Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:11, дипломная работа

Краткое описание

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Оглавление

Введение 5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1 Прибыль и рентабельность и их экономическая
сущность 7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО «Саранский хлебокомбинат»)
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности
на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли
и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

анал приб.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

 

б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

              В основе модели лежит соотношение:

 

              R=;

                            где:               R — рентабельность предприятия;

                                          P — прибыль от реализации продукции;

                                          K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных                                                                  средств и основных фондов).

 

              С учетом перечисленных выше факторов, формула примет вид:

 

              R=;

 

                            где:              F — основные производственные фонды предприятия;

                                          E — оборотные средства предприятия;

                                          — рентабельность продукции;

                                          —               фондоемкость продукции;

                                          —  оборачиваемость продукции.

 

              Факторный анализ будет строится в таблице 2.5.

 

              Таблица 2.5. Расчеты по факторному анализу

рентабельности Саранского хлебокомбината

 

Показатель

Условные

обозначения

1999 г.

2000 г.

1

2

3

4

Выручка от реализации, тыс. руб.

N

16115794

17852679

Основные производственные фонды, тыс. руб.

F

7696698

7499012

Оборотные средства, тыс. руб.

E

2987397

3852474

Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

C

14721995

16622338

Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб.

P

1393799

1229741

Рентабельность предприятия

0,1305

0,1083

 

 

 

 

Расчеты для трехфакторной модели:

 

 

 

1. Прибыльность продукции

P/N

0,0865

0,0689

2. Фондоемкость продукции

F/N

0,4776

0,4200

3. Оборачиваемость оборотных средств

E/N

0,1854

0,2158

 

Таблица 2.6.  Расчет отклонений

 

Показатель

Условные

обозначения

Отклонения

 

1

2

3

4

 

 

абсолют.

гр.4-гр.3

относит.

гр.5/гр.3 *100%

Выручка от реализации, тыс. руб.

 

1736885

10,78%

ОПФ, тыс. руб.

 

-197686

-2,57%

Оборотные средства, тыс. руб.

 

865077

28,96%

Себестоимость, тыс. руб.

 

1900343

12,91%

Прибыль от реализации ТП

 

164058

-11,77%

Рентабельность капитала

 

-0,0222

-17,01%

Прибыльность продукции

 

-0,0176

-20,35%

Фондоемкость

 

-0,0576

-12,06%

Оборачиваемость

 

0,0304

16,40%

 

              Показатели, сведенные в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены для дальнейшего использования в факторном анализе рентабельности предприятия.

              Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (R) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы.

 

1.    Влияние фактора рентабельности продукции

     а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных:

             

              .

 

    б) выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

 

             

 

2.    Влияние фактора изменения фондоемкости:

 

а)

 

б)

 

3.    Влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

 

а)

б) выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств:

 

   

                           

Итак, суммарное влияние факторов:

 

 

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые выводы:

 

     общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);

     некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

 

 

 

2.2.  АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

 

 

 

              Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию.  Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

              Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли (6, с.13-14).

              Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответстующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоря­жении после уплаты налогов, не должна снижать его заинте­ресованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой дея­тельности.

              На предприятии распределению подлежит чистая прибыль. т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взы­скиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые вне­бюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, ВТ и ПК, штрафы, санкции и др. (18, с. 69).

              Распределение чистой прибыли отражает процесс формиро­вания фондов и резервов предприятия для финансирования по­требностей производства и развития социальной сферы.

              В современных условиях хозяйствования государство не ус­танавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует на­правление прибыли на капитальные вложения производствен­ного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

              Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатыва­ется соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответ­ствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специ­ального назначения: фонды накопления (фонд развития произ­водства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

              Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает рас­ходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благо­творительные цели.

              К  расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, мо­дернизации оборудования, затраты, связанные с техническим пе­ревооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним; планируются затраты на проведение природо­охранных мероприятий и др.

              Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, на­ходящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздорови­тельных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

              К затратам на материальное поощрение относятся единовре­менные поощрения за выполнение особо важных производствен­ных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи ра­бочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работ­никам  по удорожанию стоимости питания в столовых, буфетах пред­приятия в связи с повышением цен и др.

              Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая харак­теризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, ис­пользовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и мо­жет быть использован в последующие годы для покрытия воз­можных убытков, финансирования различных затрат (7, с. 81).

              В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности.  Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв.  Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию.

              Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости пред­приятия, о наличии источника для последующего развития. 

              Направления использования прибыли на АО "Саранский хлебокомбинат" указаны в таблице 2.7.

              Таблица 2.7. Направления использования прибыли на АО "Саранский хлебокомбинат"

 

2000 г., тыс. руб.

1999 г., тыс. руб.

Динамика, %

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль

314880

489501

64,43

Отвлеченные средства

499231

480161

13,27

Нераспределенная прибыль

85725

430095

22,16

Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»