Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение прибыли, ее анализ и планирование на примете торгового предприятия «Стройматериалы». Для этого необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать прибыль как объект экономического управления;
- провести анализ по использованию прибыли и рентабельности;
- разработать основные мероприятия по увеличению прибыли.
18
Введение
Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отечественного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.
Целью данной работы является рассмотрение прибыли, ее анализ и планирование на примете торгового предприятия «Стройматериалы». Для этого необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать прибыль как объект экономического управления;
- провести анализ по использованию прибыли и рентабельности;
- разработать основные мероприятия по увеличению прибыли.
1. Характеристика прибыли как объекта экономического управления
1.1. Понятие и экономическая сущность прибыли
Прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике.
В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает.
Известные из истории экономической мысли первые попытки осмыслить сущность прибыли и основы ее формирования связаны с именами античных ученых Платона и Аристотеля. Их подходы к рассмотрению прибыли тесно увязывались со способами и целями накопления денег в обществе.
Начальный этап формирования основных принципов теории прибыли связывается обычно с парадигмой экономического анализа школы меркантилистов, среди которых наиболее заметную роль сыграли теоретические подходы Т. Манна, Ж. Кольбера, Д. Юма. Ведущие принципы их научного мировозрения в области теории прибыли определяли прежде всего источники ее формирования. Основным из этих источников они считали внешнеторговую деятельность.
Определенное развитие теории прибыли связано с представителями экономической школы физиократов – М. Ривьеры, Ж. Тюрго, Ф. Кенэ. Их подход к источникам формирования прибыли был акцентирован на земледельческом производстве. Соответственно приоритетной экономической политикой государства и целью отдельных предпринимателей они считали вложение средств в развитие сельскохозяйственного производства, генерирующего прибыль в наибольших масштабах.
Представители классической политэкономии – в первую очередь А. Смит, Д. Рикардо - серьезно углубили исследование сущности прибыли, расширив область ее рассмотрения сферой промышленного производства, а затем и непроизводительной сферой. Экономистами этой школы впервые была четко сформулирована «факторная модель формирования прибыли».
В соответствии с разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом трудовой теорией стоимости основным источником формирования прибыли является труд работников производственной сферы экономики. Этот труд создает прибавочный продукт и прибавочную стоимость, а прибыль при этом представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости.
Значительный прогресс в развитии теории прибыли связан с исследованиями маржиналистов – С. Джевонса, Л. Вальраса, Дж. Кларка. За основу они взяли теорию предельной полезности, разработка которой оценивается экономистами как революционная. Маржиналисты основное внимание в своих исследованиях сосредоточили на микроэкономическом анализе условий формирования прибыли. Особая роль они отвели исследованию проблем рыночного ценообразования и условий формирования монопольной прибыли.
Среди неоклассических экономических теорий прибыли особого внимания заслуживают теория предпринимательской прибыли и теория инновационной прибыли.
Характеристики прибыли:
1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма прибыли.
2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства.
3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Он является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.
4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности.
5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т. д.
Таким образом, из выше перечисленного можно сделать вывод, что прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности[1].
1.2. Функции и механизм управления прибылью
Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы:
1. Функции управления прибылью как управляющей системы. Они являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от вида деятельности предприятия, его организационно-правовой формы, размере, формы собственности. Эти функции характеризуются как общие.
2. Функции управления прибылью как специальной области управления предприятием. Состав этих функций определяется конкретным объектом соответствующей управляющей системы. Теория управления рассматривает эти функции как специфические.
Группировка основных функций управления прибылью
Рисунок 1. Характеристика основных функций управления прибылью предприятия в разрезе отдельных групп
Группа функций управления прибылью как управляющей системы:
1. Разработка целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью предприятия. В процессе реализации этой функции исходя из общей стратегии экономического развития предприятия прогноза конъюнктуры товарного и финансового рынков формируется система целей и целевых показателей формирования и использования прибыли на долгосрочный период. Стратегия управления прибылью предприятия рассматривается как неотъемлемая составная часть общей стратегии его экономического развития.
2. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по формированию и использованию прибыли на различных уровнях. Такие структуры строятся по иерархическому или функциональному признаку с выделением конкретных «центров ответственности». Организационные структуры управления прибылью должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием.
3. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей управления прибылью, сформированы внешние и внутренние источники информации, организован постоянный мониторинг конкурентной позиции предприятия и конъюнктуры товарного и финансового рынков.
4. Осуществление анализа различных аспектов формирования, распределения и использования прибыли. В процессе реализации этой функции проводится экспресс-анализ отдельных хозяйственных операций, осуществляется фундаментальный анализ факторов, влияющих на формирование и использование прибыли в рассматриваемом периоде.
5. Осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли. Это связано с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям хозяйственной деятельности, генерирующим прибыль.
6. Разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования. Здесь формируется система поощрений и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых показателей, нормативов и плановых заданий. Эта система стимулирования обеспечивается путем внедрения на предприятии контрактной формы оплаты труда руководителей предприятия и функциональных менеджеров.
7. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области формирования и использования прибыли. Реализация этой функции управления прибылью связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, разделение контрольных обязанностей отдельных служб и функциональных менеджеров, оперативным реагированием на результаты общественного контроля.
В группе функций управления прибылью как специальной области управления предприятием основными являются:
1. Управление формированием прибыли. Здесь играет роль обоснование целевой потребности в общей сумме прибыли, необходимой для эффективного развития предприятия, прогнозирование возможностей получения прибыли в разрезе отдельных видов его деятельности, формирование целевых критериев нормы прибыли по предприятию и обеспечение их достижения.
2. Управление распределением и использованием прибыли. В этой функции обеспечивается своевременная уплата налогов за счет прибыли, формируется система пропорций разделения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части, обеспечивается формирование финансовых ресурсов за счет прибыли для развития отдельных видов деятельности.
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. Механизм управления прибылью представляет собой систему основных элементов регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области ее формирования, распределения и использования.
Рисунок 2. Характеристика основных элементов механизма управления прибылью
Элементы механизма управления прибылью:
1. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала.
2. Государственное нормативо-правовое регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативных актов представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют получение и распределение прибыли предприятий в разных формах.
3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.
4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью предприятия. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К основным относятся методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения.
Информация о работе Характеристика прибыли как объекта экономического управления