Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:35, реферат
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
2. Финансовый контроль, его цели и задачи ….………………………………………….……4
3. Формы и методы финансового контроля.……………………………………….………….5
4. Органы государственного финансового контроля…………….……………………………7
Счетная палата как орган финансового контроля…………………………………………….10
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении…………..14
Заключение………………………………………………………………………………..……16
Список литературы………………………………………………………………….………….17
Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.
Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
Для осуществления контрольных полномочий парламент наделяется следующими правами: получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые при утверждении бюджета; получать от государственных финансовых органов оперативную информацию о ходе исполнения бюджета; выносить оценку деятельности органов, исполняющих бюджет, и др. Законодатели регулярно получают сведения о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счетную палату. Основной задачей Счетной палаты является проведение внешнего аудита бюджета. Ее функции и статус будут рассмотрены нами более подробно.
В системе исполнительной власти контрольными
полномочиями наделены: Министерство
финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные
финансовые органы, главные распорядители ираспорядители б
Министерство
финансов РФ является органом, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в стране,
и обладает широкими контрольными полномочиями
в данной сфере. Оно контролирует рациональное
и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителя
Функцию бюджетного контроля выполняет также Главное управление федерального казначейства, входящее в состав Министерства
финансов. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс
формирования и расходования государственных
средств. Оно осуществляет предварительный
и текущий контроль за ведением операций
с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей
В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:
Широкие контрольные
полномочия в рамках бюджетного процесса предоставлены налогов
Контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет государства осуществляют система
органов Министерства РФ по налогам и сборам и Государственный таможенный
комитет. Министерство по налогам исборам ведет учет налогоплательщиков,
контролирует соблюдение ими налогового
законодательства, правильность исчисления,
полноту и своевременность уплаты налогов и других обязательных платежей вбюджет и внебюджетны
Помимо названных органов,
в проведении финансового контроля
участвуют главные распорядители и распорядители
Помимо государственного
и внутриведомственного контроля, важное
значение имеет и так называемый внутрих
Для проведения контрольных мероприятий финансовые органы государства и сами бюджетополучатели могут привлекать аудиторские службы. В мировой практике аудиторский контроль распространен очень широко. В настоящее время эта система получает развития и в России. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.
Аудиторские проверки подразделяются
на внешние и внутренние. Внутренн
5. Счетная палата как орган финансового контроля
Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.
Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся:
Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при решении возложенных на нее задач в соответствии она обладает организационной и функциональной независимостью. Она обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнениюфедерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.
Важнейшими
направлениями работы Счетной палаты
являются контрольно-
Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется в следующих формах:
Счетная палата
проводит комплексные ревизии и
тематические проверки по отдельным
статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетны