Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение прибыли, ее анализ и планирование на примете торгового предприятия «Стройматериалы». Для этого необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать прибыль как объект экономического управления;
- провести анализ по использованию прибыли и рентабельности;
- разработать основные мероприятия по увеличению прибыли.
Также следует учесть, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции.
Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.
Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции, как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны предприятия.
На примере рассматриваемого предприятия главным источником повышения прибыли является увеличение объемов реализации продукции. Сравнивая отчетный и прошлый годы, видно, что розничный товарооборот снизился, но уровень прибыли, благодаря росту цен, увеличился. Следовательно, увеличив товарооборот, предприятие получит прибыль в разы больше, чем на данный период времени. Качество реализации продукции в части зависит от профессионализма и подготовленности торгового персонала.
Средняя заработная плата работника возросла на 3,13 тыс. руб. Произошло некое стимулирование торгово-оперативного персонала, что в конечном счете должно повысить его производительность труда. Но в данном случае производительность снизилась на 446,53 тыс. руб. практически пропорционально товарообороту. Для данного магазина необходимо провести обучение торгово-оперативного персонала. Это позволит повысить его квалификационный уровень и в непосредственном контакте с покупателем поможет дать более полную информацию о товаре.
3.2. Планирование прибыли и рентабельности
Планирование – один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений, оно всегда ориентируется на данные, но стремится определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в перспективе. Для планирования является важным элементом достоверность необходимых данных.
Таблица 6 - планирование прибыли от продаж
Период
| Т/об, тыс. руб. | П, тыс. руб. |
Рентабель- ность, % |
1 | 30103,9 | 661,29 | 2,20 |
2 | 37438,18 | 676,13 | 1,81 |
3 | 33865,92 | 888,77 | 2,62 |
План | План | План | План |
I | 42 359,49 | 1030,36 | 2,43 |
II | 35 166,37 | 967,43 | 2,75 |
III | 37 564,69 | 969,54 | 2,58 |
I т/об | 1,06 | 1,16 |
|
I. Метод экстраполяции
Этим методом определяется общий объем прибыли.
I п = Потч / Пбаз, где
I п – индекс пибыли;
Потч – прибыль отчетного года;
Пбаз – прибыль базисного года;
n – число периодов.
П пл = П отч. * I ВД ,
Ппл –прибыль плановая;
I вд – индекс валового дохода.
I П =888,77 / 661,29 = 1,16,
Пплан = 888,77 * 1,16 = 1030,36 тыс. руб.,
У П план = 1030,36 / 42359,43 * 100 = 2,43%.
II. Метод с использованием коэффициента эластичности
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится товарооборот при изменении какого-либо фактора на один процент.
К эл = (I П – 1) / (I т\об – 1),
П план = П факт + (1+ (К эл / 100)) * I т\об план.
К эл = (1,16 -1) / (1,06 – 1) = 2,63,
П план = 888,77 + (1 + (2,63 / 100)) * 1,06 = 967,43 тыс. руб.
III. Трендовый метод
Таблица 7 - планирование прибыли
Период | п, тыс.р. (y) | Год (t) | y*t | t^2 | Расчетн. П, тыс.р. (y^t) | ((y-y^)/y)*100 |
t | 661,29 | 1 | 661,29 | 1 | 628,32 | 4,99 |
t+2 | 676,13 | 2 | 1 352,26 | 4 | 742,06 | -9,75 |
t+3 | 888,77 | 3 | 2 666,31 | 9 | 855,80 | 3,71 |
Сумма | 2 226,19 | 6 | 4 679,86 | 14 | 2 226,18 | -0,35 |
Можно предположить, что прибыль торгового предприятия развивается по линейной функции:
Y = a + b*t, где
Y – Объем прибыли;
a, b – параметры модели;
t – фактор времени.
Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:
, где
2226,19 = 3a + 6b
4679,86 = 6a + 14b;
b = 113,74,
a = 514,58.
514,58 + 113,74 * t.
П план = = 514,58 + 113,74 * 4 = 969,54 тыс. руб.
По всем произведенным расчетам можно сделать вывод о том, что объем прибыли, спланированный методом с использованием коэффициента эластичности, более приемлем для рассматриваемого предприятия. В этом случае прибыль составит 967,43 тыс. руб., а розничный товарооборот 35166,37 тыс. руб., рентабельность же будет составлять 2,75 %. Это самый высокий показатель рентабельности в сравнении с другими рассчитанными методом экстраполяции и трендовым методом.
Заключение
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации. Следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.
Получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкурентные товароматериальные ценности. Акт реализации продукта и означает общественное признание. Получение выручки за реализованную продукцию еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции. Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования, составляет основу экономического развития этого субъекта. Увеличение прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.
Отсюда следует, что прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую, распределительную функции. Она характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в активы. Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики, и ставит своей задачей максимизацию доходов по имеющимся источникам финансовых результатов с одновременным расширением общей номенклатуры этих источников.
В условиях рынка диапазон использования факторов чрезвычайно широк, предприятие стремится к оптимальному их сочетанию. Основной формой внутренней увязки всех факторов является планирование производственной и финансовой деятельности, что означает важнейшее условие выживания и экономического процветания в условиях жесткой конкуренции. Планирование позволяет увязать имеющиеся возможности на предприятии по реализации продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.
Список используемой литературы
1. Бланк И. А. Управление прибылью. – 2-е изд., расш. и доп. – К.: Ника-центр, Эльга, 2002;
2. Карлин Т. Р. Анализ финансовых отчетов (на основе СААР):Уч-к. – М. ИНФРА – М, 2000;
3. Ковалев Т. Р., Волкова О. Н. АХД предприятия: Уч-к. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004;
4. Любушкин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Уч. пособие для вузов / Под ред. Проф. Н. П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002;
5. Пивоваров К. В. Планирование на предприятии: Учебное пособие . – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004;
6. Савицкая Г. В. АХД предприятия: Учеб. Пособие / Г. В, Савицкая. – 7-е изд., испр. – МН.: Новое знание, 2002;
7. Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес; Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. М. И. Баканова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002;
8. Чуев И. Н. , Чечевицына Л. Н. Экономика преприятия: Учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004;
9. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Уч-к / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФА-М,2003.
10. Экономика предприятия: Уч-к для вузов / Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006;
11.Экономический анализ: в торговле, под ред. Проф. М. И. Баканова – М.: «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»,2004;
12. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л. Т. Гиляровской. – 2-е изд.,доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2002.
[1] Бланк И. А. Управление прибылью. – 2-е изд., расш. и доп. – К.: Ника-центр, Эльга, 2002.
[2] Бланк И. А. Управление прибылью. – 2-е изд., расш. и доп. – К.: Ника-центр, Эльга, 2002.
[3] Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М. И. Баканова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
Информация о работе Характеристика прибыли как объекта экономического управления