Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших этапов создания фирмы является планирование, т.е. определение цели развития управляемого объекта, перспектив и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной детализации на различные периоды времени.
Сегодня любой более или менее крупный предприниматель, фирма, государственное, кооперативное, частное предприятие имеют известный план ведения своей деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Вопрос 1. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении
Предприятием…………………………………………………………………..4
Вопрос 2 Инвестиционный бизнес-план………………………….………….11
Список использованной литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием.docx

— 39.39 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Российский государственный торгово-экономический  университет

УФИМСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет юриспруденции  и заочного обучения

По программе  ускоренной подготовки (3,5 г)

Год обучения            4 год

Специальность         Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Контрольная работа

По предмету: «БИЗНЕСС ПЛАНИРОВАНИЕ»

Вопросы:

1. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении

Предприятием

2. Инвестиционный бизнес-план

Фамилия        Кутузов

Имя                 Айдар

Отчество        Владимирович

Контрольная работа выслана в университет  …………………………

Фамилия и инициалы преподавателя   Хасанов

Заполняется преподавателем

Дата рецензии …………………………………………………………

Оценка …………………………………………………………………

2012 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Вопрос 1. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении

Предприятием…………………………………………………………………..4

Вопрос 2 Инвестиционный бизнес-план………………………….………….11

Список  использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших  этапов создания фирмы является планирование, т.е. определение цели развития управляемого объекта, перспектив и средств ее достижения, разработка программы, плана  действия различной детализации на различные периоды времени.

 Сегодня любой  более или менее крупный предприниматель,  фирма, государственное, кооперативное,  частное предприятие имеют известный  план ведения своей деятельности.

 Планирование  – одна из важнейших предпосылок  оптимального управления производством.  Сущность плана – это ориентация  на будущее, т.е. выбор цели  и определение методов и способов  достижения этой цели.

 Процесс планирования  позволяет увидеть весь комплекс  будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия.

 Современная  экономическая ситуация, связанная  с переходом к рыночной экономике, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

 Важнейшей  задачей разработки бизнес-планов  является проблема привлечения и обоснования инвестиций и кредитов, в том числе зарубежных, необходимых для осуществления проектов (предложений) технического перевооружения или реконструкции предприятий. В этом случае бизнес-план необходим как основной инструмент, дающий возможность выбора того или иного варианта инвестирования основной деятельности, подтверждающий гарантированность их возврата на основе эффективного использования.

 

Вопрос 1. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный  вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

В условиях рынка нереально  добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его  развития, не аккумулировать постоянно  информацию о собственных состоянии  и перспективах, о состоянии целевых  рынков, положении на них конкурентов  и т. д.

Необходимо не только точно  представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

Сегодня большинство  коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Квартальная и годовая  финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно  обеспечивает и немалые выгоды

  1. заставляет руководителей мыслить перспективно;
  2. обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;
  3. увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
  4. способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;
  5. ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;
  6. позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

 Организация  процесса бизнес-планирования на  предприятии. Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

Во-первых, коммерческая организация  должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

Во-вторых, для того чтобы  разрабатывать финансовые планы, нужна  внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного  блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются

  1. экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);
  2. учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);
  3. сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
  4. политическая информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

В-четвертых, в процессе финансового  планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

Бизнес-планирование – это  упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Можно выделить следующие  основные стадии процесса бизнес-планирования

  1. подготовительную стадию;
  2. стадию разработки бизнес-плана;
  3. стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
  4. стадию реализации бизнес-плана.

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть

  1. отзыв потребителей;
  2. продукция, выпускаемая конкурентами;
  3. мнение работников отдела маркетинга;
  4. публикации федерального правительства о патентах;
  5. проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Презентация бизнес-плана  – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

Для повышения эффективности  презентации копию бизнес-плана  потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

Процедура аудита бизнес-плана  внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как  правило, шесть этапов

  1. оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;
  2. анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);
  3. анализ последнего баланса (определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал – собственный капитал». В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3;
  4. оценку руководящей команды компании-заявителя;
  5. выявление особенностей проекта;
  6. общий анализ бизнес-плана.

Только после  завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта  переходят к шестому этапу  – общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана  принятием или отклонением решения  об его инвестировании.

Этап реализации бизнес-плана  охватывает период от принятия решения  об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая  коммерческое производство.

Реализовать бизнес-план –  означает выполнить все рабочие  задачи в фирме и вне ее, необходимые  для того, чтобы перевести деловой  проект из стадии бизнес-плана в  реальную производственную стадию.

Информация о работе Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием