Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Краткое описание

Одним из важнейших этапов создания фирмы является планирование, т.е. определение цели развития управляемого объекта, перспектив и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной детализации на различные периоды времени.
Сегодня любой более или менее крупный предприниматель, фирма, государственное, кооперативное, частное предприятие имеют известный план ведения своей деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Вопрос 1. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении
Предприятием…………………………………………………………………..4
Вопрос 2 Инвестиционный бизнес-план………………………….………….11
Список использованной литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием.docx

— 39.39 Кб (Скачать)

Планирование реализации бизнес-проекта и составление  бюджета включают следующие основные задачи

  1. определение типа рабочих задач в фирме и вне ее;
  2. определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
  3. подготовку графика реализации задач;
  4. определение ресурсов для решения задач;
  5. подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;
  6. документирование всех данных реализации бизнес-проекта.

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана

  1. финансовое планирование;
  2. организационное оформление;
  3. приобретение и передачу технологий;
  4. подготовку заявочных документов;
  5. представление предложений;
  6. переговоры и заключение контрактов;
  7. приобретение земли;
  8. строительные работы;
  9. установку оборудования;
  10. закупку материалов и сырья;
  11. предпроизводственный маркетинг;
  12. обучение и назначение на должность;
  13. запуск и начало производства;
  14. поддержание и развитие производства.

Завершается аудит бизнес-плана  принятием или отклонением решения  об его инвестировании.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов

  1. гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
  2. непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;
  3. коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
  4. интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
  5. многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
  6. участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
  7. адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

Вопрос 2 Инвестиционный бизнес-план

Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования. Необходимость разработки инвестиционного  бизнес-плана российскими предприятиями  вызвана рядом причин:

  • адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям с обязательной типизацией методологии и документов, используемых в области бизнеса.
  • необходимостью программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов;
  • оценкой бизнес-плана участниками проекта с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли.

 Бизнес-план  представляет максимально компактный  документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.

Для среднесрочных  и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов - центральный этап инвестиционного  планирования, включающий следующие  виды работ:

  • развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания проекта;
  • установление деловых контактов и изучение целей участников;
  • структурное планирование;
  • организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;
  • получение одобрения на продолжение работ.

 Для краткосрочных,  небольших по масштабу или  локальных проектов, не требующих  значительных затрат и весьма  непродолжительных по срокам  реализации, все этапы и работы  совмещаются на прединвестиционной  фазе.

 Для разработки  стратегии крупного предприятия  составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.

 Предприятия,  работающие в стабильной ситуации  и производящие продукцию для  достаточно устойчивого рынка,  разрабатывают бизнес-план, направленный  на совершенствование производства  и снижение издержек. Эти предприятия  предусматривают модернизацию производимой  ими продукции в локальных бизнес-планах.

 Венчурные  предприятия, выпускающие продукцию  при повышенном риске, систематически  работают над бизнес-планами освоения  новых видов продукции, современных  технологий и т.п.

 Если предприятие, наметив  рост производства продукции  или освоение новой техники,  не имеет для этого достаточных  мощностей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капитальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением.

 Назначение  бизнес-плана инвестиционного проекта,  требования к его составу и  содержанию. Бизнес-план инвестиционного  проекта - это план (программа)  реализации целей и путей достижения  организуемого проекта производства  продукции (выполнения работ,  оказания услуг), исходя из намеченных технико-экономических показателей. В нем, как правило, приводится обоснование и оценка возможностей проекта, определяются доходы и расходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируется рентабельность и окупаемость, безубыточность и другие показатели. Это и один из предынвестиционных этапов деловых проектов, их основная и неотъемлемая часть. Служит он основанием для предоставления кредита и является средством анализа проекта на его реализуемость и эффективность.

 В инвестиционном  проектировании выделение бизнес-плана  в самостоятельный раздел (этап, документ) связано с переходным периодом в экономике, необходимостью адаптации зарубежного опыта разработки проектов к отечественным условиям, типизацией методологии и документации в этой области бизнеса.

При технико-экономическом  обосновании инвестиционных проектов бизнес-план необходим:

  • инвестору - для определения целесообразности (эффективности) вложения капитала;
  • предпринимателю - для выработки программы действия и руководства в процессе реализации проекта;
  • государственным органам - для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений.

 По существу, это определенный стандарт деловых  предложений потенциальным партнерам, необходимый им для оценки экономической эффективности намечаемых проектом мероприятий, реальности получения ожидаемой прибыли, возврата кредитных вложений.

Бизнес-план инвестиционного проекта  разрабатывается в целях обоснования:

  • текущего и перспективного (стратегического) развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
  • возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, возврата заемных средств;
  • предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
  • целесообразности оказания мер государственной поддержки.

 Бизнес-план  инвестиционного проекта требует  определенной конкретизации по отношению к принятому решению, видам собственности, юридической форме, источникам финансирования, видам выпускаемой продукции, целям производства на вновь строящемся объекте, внедрению новой техники и технологии на действующих предприятиях, использованию материальных и трудовых ресурсов, увеличению прибыли, освоению рынка и др. Но прежде чем начать его разработку, необходимы данные о спросе и предложении, производственная, финансовая и другая информация.

 Информация  о спросе и предложении позволяет  определить, почему и кому, в каких  объемах данная продукция (работы, услуги) будет реализовываться (продаваться). К тому же потребитель (покупатель) приобретает не просто продукцию или услугу. а совокупность их определенных качеств и преимуществ, которые могут разрешить его проблемы. Если производитель выпустит свою продукцию в соответствии с требованиями потребителя и сделает это лучше, чем конкуренты, то может достигнуть ожидаемых результатов, скажем, увеличить прибыль. Необходимые данные можно получить из отчетов и публикаций, в результате собственных наблюдений и маркетинговых исследований, участия в выставках, ярмарках и торгах.

 Таким образом,  разработке бизнес-плана должен  предшествовать значительный объем работ по сбору и обработке достоверной исходной информации, четкое определение цели и задач будущего проекта. Существуют и используются два основных способа получения информации: из установленной отчетности и путем выполнения соответствующих наблюдений. В большинстве случаев они комбинируются. Если обобщающие количественные оценки базируются на информации, содержащейся в отчетности (бухгалтерской, статистической, оперативной), то более детальные и качественные можно получить путем непосредственных наблюдений, тестирования и т.п., т.е. в результате реального отображения сегодняшней ситуации.

 Большую часть  производственной информации можно  получить на предприятиях (фирмах  и т.п.), выпускающих такую же  или аналогичную продукцию. Так,  с ее помощью можно составить  перечень всех производственных операций, способов их выполнения; список требуемых ресурсов (сырья, материалов, инструментов и т.п.), спецификацию оборудования, их поставщиков и условия поставки; потребность в трудовых ресурсах по специальностям и квалификации; обеспеченность производственными площадями, возможность их аренды, покупки и т.д.; накладные и другие расходы.

 Для всесторонней  оценки финансового состояния  объекта требуется финансовая  информация, на основании которой  инвестор мог бы судить о  необходимых средствах и прибыльности проекта, способах получения денег (кредиты, выпуск акций и т.д.). Важной является и информация о ценах и затратах, но она часто составляет коммерческую тайну изготовителя.

 В свою  очередь цель осуществления проекта  должна быть конкретной, вызывать  ощущение реальности. Она, например, может иметь количественную определенность (скажем, увеличить на определенную величину объем производства, прибыль или снизить издержки и т.д.), разбиваться на несколько конкретных задач, решаемых количественно во времени (по годам, кварталам или даже месяцам), либо устанавливать конкретные сроки достижения намеченных целей и решения задач.

 Не менее  важным и ответственным является  представление бизнес-плана потенциальным  инвесторам (его презентация). Представляя  его, разработчик (предприятие, фирма и т.п.) старается продать проект, а для этого он должен быть привлекательным и, прежде всего, отпечатан хорошо читаемым шрифтом, в нем должны быть наглядно представлены и качественно выполнены схемы и графики. Конфиденциальная информация может быть опущена, а в случае необходимости представлена дополнительно. Инвестора могут интересовать и другие данные, например процент (доля) продаваемого пакета акций, его общая цена, минимальный объем инвестиций, условия предоставления капитала (акции обыкновенные, привилегированные, долговые обязательства с гарантиями, заем и т.д.).

 Бизнес-план  и его роль в финансовом  обосновании инвестиционного проекта.  Бизнес-план (в переводе с английского  - план предпринимательской деятельности) получил распространение в российской  практике начиная с 90-х годов,  когда переход к рыночному  механизму инвестирования потребовал  изменения принципов финансирования  капитальных вложений. Развитие  новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах, с другой стороны - задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам.

 Международные  финансовые организации выделяли  кредитные ресурсы российским предпринимателям только при наличии проработанного бизнес-плана. Отсутствие опыта разработки бизнес-планов у большинства предпринимателей серьезно осложняло поиск потенциальных инвесторов.

 В российской экономике стали  возникать структуры (государственные,  коммерческие и смешанные), предлагающие  услуги по разработке бизнес-планов. Среди них Государственная инвестиционная  корпорация, Российская финансовая  корпорация (РФК), Международный инвестиционный  союз (МИС), Российский центр содействия  иностранным инвестициям Минэкономики РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям, академические и исследовательские институты, фирмы. Финансовое обоснование инвестиционных проектов в соответствии с обусловленными требованиями стало обязательным условием соискателей инвестиций из государственного бюджета, коммерческих банков и других потенциальных инвесторов.

 Новая модель инвестиционного  планирования на основе разработки  бюджетов предполагаемых инвестиций  пришла на смену традиционной  для советской практики системы составления технико-экономических обоснований. В отличие от последней, бизнес-план предполагает разработку стратегии предпринимательства, тщательное изучение всех деталей проекта на основе анализа денежных потоков, внешних и внутренних факторов, предопределяющих будущие результаты и затраты инвестора, учет неопределенности и риска.

Информация о работе Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием