Сущность и задачи управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

В общем случае управление - это непрерывный процесс воздействия субъекта на объект управления для достижения целей при наименьших затратах времени и ресурсов. Отсюда вытекает, что любая система управления (рис. 4.1) имеет такие элементы как субъект, объект, цели и различные иерархические и функциональные связи между ними, которые принято разделять на прямые (воздействие субъекта на объект) и обратные (реакция объекта на воздействие). Системы управления находятся в определенной среде, взаимодействуют с ней и поэтому принято также делить связи на внутренние и внешние.

Оглавление

Введение
Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
Понятие и классификация функций управления
Управленческий цикл
Методы управления
Структура и процесс принятия управленческого решения. Риск при принятии решений

Файлы: 1 файл

рефы. ЭКОНОМИКА.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА

 

Кафедра экономики

 

 

Реферат

по предмету «организация и планирование»

 

 

«Сущность и задачи управления предприятием.»

 

 

 

Выполнила: студентка

гр. ЛА-42 веч

Дмитриева Надежда

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г.

П л а н

 

  1. Введение 
  2. Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
  3. Понятие и классификация функций управления
  4. Управленческий цикл
  5. Методы управления
  6. Структура и процесс принятия управленческого решения. Риск при принятии решений

 

 

2. Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления

В общем случае управление - это непрерывный процесс воздействия  субъекта на объект управления для  достижения целей при наименьших затратах времени и ресурсов. Отсюда вытекает, что любая система управления (рис. 4.1) имеет такие элементы как субъект, объект, цели и различные иерархические и функциональные связи между ними, которые принято разделять на прямые (воздействие субъекта на объект) и обратные (реакция объекта на воздействие). Системы управления находятся в определенной среде, взаимодействуют с ней и поэтому принято также делить связи на внутренние и внешние.

Состав элементов систем управления

Любая система управления всегда на что-то ориентирована, т.е. имеет  смысл своего существования и  соответствующие этому смыслу цели. Целевые установки имеют вид  дерева целей – иерархичной группировки  подцелей, ориентированных на достижение стратегической, корневой цели.

Среди различных систем управления – технических, автоматических, человеко-машинных и т.д. выделяют социально-экономические системы управления – те, у которых в качестве и субъекта, и объекта управления выступают люди с их социально-экономическими характеристиками и интересами. К таким системам управления относят и управление предприятием.

Как отмечалось выше, основное предназначение производственных предприятий  – удовлетворение определенных потребностей людей и общества (в товарах, услугах, работах) в обмен на получение  прибыли собственниками предприятия, и отсюда в состав основных элементов системы управления предприятия входят:

- цели – получение прибыли и удовлетворение потребностей в продукции (работах, услугах) людей и общества;

- субъект управления – собственник (собственники) предприятия, осуществляющий свою деятельность с помощью менеджеров – активных представителей собственника предприятия, наделенных полномочиями и берущих в пределах этих полномочий на себя ответственность за принятие управленческих решений;

- объект управления – коллектив предприятия, ресурсы, производственно-техническая и иные виды деятельности предприятия.

Взаимодействие субъекта и объекта управления, т.е. сам  процесс управления осуществляется посредством принятия и реализации управленческих решений менеджерами и реакции на них со стороны других менеджеров, исполнителей и других работников.

Принятие управленческих решений имеет и информационно-технологический  аспект – это получение, хранение, передача, переработка и использование  информации.

Достижение целей реализуется  через решение управленческих задач. Решение задач управления ─ это выбор оптимальных способов достижения поставленных целей посредством воздействия на управляемые объекты.

Решение задач управления осуществляется посредством выполнения функций управления ─ относительно устойчивых видов управленческой деятельности, регулярно повторяющихся в процессе функционирования и развития предприятия. Способы реализации функций управления называют методами управления.

К важным характеристикам  систем управления предприятием относят  также организационную структуру управления – форму организации процесса управления, т.е. состав управленческих служб и виды связей между ними.

 

3. Понятие и классификация  функций управления

Функции управления – совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для решения задач предприятия. Основные виды функций систем управления:

1)    макрофункции – выработка общей политики поведения системы управления, обеспечение целостности системы, разработка дерева целей и структуры системы управления, направлений ее развития, определение функций, степени иерархичности и автономности подсистем управления, формирование кадровой политики (особенно в отношении высшего менеджмента) и т.п.;

2)    общие функции управления – предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, координация, регулирование и мотивация) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3)    частные функции управления – организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.

Рассмотрим содержание наиболее важных функций управления.

Функция целеполагания обеспечивает реализацию основного принципа управления ─ системности, когда каждая подсистема управления имеет особенную, главную цель, которая, в свою очередь, опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества. Целеполагание есть придание определенной направленности развитию объекта управления с целью достижения конкретного результата. Поскольку управление является целенаправленным воздействием субъекта управления на его объект, то, прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Функция целеполагания как специфический вид управленческой деятельности ─ это процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта. В управлении целеполагание выступает как предвосхищение конечного результата управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие процессы, осуществляемые персоналом управления. Функция целеполагания реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления.

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральной функцией управления производством.

Планирование является не единовременным актом, а процессом, который не достигает завершения по двум причинам. Во-первых, существует возможность бесконечно пересматривать ранее принятые решения. Однако необходимо когда-то начинать действовать, и это  заставляет рано или поздно остановиться на каком-то варианте. Во-вторых, пока ведется  планирование, изменяется и система, для которой оно производится, и окружающая среда, а все такие изменения учесть невозможно. Таким образом, планы нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.

Существует несколько  методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математический, графоаналитический и программно-целевой. По срокам различают перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование.

Перспективное планирование – основа стратегического управления предприятием. По содержанию перспективное  планирование предприятия в новых  условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обоснованное вероятностное  предположение об изменениях в структуре  и запросах рынка, технике и технологии производства и их социально-экономических  последствиях), план развития на 3-5 лет  с разбивкой по годам и целевые  программы решения важнейших  проблем. Предприятия прогнозируют спрос и цены на различных сегментах  рынка, конкурентоспособность зон  хозяйствования, объем реализации продукции, а на этой основе выдают структурным  единицам ключевые ориентиры по обновлению продукции и технологии, базовую  информацию о необходимом качестве и ассортименте продукции. Цель такого планирования ─ согласование различных  направлений развития предприятия, структурные изменения, расширение эффективных и свертывание нерентабельных производств. В целом же процедура  планирования может быть представлена следующими основными стадиями:

а) создание исходной информационной базы планирования, включая  проведение предплановых аналитических  исследований, в т.ч. прогностического характера;

б) разработка проекта  плана и согласование его положений  с заинтересованными органами (подразделениями, сотрудниками);

в) корректировка  проекта плана с учетом замечаний  и предложений, уточнение намечаемых мероприятий по срокам, объектам и  исполнителям; экспертная оценка плана (визирование соответствующими руководителями);

г) утверждение  плана.

Организация ─ функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия, а также обеспечение всем необходимым для его нормального функционирования: персоналом, материалами, основными фондами, денежными средствами и т.д. Не менее важным содержанием функции организации является использование совокупности приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Основные требования к организации как функции управления состоят в обеспечении всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению; в повышении персональной ответственности и исполнительской дисциплины; совершенствовании организации трудовой деятельности; целесообразном разграничении обязанностей сотрудников и др.

Координация - функция управления, обеспечивающая регулирование отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. По своему характеру координационная деятельность бывает:

-         превентивная, т.е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

-         устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе:

-         регулирующая, т.е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

-         стимулирующая, т.е. направленная на улучшение деятельности системы или организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Наряду с согласованием  деятельности подразделений предприятия  координация также повышает надежность взаимодействия с внешней средой.

Контроль ─ одна из функций управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния объекта управления. Контроль выполняет следующие задачи:

-         обеспечение точного соответствия формы управленческого решения содержанию его исполнения;

-         оценка эффективности использования имеющихся ресурсов и управленческих решений;

-         упреждение ошибок и просчетов в процессе принятия и реализации управленческих решений;

-         выявление резервов и новых возможностей объекта управления;

-         повышение дисциплины и ответственности исполнения управленческих решений;

-         совершенствование организационной структуры управления.

Посредством контроля устанавливается обратная связь  между субъектом и объектом управления. Она позволяет выявлять допущенные отклонения от требований управленческих решений, а также принципов организации  и регулирования. В число функций  контроля входят:

1.     Информационная. Субъект управления всегда и своевременно получает сведения о состоянии дел, о процессе выполнения принятых решений и планов организационной деятельности объекта управления.

2.     Аналитическая – оценка складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.

3.     Организационная. На основе контроля осуществляются необходимые меры по корректировке задач и устранению выявленных недостатков.

По степени активности воздействия на объект управления различают  пассивный и активный контроль; по временному параметру – предварительный, промежуточный и итоговый контроль; по отношению к системе управления контроль может быть внешним и  внутренним, в зависимости от информирования проверяемых – внезапным и плановым.

Оценка результатов и корректировка  целей производится на основании данных, полученных в результате реализации функции контроля и учета. Данная функция представляет собой анализ хода и результатов, экономической деятельности, оценка ее успешности и разработка управленческих решений, устраняющих отклонения плановых значений от фактических - это может быть и пересмотр целей, и внесение изменений в задачи, которые следует выполнить, чтобы избежать отклонений от плана и иные корректирующие воздействия.

 

4. Управленческий цикл

Функции управления тесно связаны между собой, выполняются  непрерывно и в определенной последовательности от постановки задачи до ее решения  и образуют так называемый управленческий цикл. Управленческий цикл (management cycle) – реализация функций управления по спирали – окончание одного цикла служит началом другому управленческому циклу, но уже на более высоком качественном уровне.

Управленческий  цикл включает:

·        определение целей, задач деятельности, а также форм и методов их реализации;

·        создание организационно-исполнительной структуры;

·        подготовку и принятие управленческих решений;

Информация о работе Сущность и задачи управления предприятием