Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:33, реферат
Рассмотрим более подробно все значимые этапы маркетингового исследования, без которых начинать ресторанный бизнес, более чем опрометчиво и неразумно.
Линейно-функциональная
(комбинированная) структура основана
на тесном сочетании линейных и функциональных
связей в аппарате управления. Она
обеспечивает такое разделение труда,
при котором линейные звенья принимают
решения и управляют, а функциональные
– консультируют, информируют, координируют
и планируют хозяйственную
Руководители всех
функциональных звеньев входят одновременно
в систему линейного управления
организацией, предприятием. При этом
связи “руководитель-
Линейно-функциональная
структура применяется на крупных
предприятиях, объединениях общественного
питания. Линейно-функциональная структура
аппарата управления освобождает руководителя
от целого ряда функций, для выполнения
которых квалифицированные
Наиболее эффективное
решение проблемных задач обеспечивает
применение программно-целевой структуры
управления, которая основывается на
комплексном управлении всей производственной
системой, ориентированной на определенную
цель. Основу программно-целевой структуры
составляют специально созданные органы
управления, которые осуществляют организационное
и специализированное руководство
выполнением целевой программы.
Использование программно-
К видам программно-целевого управления, применяемым в организациях, предприятиях общественного питания, относят управление по проекту.
В качестве организационной структуры управления в ресторане «Персона» применяется линейная структура управления.
Ассортимент продукции и его характеристика.
Важнейшим элементом управления процессами обслуживания гостей на предприятиях питания является меню. Его образно называют «полномочным представителем ресторана, осуществляющим постоянную связь предприятия с гостями.
Меню – это перечень расположенных в определенной последовательности закусок, блюд и напитков, которые имеются на предприятии (в ресторане, кафе, баре) в течение всего времени работы залов. При составлении меню должна учитываться следующая последовательность предложения блюд:
Фирменные блюда.
Закуски (холодные и горячие).
Супы.
Основные блюда (отдельно рыбные, мясные, вегетарианские).
Сладкие блюда.
Напитки (безалкогольные, горячие, алкогольные).
При большом выборе напитков рекомендуется составить их отдельное меню. Предложение напитков оказывает решающее воздействие на успех работы большинства предприятий питания. Поэтому очень важно привести в меню правильный выбор напитков, при этом максимально учесть желания гостей.
Напитки обычно делятся на две большие группы: алкогольные и безалкогольные.
Алкогольные напитки в свою очередь подразделяются на три подгруппы: вина, пиво, спиртные напитки.
Перечень напитков в меню осуществляется в следующей последовательности:
Вина отечественное белое
отечественное красное
импортное белое
импортное красное
шипучие игристые вина
южные вина
Аперитивы белый вермут
красный вермут
горький аперитив
анисовый аперитив и т. д.
Крепкие спиртные водка
напитки, ликеры виски
джин
ром
бренди, коньяк, кальвадос и т. д.
Пиво отечественное
импортное
Смешанные напитки коктейли
Безалкогольные минеральная вода
напитки лимонады
соки
Горячие напитки кофе
чай
молоко
В последние годы в сознании людей укоренилась мысль, что минеральная вода – составная часть хорошей еды. Предлагая в меню минеральную воду, следует представить:
местную природную минеральную воду;
национальную природную минеральную воду;
минеральную воду международного значения;
минеральную воду без газов;
родниковую воду;
столовую воду.
Дополнительно в
меню могут содержаться описания
вкусовых качеств напитков. Например,
для вина: букет нежный, тонкий, богатый;
вкус полусладкий, сладковатый, сладкий,
кисловатый, терпкий и т. д. Однако
подобными рекомендациями не стоит
злоупотреблять, так как после
пробы напитка у гостя может
возникнуть впечатление, что указанные
качества не соответствуют
При составлении меню следует различать ширину и глубину предложения блюд и напитков.
Под шириной предложения понимается большой выбор самых разнообразных блюд и напитков. Глубина ассортимента предполагает наличие вариантов блюд из определенного продукта. Глубокий ассортимент обычно предлагают специализированные предприятия – рыбные, молочные, вегетарианские рестораны, пиццерии, пельменные.
В зависимости от
контингента обслуживаемых
Меню «а ля карт» (a la carte). указывает порционные блюда с индивидуальной ценой на каждое. Этот вид чаще всего используется в дорогих ресторанах, где концепция обслуживания ресторана позволяет создать наиболее дорогие и комфортные условия.
Меню «табльдот» (table d^hote). Предлагает выбор одного или более вариантов каждого блюда по фиксированным ценам. Этот вид меню широко используется на предприятиях питания при гостиницах, так как гости считают его экономичным.
Меню «дю жур» (du jour) – меню дежурных (дневных) блюд.
Туристское меню. Строится так, чтобы привлечь внимание туристов, акцентируя дешевизну и питательные качества блюд, являющихся существенной информацией для туриста.
Калифорнийское меню. В некоторых калифорнийских ресторанах можно заказать любое блюдо в любое время суток.
Большинство ресторанов имеют заранее определенные меню, которые не меняются день ото дня. Такие меню называются статичными. Содержание статичных меню может меняться только по причине включения в него сезонных продуктов или замены блюд, не пользующихся спросом.
Противоположностью статичному меню является цикличное меню. Оно предлагает определенный перечень блюд и напитков, который повторяется через какой - то период.
Пропускная способность
предприятия характеризуется
Максимальную пропускную способность обеденного зала (МПС0 3) можно рассчитать по формуле:
МПС , где (1)
ВР — продолжительность работы предприятия за день, мин;
М — число мест;
ВПП — время приема пищи одним посетителем, мин.
Максимальную пропускную способность можно рассчитать и другим способом:
МПС = , где (2)
S — площадь обеденного зала, м2;
Пн — площадь по норме на одного посетителя (1,9 м2).
Пропускная способность предприятия зависит от мощности и технической оснащенности предприятия, формы обслуживания потребителей, рационального использования площади залов и других факторов. Поэтому необходимо определить коэффициент использования пропускной способности обеденного зала (К ). Он рассчитывается по формуле:
Кпс = , где (3)
ПСф — фактическая пропускная способность.
Фактическая пропускная
способность ресторана
ПСф = . (4)
Повышение "коэффициента пропускной способности обеденного зала достигается за счет применения самообслуживания, предварительного накрытия столов, реализации обеденной продукции методом «шведского стола», комплексных обедов, завтраков, ужинов, организации выносных раздач и буфетов.
Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу:
ВБ = МПС * К * БОПпл * Д , где (5)
БОПпл — среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде.
Другим показателем, характеризующим интенсивность потока потребителей и пропускную способность предприятия, является оборачиваемость одного места. Этот показатель характеризует число потребителей, приходящееся на одно место на предприятии за день. Оборачиваемость одного места (Ом) рассчитывается по формуле:
Ом = Ч / М (6)
Оборачиваемость одного места можно определить исходя из максимального количества посетителей по пропускной способности. Коэффициент оборачиваемости Ко рассчитывается по формуле:
Ко = , где (7)
Ом.ф. – оборачиваемость фактическая;
Ом.мах – оборачиваемость одного места максимальная.
Одним из методов
определения плана выпуска
Производственная мощность — максимально возможный выпуск предприятием (цехом) продукции определенного ассортимента в единицу времени (в смену, за сутки, месяц, год). Она определяется в соответствии с режимом работы. При этом учитываются применение новой техники и технологии, рациональных методов организации труда и время эксплуатации оборудования.
Производственная мощность (ПМ) рассчитывается в натуральных показателях. Так, производственная мощность кухни определяется в блюдах и находится по формуле:
ПМ = , где (8)
ВР — продолжительность работы столовой, мин;
ВП — время простоя оборудования, мин;
Вср — средняя продолжительность одной варки, мин;
Ок — емкость котлов, л;
К3 — коэффициент заполнения емкостей;
ОБ — емкость одного блюда, л.
Производственная
мощность не является постоянной величиной.
Большое влияние на ее изменение
оказывают технический прогресс
и совершенствование
Степень использования производственной мощности характеризует коэффициент (Кпм), который определяется как отношение количества фактически выпущенной предприятием продукции к его производственной мощности. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:
Кпм = ВБф / ПМ , где (9)
ВБф – фактический выпуск блюд.
Чтобы определить плановый выпуск блюд (ВБпл) за период (год, квартал, месяц), используем формулу:
ВБпл = ПМ * Кпм * Дпл . (10)
Для того чтобы перейти от натуральных показателей к стоимостным, следует количество блюд умножить на среднюю цену одного блюда.
Товарооборот по
продукции собственного производства
определяют путем умножения
Оборот по оптовой
реализации продукции собственного
производства планируют только те предприятия,
которые имеют для этого
Например, в ресторане «Персона» площадь обеденного зала равна 160 м2, значит, рассчитав по формуле (2), мы получим, что МПС ресторана равна 1011чел/день:
МПС = = 1011 .
Коэффициент использования
пропускной способности ресторана
равен 80%, а время приема пищи одним
посетителем в среднем
ВБпл = 1011 * 0,8 * 3,5 * 353 = 999273 (шт/год).
Для осуществления процесса производства продукции, реализации и оказания услуг по потреблению предприятиям требуются орудия труда и предметы труда или средства производства. Средства производства могут быть созданы трудом человека и природой. Средства производства, созданные трудом человека называются производственными фондами, а трудом человека и природой – материальными ресурсами предприятия. К природным элементам материальных ресурсов относится земля, энергия (солнечная и ветровая), вода и др. Материальные ресурсы представляют собой базовый фактор функционирования предприятия, который подразделяется на средства труда, называемые основными фондами. Материальные ресурсы являются главной составляющей имущества предприятия.