Функции, роли и задачи руководителей разных уровней организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

На нынешнем этапе развития экономики роль образовательного ценза, как формального признака достоинств оказывается недостаточно для вынесения суждения о пригодности того или иного работника для выполнения функций руководителя, или о возможности его должностного продвижения. Часто тот же образовательный ценз в лучшем случае дает возможность представить общий культурный горизонт человека, но отнюдь не четкую картину его способностей, как руководителя.

Оглавление

Введение
1. Основные функции управления производством
2. Кадры менеджеров современных предприятий
3. Факторы совершенствования управления
4. Стиль руководства и эффективность управления
5. Этапы повышения эффективности управленческого труда
6. Стратегия руководства коллективом
7. Принципы подбора руководителей
8. Психологические особенности деятельности руководителя
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц упрв.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

не любит работать с людьми

дифференцирует специальные профессиональные и организаторские вопросы

основной его вклад в совместную деятельность коллектива - решение профессиональных вопросов.

имеет большой индивидуальный вклад, личные достижения, но как организатор и наставник более низкий вклад.

 

2. Руководитель-организатор

доминирование организационных особенностей при относительно слабых педагогических способностях и профессиональной компетенции.

типичный менеджер; коллективная работа, привлекает к работе специалистов, в том числе превышающих его по компетентности.

профессионально организует совместную деятельность группы, добивается высоких групповых результатов.

3. Руководитель-наставник.

доминирование педагогических способностей.

интерес и потребность к работе с людьми, особенно молодыми работниками, к передаче знаний; гордиться успехами учеников.

Чаще встречаются промежуточные типы.

Наиболее распространен специалист-организатор.

Специалист-организатор (в промышленности)

Специалист-наставник (в армии)

Организатор-наставник

Гармонический тип руководителя

Все качества выражены наиболее гармонично, сбалансировано.

Л.И. Уманский исследовал организаторские способности в 70-80-е.

В ходе исследования были выделены 3 группы качеств, отличающие эффективных руководителей.

1. Организаторское  чутье (орг. проницательность) - умение разбираться в людях; проявляется в:

Психологической избирательности (т.е. наблюдательность, чувствительность к психологическим характерам людей, способность учитывать их в профессиональной деятельности).

Эмпатия (способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния человека).10

Рефлексия (отражение; умение поставить себя на место другого человека, понять ход его мыслей и мотивы поступков).

Практический психологический склад ума (интерес к психологическим качествам других людей и готовность использовать психологические знания на практике).

Психологический такт (чувство меры, границ поведения во взаимодействии с другими).

2. Эмоционально-волевая  воздейственность.

(способность влиять на других людей через эмоционально-чувствительную сферу)

социальная энергичность - способность заряжать своей энергией окружающих людей.

Высокая требовательность - способность предъявлять окружающим высокие требования для достижения определенных результатов.

Критичность - способность фиксировать отклонения от нормы и высказывать мнения об отклонениях.

3. Склонность к  организаторской деятельности

Потребность человека в осуществлении организаторской деятельности, спонтанное проявление организаторской активности, речевая активность, высокая степень участия в деятельности, принятие ответственности за результаты.

Деятельность руководителей отличается большим разнообразием: тип производства, характер управляемого коллектива, особенности решаемых задач, - все это приводит к тому, что в психологии сложилось мнение о невозможности составить "портрет идеального руководителя", так как требуются различные качества, чтобы управлять сложившимся, стабильным коллективом или формировать новый; решать задачи в привычных условиях или иметь дело с постоянно изменяющимися системами; руководство мужским или женским коллективом так же требует различных подходом. Но тем не менее можно выделить качества, которые чаще всего (не с необходимостью, а с достаточно высокой вероятностью!) присущи сильному руководителю.

Сильные руководители чаще всего характеризуются пониженной нормативностью, т.е. обычно в меньшей степени обеспокоены соблюдением различных норм, менее консервативны, пластичны и свободны в поведении, более удовлетворены жизнью, терпимы и уживчивы, свободны от зависти, лучше ладят с людьми, естественны, склонны брать на себя разрешение конфликтов и сложных ситуаций; легче отрываются от сложившихся, но ставших неадекватными изменившимся условиям поведенческих стереотипов. Они обычно лучше адаптируются к социальным условиям, могут служить источником нормативов поведения для окружающих. Они свободны от шаблонов, склонны к непостоянству, благожелательны, прямолинейны, самоуверенны, реалистичны в суждениях, практичны, несколько жестки черствы к окружающим, эмоционально стабильны, обладают высоким творческим потенциалом. Указывая на вероятность этих характеристик, следует указать, что в некоторых условиях они будут препятствовать деятельности руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня руководитель должен делать не только то, что указано в инструкциях, методиках и т.д., он должен мыслить творчески, более широко, чем предписывается. Руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. "Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу".

В современной экономике функции работников настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.

Таким образом, от прежней роли руководителя, который служил только делу, жизнь заставляет перейти к новой роли руководителя, который служит своим работникам, не переставая служить делу. При этом он, так же как и другие сотрудники, осуществляет все перечисленные выше функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. - СПб., 1999
  2. Белоусов А.А. Менеджмент как система - основа успеха деятельности любой организации. - Владивосток - Изд-во ДВГУ, 1998
  3. Бовыкин В.И. Социология. - М.: ОАО изд-во "Экономика", 1997
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. - М.: МГУ, 1997
  6. ДоблаевВ.Л. Теория организаций. - М.: Инс-т молодежи, 1995.
  7. Кабушкин Н.И. Основы управления. - Минск, 2002.
  8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 2009
  9. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. - М., 1993
  10. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. - Л., 2010
  11. Лапуста М.Г. Словарь-справочник . - М., 2010.
  12. Лилеева З.А. Управление в малом бизнесе. Персонал: как руководить организацией. - М.: Статистика, 1997.
  13. Липсиц И.В. Кроссворды для руководителей. - М.: Дрофа, 1999
  14. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред.Ф.М. Русимова и М.Л. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. (Гриф МО РФ)
  15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1999, 2001
  16. Румянцева З.П. Социология . Учебное пособие. - М., 1999.
  17. Смирнов Э.А. Основы теории организации - М.: Аудит, 1998.
  18. Страхова О.А. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Наука, 1996.
  19. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 351 с.
  20. Управление организаций: Учебник / Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. (Гриф МО РФ)
  21. Ушковский Б.Н. Эффективный управляющий : Мотивация вашего коллектива. Учебное пособие. - М.: Статистика, 1997.
  22. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю. Женщина-руководитель во власти и бизнесе: социально-психологический портрет Политекс. СОЦИС , 2011. Том 7. №1. С. 142-162. [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://www.isras.ru/publ.html?id=2265
  23. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности.- М.: Институт социологии РАН, СОЦИС, 1997. - 201 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.isras.ru/publ.html?id=657

 

  1. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления // СОЦИС. 2008г . – 983 с. 2008. - 983 с.
  2. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры. Социологический анализ становления профессии // М.: КомКнига, СОЦИС,  2005. - 280 с.

 

1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. - М.: МГУ, 1997

 

2  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1999, 2001

3  Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. - Л., 2010

 

4  Кабушкин Н.И. Основы управления. - Минск, 2002.

5   Ушковский Б.Н. Эффективный управляющий : Мотивация вашего коллектива. Учебное пособие. - М.: Статистика, 1997.

 

6 Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. - 351 с

7  Смирнов Э.А. Основы теории организации - М.: Аудит, 1998.

 

8 Липсиц И.В. Кроссворды для руководителей. - М.: Дрофа, 1999

 

9  Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред.Ф.М. Русимова и М.Л. Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. (Гриф МО РФ)

 

10  Ушковский Б.Н. Эффективный управляющий : Мотивация вашего коллектива. Учебное пособие. - М.: Статистика, 1997.

 


Информация о работе Функции, роли и задачи руководителей разных уровней организации