Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….……3
2. Финансовый контроль, его цели и задачи ….………………………………………….……4
3. Формы и методы финансового контроля.……………………………………….………….5
4. Органы государственного финансового контроля…………….……………………………7
Счетная палата как орган финансового контроля…………………………………………….10
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении…………..14
Заключение………………………………………………………………………………..……16
Список литературы………………………………………………………………….………….17

Файлы: 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

6) анализ бюджетных  инвестиций и заключенных договоров  с точки зрения соблюдения государственных интересов; заключения по фактам незаконного предоставления инвестиций;

7) анализ выполнения  заданий по предоставлению государственных  услуг, соблюдения установленных  для них нормативов финансовых  затрат.

В заключении Счетной  палаты могут содержаться и другие материалы, определенные постановлениями Думы или Совета Федерации.

После того, как  заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и составляет полтора месяца. Государственная Дума заслушивает доклад руководителя Федерального казначейства, доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства; а также заключение Председателя Счетной палаты. Могут быть также заслушаны доклады руководителей высших органов судебной власти о том, какие бюджетные споры и нарушения бюджетного законодательства рассматривались судами в отчетном году.

После рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает решение о его утверждении. Если фактически исполненный бюджет не соответствует принятому закону, и при этом режим сокращения и блокировки расходов не вводился, отчет может быть отклонен.

 

 

 

Заключение

Перед финансовым контролем, как совокупностью действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования, стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Государственный контроль осуществляется несколькими органами имеющими только различные объекты проверки. Финансовый контроль осуществляют: Счетная палата РФ, Думские комитеты, Контрольное управление при Президенте РФ и т.д.

Помимо государственных  органов, контролирующих финансовое состояние  ведомственных и вневедомственных учреждений, существует независимый негосударственный контроль в лице аудиторских компаний. 

        Основная задача аудиторских  служб состоит в контроле за  соблюдением законодательства, регулирующего  финансовую и хозяйственную деятельность  предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.   

 

Список литературы

  1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.
  2. Финансовое право : Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-600с.
  3. Финансовое право  Том 2 : Учебник, Лебедев  В.  А., Статут, 2000
  4. Финансовое право «Золотые страницы финансового права», Лебедев В.А. Под ред. Козырина А.Н., Статут, 2000
  5. Финансовое правоотношение, Карасева М.В., Инфра-М, 2001.
  6. И.Г. Русакова  «Налоги и налогообложение»: финансы «Юнити» 1998 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль финансового  контроля в деятельности государства  и субъектов РФ

Неотъемлемой  составной частью финансовой деятельности го сударства и муниципальных  образований является финансовый контроль.

Наличие финансового  контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь зование государством и муниципальными образованиями для ре шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го сударственной власти и местного самоуправления, предприятия ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе мых действий, соответствие их задачам государства и муници пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи нансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образо ванию, распределению и использованию  денежных фондов госу дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

 

===

Одна  из важнейших задач финансового  контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками.

Финансовый  контроль

Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчётам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется так  же через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Формы и методы проведения финансового  контроля.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям;

регламент осуществления – обязательный (внешний) и инициативный (внутренний);

время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;

субъекты  контроля – президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных организаций, внутрефинансовый, аудиторский;

объекты контроля – бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Методы  контроля.

Различают следующие методы проведения контроля:

проверки

обследования

надзор

анализ  финансового состояния

наблюдение (мониторинг)

ревизия

В процессе проверок на основании отчётной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор  производиться контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившим лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов России за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящие к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечёт за собой отзыв лицензии.

Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

полные  и частичные

комплексные и тематические

плановые и внеплановые

Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и  учреждений, а так же различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового  контроля и аудита Министерства финансов РФ, казначейством, ЦБ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимается меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль – комплексная  и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения  ВНП. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или  иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролёры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковым предопределены общенациональными экономическими интересами.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Государственные  и негосударственные виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля – максимизация поступлений ресурсов в казну и минимизация государственных издержек управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения норм прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Финансовый  контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а так же специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый  контроль – стоимостной контроль, поэтому в отличии от предыдущих видов контроля (экономического, санитарного, административного) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Заключение.

Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового  контроля в России. Если в условиях планово-распределительной системы  преобладает государственный финансовый контроль со стороны государственных  органов власти и управления, отделений государственного банка и специально созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку содержание и методы контроля переживают значительные изменения, вызванные изменением роли государства в экономике.

Информация о работе Финансовый контроль