Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:11, дипломная работа

Краткое описание

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Оглавление

Введение 5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
1.1 Прибыль и рентабельность и их экономическая
сущность 7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО «Саранский хлебокомбинат»)
2.1 Факторный анализ прибыли и рентабельности
на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли
и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

анал приб.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

 

              Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:

 

а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Саранском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом:

 

              P1=N10-N1

 

              P1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

 

              Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

 

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

 

              P2=P0*K1-P0

                            где, K1 — коэффициент роста объема продукции:              K1=S10/S0             

 

              P2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.

 

              Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.

 

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.

 

              P3=P0*(K2-K1)

                                          где K2=N10 / N0 .

 

              P3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.

 

              Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.

 

г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило:

 

              P4=S10-S0.

 

              P4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

 

Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на Саранском хлебокомбинате.

 

Таблица 2.3. Структура себестоимости на АО "Саранский хлебокомбинат"

Показатель

9 мес. 1999 г., тыс. руб.

9 мес. 2000 г., тыс. руб.

Динамика, %

Мат. затраты

9521670

10170260

106,81

Затраты на  оплату труда

673294

703033

114,42

Прочие прямые затраты

4171392

5286333

126,73

Накладные расходы

355633

463311

130,28

Итого

14721995

16622938

112,91

 

              Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

 

д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

 

              P5=S0*K2-S10.

 

              P5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

 

              Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — P6.

              Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:

 

              Pа=P1-P0.

                                  где P1  и P0 — прибыль от реализации товарной продукции                                                                       за отчетный и базисный периоды соответственно; Pа —                                                         общее изменение прибыли от реализации товарной                                                                       продукции .

 

              Pа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

 

              или:

 

              Pб=

                                          где Pi — изменение прибыли за счет i-го фактора.

 

              Pб==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

 

              Небольшое отклонение между Pа и Pб объясняется влиянием фактора P6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.

              Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:

 

Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.

Фактор

Абсолютная величина тыс. руб.

Удельный вес, %

P1

4252671,000

49,05000

P2

217587,000

2,51000

P3

5,854

0,00006

P4

4199209,000

48,44000

P5

60,000

0,00670

P6

1,200

0,00001

Абсолютная сумма отклонений

8669534,050

100,00000

 

              Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

              Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Саранском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

              Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Саранским хлебокомбинатом  регулируется Правительством  РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам.  А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

              Анализ рентабельности на Саранском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.

 

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

              Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2:

 

              K0= ;

 

              K1=.

 

Изменение рентабельности (K) равно 6,89-8,65=1,76%.

 

Влияние фактора изменения цены на продукцию:

 

              KN=.

 

Влияние фактора изменения себестоимости:

 

              KS=

 

              K=KN + KS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

 

              Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.

Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»