Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:47, реферат
В общем случае управление - это непрерывный процесс воздействия субъекта на объект управления для достижения целей при наименьших затратах времени и ресурсов. Отсюда вытекает, что любая система управления (рис. 4.1) имеет такие элементы как субъект, объект, цели и различные иерархические и функциональные связи между ними, которые принято разделять на прямые (воздействие субъекта на объект) и обратные (реакция объекта на воздействие). Системы управления находятся в определенной среде, взаимодействуют с ней и поэтому принято также делить связи на внутренние и внешние.
Введение
Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
Понятие и классификация функций управления
Управленческий цикл
Методы управления
Структура и процесс принятия управленческого решения. Риск при принятии решений
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА
Кафедра экономики
Реферат
по предмету «организация и планирование»
«Сущность и задачи управления предприятием.»
Выполнила: студентка
гр. ЛА-42 веч
Дмитриева Надежда
Руководитель:
Москва 2012г.
П л а н
2. Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
В общем случае управление
- это непрерывный процесс
Состав элементов систем управления
Любая система управления
всегда на что-то ориентирована, т.е. имеет
смысл своего существования и
соответствующие этому смыслу цели.
Целевые установки имеют вид
дерева целей – иерархичной
Среди различных систем управления – технических, автоматических, человеко-машинных и т.д. выделяют социально-экономические системы управления – те, у которых в качестве и субъекта, и объекта управления выступают люди с их социально-экономическими характеристиками и интересами. К таким системам управления относят и управление предприятием.
Как отмечалось выше, основное предназначение производственных предприятий – удовлетворение определенных потребностей людей и общества (в товарах, услугах, работах) в обмен на получение прибыли собственниками предприятия, и отсюда в состав основных элементов системы управления предприятия входят:
- цели – получение прибыли и удовлетворение потребностей в продукции (работах, услугах) людей и общества;
- субъект управления – собственник (собственники) предприятия, осуществляющий свою деятельность с помощью менеджеров – активных представителей собственника предприятия, наделенных полномочиями и берущих в пределах этих полномочий на себя ответственность за принятие управленческих решений;
- объект управления – коллектив предприятия, ресурсы, производственно-техническая и иные виды деятельности предприятия.
Взаимодействие субъекта и объекта управления, т.е. сам процесс управления осуществляется посредством принятия и реализации управленческих решений менеджерами и реакции на них со стороны других менеджеров, исполнителей и других работников.
Принятие управленческих
решений имеет и информационно-
Достижение целей реализуется через решение управленческих задач. Решение задач управления ─ это выбор оптимальных способов достижения поставленных целей посредством воздействия на управляемые объекты.
Решение задач управления осуществляется посредством выполнения функций управления ─ относительно устойчивых видов управленческой деятельности, регулярно повторяющихся в процессе функционирования и развития предприятия. Способы реализации функций управления называют методами управления.
К важным характеристикам систем управления предприятием относят также организационную структуру управления – форму организации процесса управления, т.е. состав управленческих служб и виды связей между ними.
Функции управления – совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач предприятия. Основные виды функций систем управления:
1) макрофункции – выработка общей политики поведения системы управления, обеспечение целостности системы, разработка дерева целей и структуры системы управления, направлений ее развития, определение функций, степени иерархичности и автономности подсистем управления, формирование кадровой политики (особенно в отношении высшего менеджмента) и т.п.;
2) общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, координация, регулирование и мотивация) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);
3) частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.
Рассмотрим содержание наиболее важных функций управления.
Функция целеполагания обеспечивает реализацию основного принципа управления ─ системности, когда каждая подсистема управления имеет особенную, главную цель, которая, в свою очередь, опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества. Целеполагание есть придание определенной направленности развитию объекта управления с целью достижения конкретного результата. Поскольку управление является целенаправленным воздействием субъекта управления на его объект, то, прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Функция целеполагания как специфический вид управленческой деятельности ─ это процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта. В управлении целеполагание выступает как предвосхищение конечного результата управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие процессы, осуществляемые персоналом управления. Функция целеполагания реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления.
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральной функцией управления производством.
Планирование является не единовременным актом, а процессом, который не достигает завершения по двум причинам. Во-первых, существует возможность бесконечно пересматривать ранее принятые решения. Однако необходимо когда-то начинать действовать, и это заставляет рано или поздно остановиться на каком-то варианте. Во-вторых, пока ведется планирование, изменяется и система, для которой оно производится, и окружающая среда, а все такие изменения учесть невозможно. Таким образом, планы нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.
Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой. По срокам различают перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование.
Перспективное планирование
– основа стратегического управления
предприятием. По содержанию перспективное
планирование предприятия в новых
условиях обычно включает долгосрочный
прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное
предположение об изменениях в структуре
и запросах рынка, технике и технологии
производства и их социально-экономических
последствиях), план развития на 3-5 лет
с разбивкой по годам и целевые
программы решения важнейших
проблем. Предприятия прогнозируют
спрос и цены на различных сегментах
рынка, конкурентоспособность зон
хозяйствования, объем реализации продукции,
а на этой основе выдают структурным
единицам ключевые ориентиры по обновлению
продукции и технологии, базовую
информацию о необходимом качестве
и ассортименте продукции. Цель такого
планирования ─ согласование различных
направлений развития предприятия,
структурные изменения, расширение
эффективных и свертывание
а) создание исходной информационной базы планирования, включая проведение предплановых аналитических исследований, в т.ч. прогностического характера;
б) разработка проекта плана и согласование его положений с заинтересованными органами (подразделениями, сотрудниками);
в) корректировка проекта плана с учетом замечаний и предложений, уточнение намечаемых мероприятий по срокам, объектам и исполнителям; экспертная оценка плана (визирование соответствующими руководителями);
г) утверждение плана.
Организация ─ функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его нормального функционирования: персоналом, материалами, основными фондами, денежными средствами и т.д. Не менее важным содержанием функции организации является использование совокупности приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Основные требования к организации как функции управления состоят в обеспечении всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению; в повышении персональной ответственности и исполнительской дисциплины; совершенствовании организации трудовой деятельности; целесообразном разграничении обязанностей сотрудников и др.
Координация - функция управления, обеспечивающая регулирование отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. По своему характеру координационная деятельность бывает:
- превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;
- устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе:
- регулирующая, т.е. направленная на сохранение существующей схемы работы;
- стимулирующая, т.е. направленная на улучшение деятельности системы или организации даже при отсутствии конкретных проблем.
Наряду с согласованием деятельности подразделений предприятия координация также повышает надежность взаимодействия с внешней средой.
Контроль ─ одна из функций управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния объекта управления. Контроль выполняет следующие задачи:
- обеспечение точного соответствия формы управленческого решения содержанию его исполнения;
- оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и управленческих решений;
- упреждение ошибок и просчетов в процессе принятия и реализации управленческих решений;
- выявление резервов и новых возможностей объекта управления;
- повышение дисциплины и ответственности исполнения управленческих решений;
- совершенствование организационной структуры управления.
Посредством контроля устанавливается обратная связь между субъектом и объектом управления. Она позволяет выявлять допущенные отклонения от требований управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. В число функций контроля входят:
1. Информационная. Субъект управления всегда и своевременно получает сведения о состоянии дел, о процессе выполнения принятых решений и планов организационной деятельности объекта управления.
2. Аналитическая – оценка складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.
3. Организационная. На основе контроля осуществляются необходимые меры по корректировке задач и устранению выявленных недостатков.
По степени активности воздействия на объект управления различают пассивный и активный контроль; по временному параметру – предварительный, промежуточный и итоговый контроль; по отношению к системе управления контроль может быть внешним и внутренним, в зависимости от информирования проверяемых – внезапным и плановым.
Оценка результатов и
Функции управления тесно связаны между собой, выполняются непрерывно и в определенной последовательности от постановки задачи до ее решения и образуют так называемый управленческий цикл. Управленческий цикл (management cycle) – реализация функций управления по спирали – окончание одного цикла служит началом другому управленческому циклу, но уже на более высоком качественном уровне.
Управленческий цикл включает:
· определение целей, задач деятельности, а также форм и методов их реализации;
· создание организационно-исполнительной структуры;
· подготовку и принятие управленческих решений;
Информация о работе Сущность и задачи управления предприятием