Цели и задачи изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:40, курс лекций

Краткое описание

Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.
Задачи дисциплины:
1. Научиться устанавливать опасность.
2. Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.
3. Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.

Файлы: 1 файл

БЖ.docx

— 603.50 Кб (Скачать)

Запрещается эксплуатация подкрановых  путей, если:

·  пути не имеют тупиковых упоров или они не исправны;

·  обнаружены просевшие, зависшие, поломанные или гнилые шпалы;

·  шпалы не прикреплены к рельсу достаточным количеством костылей;

·  обнаружено смещение рельсов от проектной оси пути более чем на 3 мм;

·  пути не заземлены;

·  упругая просадка путей под колесами крана более 5 мм;

·  отсутствует балласт между шпалами и с их торцов;

·  расширение или сужение путей или уклоны в поперечном и продольном направлении больше паспортных;

·  взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане более 2 мм и по высоте более 3 мм;

·  величина зазора в стыке между рельсами превышает 12 мм.

Исправность состояния путей  необходимо проверять ежедневно  перед каждой сменой. Нивелировку  и рихтовку подкрановых путей  следует производить не реже одного раза в месяц, а весной в период оттаивания грунта не реже одного раза в 5-7 дней и обязательно сразу  после ливневых дождей. Результаты нивелирования заносятся в крановый журнал. На концах рельсов на расстоянии не менее 1,5 м, для исключения самопроизвольного  смещения крана необходимо устанавливать  и закреплять четыре инвентарных  тупиковых упора. Они закрепляются так, чтобы буферная часть крана  одновременно касалась амортизаторов  обоих тупиковых упоров. Для отключения двигателя механизма передвижения башенного крана на расстоянии 1,5 м от тупиковых упоров устанавливают  выключающие линейки для концевых выключателей. При сильном ветре (скорость - 15 м/с и более), при тумане, ливне, грозе, снегопаде, работы связанные с башенным краном, запрещены, а сам он должен быть укреплен противоугонными захватными приспособлениями для исключения самопроизвольного перемещения.  
Рельсовые пути электрических грузоподъемных кранов и другие металлические части машин должны иметь защитное заземление.  
Запрещается подъем грузов, масса которых не известна, или превышает допустимую при данном вылете стрелы. Запрещается подъем примерзших, заваленных, защемленных грузов, а также подъем и перемещение грузов натяжением и поворотом стрелы. Список поднимаемых грузов с указанием их веса должен быть на рабочем месте такелажника и в кабине крановщика.  
Во избежание возможного падения поднимаемых и перемещаемых грузов необходимо использовать исправные грузозахватные приспособления, испытанные нагрузкой в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. Каждое грузозахватное приспособление (траверса, стропы, захваты и т.д.) должно иметь клеймо или прочно приклеенную металлическую бирку с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления необходимо подвергать визуальному осмотру перед началом работ. Периодический осмотр в процессе эксплуатации с записью результатов осмотра в журнал грузозахватных приспособлений производится:

·  стропов - один раз в десять дней;

·  захватов, тары - один раз в месяц;

·  траверс - один раз в шесть месяцев.  
Фактическая строповка грузов должна соответствовать схеме способов строповки грузов.  
При горизонтальном перемещении груз должен быть поднят на высоту не менее 0,5 м над встречающимися на пути предметами. Пронос груза над людьми запрещен.  
Подъем и перемещение мелких, штучных, сыпучих грузов необходимо производить в специальной таре, исключающей возможность выпадения грузов.  
Опасная зона работы кранов должна быть ограждена и обозначена на соответствующем расстоянии.  
Наводка элемента при его монтаже в проектное положение должна осуществляться с высоты не более 30 см. Нахождение людей между поднимаемым грузом и зданием, сооружением, штабелем материалов запрещено.  
При работе двух кранов на одном пути расстояние между ними или грузами должно быть не менее 5 м во избежание столкновения.  
Перемещение и монтаж крупногабаритных элементов должен осуществляться с применением оттяжек прикрепленных с двух концов элементов.  
Расстроповка элементов должна осуществляться только после временного или постоянного закрепления их.  
Запрещается во время перерывов в работе оставлять грузы на весу.  
Установка стрелового (башенного) крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м (не менее 0,7).  
При подъеме должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между стропальщиком и крановщиком. Допускается сигнализация голосом при работе стреловых самоходных кранов со стрелой не более 10 м,а также применение двусторонней телефонной и радиотелефонной связи.  
Производство работ кранами вблизи линии электропередачи допускается в исключительных случаях, причем расстояния между крайней точкой механизма, грузовыми тросами или грузом должны соответствовать границам опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током.

Вопрос 36. Правила техники безопасности при эксплуатации подъемников.

В промышленности применяют  в основном два вида подъемников: грузовые и грузопассажирские, предназначенные  для подъема спуска материалов и  рабочих. Грузовые подъемники снабжаются индивидуальными инвентарными номерами, на основании которых они регистрируются в журнале учета, находящимися в  строительной организации в отделе главного механика.  
Перед вводом подъемника в эксплуатацию необходимо провести техническое освидетельствование с проведением статического и динамического испытаний, а также проверкой работы предохранительных устройств, предусмотренных паспортом или инструкцией завода-изготовителя.  
Техническое освидетельствование подъемников проводится во время его эксплуатации не реже одного раза в год. Периодический осмотр для определения надежности работы всех предохранительных устройств, проводится не реже одного раза в десять дней.  
Управление подъемником может быть поручено только машинисту подъемника, прошедшему курс обучения, сдавшему экзамен и получившему удостоверение.  
При эксплуатации подъемника могут возникнуть такие опасности как опрокидывание подъемника, падение элементов на людей. Чтобы исключить опрокидывание подъемника необходимо устанавливать его на горизонтальную площадку с твердым основанием или на настил (плиту) достаточной прочности. Крепление подъемника осуществляется с помощью настенных анкеров, имеющих устройство для регулирования натяжения. При скорости ветра 15 м/сек и более, а также температуре окружающего воздуха 40 оС и ниже эксплуатация подъемников запрещена.  
Запрещается подъем грузов, масса которых превышает массу разрешенную паспортом подъемника. Список грузов с указанием их веса должен находиться на рабочем месте машиниста подъемника.  
Во избежание возможного падения поднимаемых или опускаемых грузов, грузовая платформа ограждается ограждением, высота которого должна быть не менее одного метра. Опасная зона действия подъемника на уровне земли представляет собой прямоугольник, сторона которого расположена от края платформы не менее, чем на пять метров. Опасная зона ограждается сигнальным ограждением.  
Рабочее место машиниста подъемника сверху необходимо защитить козырьком (навесом) и связать системой сигнализации (световой или звуковой) со всеми этажами, на которых производиться разгрузка или погрузка материалов.  
Лучшим решением для защиты машиниста от воздействия осадков, пыли, температуры является применение специальной кабины управления.  
На каждом этаже должно быть назначено лицо (рабочий, прошедший инструктаж), ответственное за прием грузов, по сигналу которого может производиться подъем и спуск грузовой платформы.  
Для обеспечения безопасного подъема груз следует размещать равномерно на грузовой платформе. Во время перерывов в работе и по окончании работы грузовую платформу необходимо опустить в крайнее нижнее положение, не оставляя ее на весу, отключить электропитание механизмов подъемника, а шкаф с электроаппаратурой закрыть на замок. Запрещается пребывание людей на грузовой платформе и под ней во время работы подъемника. В ночное время платформа, погрузочные и разгрузочные площадки должны быть освещены. Подъем мелких, штучных, сыпучих материалов должен осуществляться в специальной таре.  
Грузовая платформа всех подъемников должна оборудоваться ловителями для мгновенного удержания грузонесущего органа от падения в случае обрыва каната, поломок зубьев и т.д.  
На каждой загрузочной и разгрузочной площадке должны вывешиваться предупредительные знаки, плакаты, правила пользования подъемником.

Вопрос 37. Правила техники безопасности при эксплуатации установок работающих под давлением.

Наиболее распространенными  установками, работающими под давлением, являются:

·  компрессоры;

·  бетононасосы;

·  растворонасосы;

·  баллоны со сжатым газом;

·  газогенераторы.  
Обслуживание установок, работающих под давлением, может быть поручено лишь лицам, прошедшим обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию установок.  
В организации должны быть разработаны и утверждены главным инженером инструкции по режиму работы установок и по их безопасному обслуживанию. Такие инструкции необходимо вывешивать на рабочих местах, а также выдавать под расписку обслуживающему персоналу. Разрешение на пуск в работу установок выдается лицом, назначенным приказом по организации, для осуществления надзора за установками, на основании технического освидетельствования. Все установки должны учитываться в специальной книге учета и освидетельствования установок, хранящейся у лица, осуществлявшего надзор за ними в организации.  
Техническое освидетельствование включает в себя внутренний осмотр установок и гидравлическое испытание.  
При эксплуатации компрессоров, насосов необходимо обеспечить их устойчивую установку, исключить перегрузку, а также исключить травматизм людей механизмами и подаваемыми материалами.  
Для обеспечения устойчивости установки необходимо, чтобы основание площадки, на которой располагается компрессор или насос соответствовало требованиям инструкции, площадку необходимо оградить, а колеса закрепить в положении, исключающем самопроизвольное смещение.  
Для исключения перегрузки необходимо до начала работы провести гидравлическое испытание системы давлением в полтора раза превышающим рабочее. Гидравлическое испытание проводится водой или другими некоррозионными, неядовитыми, невзрывоопасными жидкостями.  
Установки, работающие под давлением, должны быть обеспечены автоматическими приборами безопасности. Так бетононасосы, растворонасосы оборудуются манометрами высокого давления, который должен быть опломбирован; водяным предохранительным клапаном, срабатывающим при образовании пробки в системе трубопроводов; предохранительным устройством, отключающим электродвигатель при давлении больше паспортного. Компрессоры оборудуются опломбированными манометрами и предохранительными клапанами на ресивере.  
Во время работы компрессор должен быть установлен в затененных и сухих местах на расстоянии не менее десяти метров от ацетиленовых генераторов и в отдалении от источников горючих газов и производственной пыли. Засасываемый в компрессор воздух, должен быть чистым, его забирают на высоте не менее полутора метров от земли и пропускают через фильтр. Воздух не должен содержать токсичных, легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ. Шланги должны быть продуты и соединены между собой с помощью хомутов и штуцеров. Применять для соединения проволочные скрутки запрещено.  
При эксплуатации баллонов со сжатыми газами опасность взрыва возникает как вследствие падения баллонов или удара их о твердые предметы при неправильном транспортировании (переносе) так и в результате перегрева поверхности или загрязнения горловины баллонов. Наружная поверхность всех баллонов окрашивается и на них делается четкая надпись определенного цвета с указанием наименования заключенного в них газа:

·  кислород - баллон голубой, надпись черная;

·  ацетилен - баллон белый, надпись красная; пробутан (бутан) - баллон красный, надпись белая и т. д.  
Транспортирование (переноска) баллонов разрешается только на рессорных транспортных средствах, а также на специальных тележках и носилках. Укладывать баллоны в транспортные средства необходимо горизонтальными рядами с прокладками из пенькового каната или из резиновых колец, так, чтобы их вентили были направлены в одну сторону и защищены предохранительными колпаками.  
Склады для хранения баллонов, наполненных газом, должны быть одноэтажными с покрытиями легкого типа, высотой помещения не менее 3,25 м и полами с нескользящей поверхностью. Освещение складов должно отвечать нормам для помещений, опасных в отношении взрыва. В складских помещениях необходимо осуществлять естественную или искусственную вентиляцию.  
Хранить баллоны следует в вертикальном положении, устанавливая их в гнезда специальных клеток на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов и не менее 5 м от источников тепла с открытым огнем. Порожние баллоны необходимо хранить отдельно от баллонов, заполненных газом. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается.  
Основными компонентами газосварочной установки, используемой для резки и сварки металлов, являются:

·  горючий газ, ацетилен, получаемый в переносном газогенераторе;

·  технически чистый кислород, отбираемый из баллонов;

·  шланги для подачи кислорода и ацетилена;

·  горелка.  
При техническом осмотре ацетиленового генератора проверяется его внешний вид, а также производится его очистка не реже одного раза в месяц и тщательная промывка не реже одного раза в три месяца. 
Организуя рабочее место газосварщика необходимо следить за тем, чтобы расстояние от рабочего места до генератора и кислородного баллона было не менее десяти метров. Нельзя размещать газосварочные установки в проходах, проездах, местах скопления рабочих и забора воздуха компрессорами.  
До начала работ газосварщик должен осмотреть генератор, состояние предохранительного клапана и манометра, также качество подсоединения шлангов. Во время работы необходимо через каждые два часа проверять уровень воды в гидравлическом затворе. По окончании работы, а также при каждом перерыве в работе горелку необходимо погасить, а генератор и баллон убрать в отведенное место для хранения.


Информация о работе Цели и задачи изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"