: лампы накаливания (колба, спираль, цоколь, инертная среда) tшп. лампы от 400-250В, мощность = 2,5 тыс.

Недостатки искусственного освещения:

·  желтизна света;

·  краснота в спектре.

Факторы, учитываемые при  нормировании искусственного освещения:  
1. характеристика зрительной работы  
2. минимальный размер объекта различения с фоном  
3. разряд зрительной работы  
4. контраст объекта с фоном  
5. светлость фона  
6. система освещения  
7. тип источника света

Вопрос 10.Классификация негативных факторов.


Космос влияет на жизнедеятельность  человека с расстояния 2000 км.  
Биосфера - сфера жизни, в ней протекает 2 процесса:

Геологический - океан даёт суше биологические вещества. Биологический - циркуляция веществ между растениями, почвой и животными на основе фотосинтеза.  
Третий процесс - производит продукты жизнедеятельности и блага для биосферы.

Основные факторы выживания  человека:

·  информация;

·  энергия;

·  вещество.  
Они определяют взаимодействие человека со средой.

Ноосфера - сфера разума, разумна и организована. Интеллект будет рассматриваться как решающий природный ресурс.  
Если всю историю человечества представить в виде суток, то жизнь человека будет не больше минуты.  
Космос: источник высоко проникающей радиации, которая является результатом термоядерных реакций на солнце и составляет 40 млн. тонн/сек.  
Влияние других солнечных светил ничтожно. Солнце удалено от нас на 149,5 млн. км.  
Биосфера - Солнечная радиация - Ультрафиолет - Метеориты.


"Пылевая  шуба" - формируется снизу из-за извержения вулканов и загрязнений (копоти, пыли).  
Озоновый слой - располагаясь на высоте 20 -22 км, поглощает наиболее жёсткое ультрафиолетовое излучение, которое может уничтожить жизнь на Земле.  
Атмосфера (наличие кислорода и азота). Кислорода становится меньше в больших городах. Азот в обычных условиях нейтрален, может содержаться в организме человека, но при повышении давления вызывает азотное отравление. СО(углекислый газ) - 3% в атмосфере. При возрастании концентрации вызывает парниковый эффект. Водяной пар конденсируется в облаках.

Молния - искровой разряд, напряжение в котором может достигать 200 млн. кВт, а температура 20 тыс. оС.

Факторы производственной сферы:

·  машины и механизмы производственных процессов;

·  освещённость;

·  шум;

·  вибрация;

·  излучение;

·  загазованность;

·  микроклимат;

·  перепады давления.


 
Причины травм:

  1. Организационных:
    • некачественное обучение;
    • неисправность ИЗП;
    • нарушение режима труда и отдыха;
    • недостатки в организации рабочего места.
  2. Технических:
    • конструктивные недостатки машины;
    • несоответствие безопасности;
    • плохое техническое обслуживание;
    • движущиеся неисправные машины.
  3. Природных:
    • стихийные бедствия;
    • массовые эпидемии.
  4. Психофизиологических:
    • физическое перенапряжение;
    • умственное перенапряжение;
    • эмоциональное перенапряжение.
  5. Экономических:
    • стремление к сверхурочной работе;
    • нарушение сроков выдачи заработной платы;
    • нерентабельность работ.
  6. Сангигиенических:
    • повышенный уровень вибрации, шума;
    • недостаточная освещённость;
    • наличие вредных излучений, запылённость;
    • неудовлетворительное содержание бытовых помещений.

ВПФ (вредные производственные факторы) - постепенное ухудшение здоровья, называемое профессиональным заболеванием.  
ОПФ(опасные производственные факторы) - резкое ухудшение здоровья, называемое травмой.

Согласно ГОСТа ОПФ и ВПФ делятся на:

·  физиологические;

·  психофизические;

·  химические;

·  биологические.

Химические факторы подразделяются:

  1. По характеру воздействия на организм человека на:
    • токсические;
    • раздражающие;
    • аллергические;
    • канцерогенные (опухали);
    • мутагенные (мутации генов);
    • влияющие на деторождение.
  2. По пути проникновения в организм:
    • через органы дыхания;
    • через желудочно-кишечный тракт;
    • через кожные покровы;
    • через слизистые оболочки.

Биологические - патогенные микроорганизмы.  
Один и тот же вредный и опасный производственный фактор может одновременно быть в различных группах.

Ранжировка:

·  Транспорт - 48%.

·  Падение с высоты - 14%.

·  Падение предметов - 11%.

·  Ожог - 8,6%.

·  Станки - 5%.

В неблагоприятных условиях работает 20% населения.

Вопрос 11. Стихийные явления  
в атмосфере, космосе, литосфере.

Стихийные явления - это явление природы, вызывающее внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности, приводящие к повреждению материальных ценностей, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду.

Виды стихийных явлений:

·  молния - прямое поражение;

·  озон - действует как нервно-паралитический газ;

·  землетрясение:

·  до трёх баллов - качание посуды, люстр;

·  до пяти - гул, падают предметы;

·  выше пяти баллов - начинается паника;

·  сель - грязь, стекающая с гор;

·  ураган (буря, смерч);

·  наводнения.

Вопрос 12. Техногенные аварии и катастрофы.

Техногенные аварии и катастрофы происходят по вине неразумной деятельности человека. К ним относится авария на Чернобыльской АЭС. За год происходит около тысячи аварий, где гибнет примерно 1 тысяча человек. За период с 1992 по 1996 года пострадало около 3200 человек.

Причины аварий:

  1. грубейшие нарушения требований безопасности руководителей работ;
  2. ухудшение техники безопасности;
  3. чрезвычайная ненадёжность работающих машин и оборудования из-за износа (до 80%);
  4. конструктивные недостатки и неисправности оборудования, неверные инженерные решения;
  5. всё увеличивающееся количество используемых пожаро- и взрывоопасных технологий.

Аварийно-опасные  объекты:

·  транспорт;

·  нефтепроводы;

·  газопроводы;

·  угледобывающие шахты;

·  металлургия;

·  химическая, нефтехимическая и микробиологическая промышленность.

Развитие техногенной  аварии:  
1-й этап - прорыв продуктопровода;  
2-й этап - появление течи углеводорода;  
3-й этап - заполнение низменного участка местности;  
4-й этап - образование вторичного очага пожара.

Вопрос 13. Вредные условия труда.

Вредные, опасные, тяжёлые  условия труда определяются согласно перечню Совета Министров по согласованию с распорядителями и профессиональными  союзами (ст. 6 "Закон об охране труда"). России для 4 млн. работающих, условия труда являются опасными. Это приведет к тому, что будут рассчитывать заработную плату по СПЖ (средний показатель теряемой жизни за год). Заработная плата будет назначаться по степени риска. Страховочные платежи будут вычитаться из заработной платы рабочего.

Под неблагоприятными условиями понимают:

  1. Наличие вредных, опасных промышленных факторов;
  2. Тяжесть и напряжённость трудового процесса;
  3. Потенциальная опасность травмирующего воздействия.

В России действуют следующие  нормы: Р. 2,2-013-94 - гигиенические критерии оценки и классификации труда  по показателям вредности и опасности  факторов производственной среды, тяжести  и напряжённости трудового процесса.  
Определяют 4 класса вредных условий труда: 3,1 ... 3,4.

Вопрос 14. Вредные вещества и их действие на организм человека и среду.

Вредные вещества - вещества, которые при контакте с человеческим организмом в случаях нарушения требования безопасности могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания, или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования как в процессе работы, так и в отдельные сроки жизни настоящего и последующего поколения.  
Вредные вещества длительное время действуют на незначительном уровне. В тоже время все вещества обладают свойствами ядовитых веществ. Поэтому и вводят ПДК. Её вводят для 3 тысяч веществ. Шестнадцать веществ из них распространены очень широко.  
Согласно существующим ПДК, которые измеряются в мг/м3, различают различные классы опасности. Эти вредные вещества могут быть острыми и действовать в зоне острого действия, илихроническими и действовать в хронической зоне.

Информация о работе Цели и задачи изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"