Функции, роли и задачи руководителей разных уровней организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:48, контрольная работа

Краткое описание

На нынешнем этапе развития экономики роль образовательного ценза, как формального признака достоинств оказывается недостаточно для вынесения суждения о пригодности того или иного работника для выполнения функций руководителя, или о возможности его должностного продвижения. Часто тот же образовательный ценз в лучшем случае дает возможность представить общий культурный горизонт человека, но отнюдь не четкую картину его способностей, как руководителя.

Оглавление

Введение
1. Основные функции управления производством
2. Кадры менеджеров современных предприятий
3. Факторы совершенствования управления
4. Стиль руководства и эффективность управления
5. Этапы повышения эффективности управленческого труда
6. Стратегия руководства коллективом
7. Принципы подбора руководителей
8. Психологические особенности деятельности руководителя
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц упрв.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

 

7. Принципы  подбора руководителей

Среди специалистов в сфере управления существуют несколько точек зрения на принципы подбора руководителей. Различие подходов основано на особенностях ответа различных специалистов на вопрос: "Хорошие руководители рождаются или они могут быть воспитаны (обучены)?" По этому признаку можно выделить три основных подхода к принципам выбора руководителя:

качественный;

ситуационный;

функциональный.

Качественный подход предполагает, что врожденные личные качества человека играют определяющую роль в способности быть руководителем. Например, некоторые люди могут проявлять инициативу, мужество, быстроту реакции, интеллект, юмор, - и комбинация этих и других черт делает их признанными руководителями.

Большинство из этих черт характера являются врожденными и в дальнейшем только развиваются и шлифуются. Таким образом, качественный подход предполагает, что лидером рождаются и их необходимо искать, а не обучать.

Ситуационный подход. Согласно этому подходу, лидера порождает ситуация. Каждая ситуация характеризуется некоторым набором задач, требующих решения, а также специфическими организационными и функциональными обстоятельствами. Все это определяет качества, которыми должен обладать лидер в данной ситуации. Человек, который в наибольшей степени обладает требуемыми качествами, выдвигается на роль лидера. До некоторой степени это справедливо для так называемых "неформальных" лидеров, выдвигаемых средой, но противоречит практике работы "формальных" руководителей, которые эффективно управляют группой в любых ситуациях.

Функциональный подход в настоящее время является наиболее распространенным. Он основан на том, что любая группа рассматривается как единый коллектив с общей целью, которая не достижима индивидуально. Для того, чтобы группа работала как единая команда, необходимо реализовать некоторые обязательные функции, которые способствуют объединению и сплочению группы. Эти функции должен реализовать один человек - руководитель. Термин "функции" используется здесь в широком смысле и включает в себя обязанности, поведение и т.д. Многие функции достаточно хорошо формализованы и можно обучить их выполнению. Таким образом, управление не только искусство, но и в значительной мере ремесло, которому можно обучиться. Отметим, что этот подход не противоречит качественному подходу, так как человек с рядом полезных врожденных качеств может быстрее обучиться и в дальнейшем быть более эффективным руководителем большого масштаба.

Квалификация руководителя часто бывает решающим фактором существования предприятия, так как многие решения имеют интуитивный характер, обусловлены "рыночным чутьем".

Управление должно активно создавать необходимые для работы предприятия условия, а не пассивно реагировать на изменения, происходящие на рынке. Главная функция управления - вовсе не максимализация прибыли, а устранение или смягчение влияния рисков.

Руководитель должен обладать многими умениями и навыками. Концептуальные умения и навыки позволяют руководителю видеть предприятие как единое целое и в то же время понимать, каким образом в нем осуществляются операции по достижению отдельных целей. Функции руководителя заключаются в том, чтобы организовывать, воздействовать и оценивать. Способность собрать команду и работать с каждым из ее членов - это умение строить межличностные отношения. Руководителю надо иметь представление о производственных процессах: о технологии, методах, оборудовании.

Некоторые предприниматели думают, что судьба предприятия и его сотрудников зависит от их решений. На деле все наоборот - рентабельность деятельности предпринимателей зависит от работы сотрудников и от клиентов. Предприниматели не должны забывать о том, что они существуют благодаря клиентам, а также потому, что сотрудники готовы работать в тесном контакте с ними. Три вида средств задействованы в бизнесе - люди, материально-техническая база и деньги. Люди оценивают информацию, принимают решения и эффективно используют деньги и материалы. Поэтому люди, составляющие предприятие, являются важнейшими объектами менеджмента и наиболее ценным "средством" в любом бизнесе.8

Добивается успеха тот, кто формирует квалифицированную команду сотрудников и создает для их деятельности убедительную мотивацию.

Если у предпринимателя все хорошо получается, он порой опасается передоверять свои полномочия сотрудникам. Но если руководитель не успевает все делать или контролировать сам, любое из принятых решений может быть не выполнено.9 Авторитарный стиль происходит от низкого уровня профессионализма. Авторитарность руководителей свидетельствует о слабости и незначительности на рынке тех предприятий, которыми они руководят. Развитию бизнеса при авторитарном руководстве мешает отсутствие исполнительской дисциплины, по причине отсутствия правил - общего языка, то есть регламентирования бизнес-процессов.

По мере развития бизнеса обязательно приходит время, когда:

либо вы делегируете сотрудникам свои права и обязанности, оставляя за собой лишь решение ключевых задач;

либо вы утонете в потоке незавершенных дел, будете срывать сроки поставок или не выполнять обязательства, приобретете репутацию несолидной фирмы, вас станут покидать партнеры и клиенты;

в конце концов нагрузка на вас станет непосильной и деятельность вашего предприятия на этом закончится.

Чем больше растет количество персонала, тем больше дробится работа, а это требует разделения и распределения функций и организации управления. Это позволяет предпринимателю концентрировать свои усилия на том, что ему удается лучше всего.

Некоторые руководители не устают демонстрировать насилие, склонность к авторитарности, вместо гибкости - нежелание играть по каким бы то ни было правилам. Неуважение к правилам оборачивается правовым беспределом и отсутствием этики в бизнесе.

Если руководство не хочет работать по правилам, фирма может развалиться на любой стадии развития. Порой собственники не в состоянии сформулировать, чего они хотели бы достичь, не заглядывают на пять-десять лет вперед, не пытаются создать стратегические установки, которые бы упорядочивали их работу. А отсутствие перспективы ведет в свою очередь к потребительскому, неконструктивному отношению к собственному бизнесу.

 

 

8. Психологические  особенности деятельности руководителя

Научно-технический прогресс приводит к постоянному усложнению процессов управления производством. Управленческие решения становятся все более ответственными, так как возрастает степень воздействия их на все стороны общественной жизни. Ошибки в управлении влекут за собой цепь негативных последствий - технических, экономических, социальных и т.д.

Это ставит большие задачи перед психологией управления, ориентирует ее на всестороннее изучения понятия "человеческий фактор", на выработку конкретных и внедряемых в производство рекомендаций, выросших на прочном фундаменте психологической теории и в то же время апробированных и проверенных на практике.

Работа современного руководителя не может быть эффективной без овладения им необходимыми психологическими знаниями и методами, без умения использовать их на практике. Не случайно поэтому возрастает интерес руководителя к психологическим проблемам управления.

Функционирование руководителя протекает в сложных нестабильных условиях и предъявляет к человеку, занимающемуся такой деятельностью, высокие требования, но с другой стороны позволяет реализовать себя, раскрыть свои способности и потенциальные возможности как никакая другая деятельность.

Психологический анализ деятельности управления показывает, что характерной её особенностью является:

Многообразие разнородных видов деятельности, функций и задач, которыми руководителю регулярно приходится заниматься.

В содержательном плане это такие разнороднее задачи как производственно-технические, экономические, финансовые и кадровые, социально-психологические.

В процессуальном плане это такие разнородные виды деятельности как работа с информацией, документами, взаимодействие с исполнителями, проведение встреч и переговоров, организация совещаний.

Это многообразие вступает в противоречие с ограниченными психологическими возможностями руководителя как человека.

Противоречие разрешается через использование правила построения приоритетов, т.е. через преимущественное внимание конкретного руководителя к тем или иным конкретным видам деятельности и задач.

Так существуют руководители, ориентированные исключительно на производственно-технические задачи - технократы, на финансово-экономические задачи - экономократы и на работу с людьми - т.е. практические психологи.

Ориентация на преимущественную работу с людьми или информацией во многом определяется индивидуальными психологическими особенностями.

Второй психологически значимый признак - высокая ответственность руководителя за выполнение своей деятельности и за других людей, за группу в целом.

Психологически значима способность человека принимать на себя ответственность не только за свою работу, но и за выполнение работы других людей, группы в целом.

Психологические исследования показывают, что это разные виды ответственности. Т.е. человек может быть ответственным исполнителем и не способным брать на себя ответственность за других.

Ответственность задругих предполагает наличие организаторских способностей.

3-й признак - творческий характер деятельности руководителя.

Под творчеством понимается способность к созданию нового… (продукта, технологии, нового способа решения задачи)

Руководитель всегда работает в условиях дефицита - информации, знаний, финансов, техники, ресурсов, квалифицированных кадров.

Именно поэтому решение управленческих задач в условиях дефицита средств их решения объективно порождает потребность в творческих нестандартных решениях.

Высокие требования к творческим способностям руководителя объективно порождаются инновационным характером менеджмента.

Высокая роль коммуникативных функций в деятельности руководителя.

Руководитель - это человек, который решает поставленные задачи, добивается поставленных целей через взаимодействие с другими людьми.

Результаты психологических исследований показывают, что нет однозначной связи между степенью выраженности общительности (определяется по шкале экстра-интроверсии) и эффективностью деятельности руководителя.

Среди успешных руководителей сравнительно редко встречаются как очень низко общительные, так и сверх общительные.

У низко общительных - трудности в общении препятствуют успешному взаимодействию и деловому общению.

У сверх общительных - излишняя общительность мешает сосредоточению на главных задачах, отвлекает.

В ходе исследований выявлены 2 группы высоко успешных руководителей:

с умеренной экстраверсией и

с умеренной интроверсией.

Представители этих групп придерживаются разных стратегий в менеджменте.

Руководители с умеренной экстраверсией добиваются высокой эффективности за счет совместной работы с другими людьми, гибкости взаимодействия, вовлечения большего числа людей в принятие решений.

Руководители с умеренной интраверсией придерживаются принципиально другой стратегии.

Прежде чем приступить к исполнению большая нагрузка падает на выработку и принятие решения, детальную разработку плана и программы действий самими руководителем.

Высокая психическая напряженность деятельности руководителя и связанные с ней высокие требования к

работоспособности

силе нервной системы

устойчивости к стрессам.

В психологической структуре личности руководителя выделяют следующие блоки профессионально важных качеств:

1. Профессиональная компетентность, включающая в себя знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая  компетентность, т.е. знания в сфере  психологии.

2. Педагогические способности - способности влиять на других людей с целью направленного изменения свойств и состояний этих людей.

3. Организационные способности (ведущий блок) т.е. способен к  согласованию и координации совместной  деятельности людей, способность  ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.

5. Коммуникативные способности (к деловому общению) и

4. нравственно-этические  качества (способность человека  соблюдать нормы деловой этики).

В зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя одного из первых трех ведущих компонентов выделяют типы руководителей:

1. Руководитель-специалист

Доминирование профессиональной компетенции перед организационными, психологическими и педагогическими способностями.

Информация о работе Функции, роли и задачи руководителей разных уровней организации