Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:21, реферат
В данной работе рассматривается структура судебной системы Российской Федерации, а так же проблема судебного реформирования страны и роль судебной реформы в государственном устройстве на современном этапе.
1. Содержание…………………………………………………………………..…2
2. Введение………………………………………………………………………...3
3. Судебная система……………………………………………………………...4
4. Судебная система РФ………………………………………………………….6
5. Реформирование судебной системы РФ…………………………………….10
6. Заключение…………………………………………………………………….20
7. Судебная реформа в Российской Федерации в контексте соблюдения Конституции РФ и международных обязательств России …………………...22
8.Список литературы……………………………………………………………38
В законе «О судебной
системе Российской Федерации» проигнорированы
многие положения «Концепции судебной
реформы», в частности, о необходимости
введения федеральных судебных округов,
не совпадающих с административно-
Чтобы приблизить
правосудие к населению, эксперты предлагают
создать в областных и
Как юристы-практики,
так и теоретики права
Председатель
Верховного Суда А. Лебедев внес в
Госдуму законопроект «О федеральных
административных судах в Российской
Федерации». Суть проекта состоит
в том, что под крышей Верховного
Суда, где предполагается учредить
Коллегию по административным делам, появится
вертикаль специальных судов, призванных
рассматривать дела, вытекающие из
административно-властных полномочий
органов государственной власти
и местного самоуправления. Речь идет
о рассмотрении споров между субъектами
Федерации и органами местного самоуправления,
жалоб граждан, оспаривающих те или
иные нормативные документы, жалоб
на действия должностных лиц и
организаций, а также вопросов, связанных
с нарушением избирательных прав.
Причем округа административных судов
не будут совпадать с
У идеи создания административной юстиции, а в дальнейшем - трудовых и финансовых судов немало сторонников. Но специализация не должна нарушать единства судебной власти, поскольку оно строится не на административном подчинении, а на единых законах, которым только и должен подчиняться судья.
Критики идеи создания специальных судов ссылаются на то, что из-за отсутствия ресурсов и мест для размещения не удастся создать достаточное количество таких судов и в условиях российских просторов специальные суды будут отдалены от населения так же, как арбитражные. Они считают, что лучше, используя мировой опыт, создать достаточное число квазисудебных юрисдикций, которые в предварительном порядке, в упорядоченной процессуальной форме, разрешали бы жалобы по пенсионным, трудовым, семейным, налоговым и иным спорам в рамках органов государственного и местного управления. Пока такие жалобы, как правило, рассматривают работники, выполняющие оперативно-исполнительскую работу.
Квазисудебные органы следует создать на местах без собственного аппарата, используя возможности органов управления. Они будут ближе к непосредственным «потребителям». А чтобы защитить интересы сторон спора, следует упорядочить процедуры их деятельности, придать ей судоподобную форму (с правом на защиту, правилами представления и исследования доказательств, ведением протокола). Сторона, несогласная с решением квазисудебной юрисдикции, должна иметь право обжаловать его в общий суд. Тогда до суда будут доходить действительно спорные дела, не разрешенные в досудебном порядке. Обращение с жалобой в административном порядке соответствует менталитету россиян, особенно если такая квазисудебная инстанция будет более активна в исследовании обстоятельств дела, чем суд. Ведь в суде процесс должен строиться на принципах состязательности, когда стороны обязаны сами доказывать свою правоту.
Эксперты предлагают также способствовать развитию третейских судов. Третейский суд, хотя и называется судом, но не является судебным органом, потому что имеет общественный характер, не осуществляет правосудия и не обладает процессуальной формой рассмотрения дел. В третейском суде стороны могут по своему усмотрению определить порядок разрешения спора. Такой суд более просто организован, дела в нем рассматриваются быстрее, при этом больше внимания обращается на разрешение конфликта, чем на соблюдение процедуры.
Однако третейские суды как альтернатива государственным непопулярны в России, за исключением постоянно действующей Морской арбитражной комиссии и Международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате. Причина в том, что даже суды общей юрисдикции далеко не всегда могут обеспечить явку ответчиков и свидетелей, что уж говорить о третейских.
Созданные в соответствии с законом органы судейского самоуправления позволяли давать отпор не только поборникам «телефонного права», но и любому давлению на судей, участвовать в законотворческом процессе, повысить социальный престиж профессии. Казалось, произошел определенный перелом, позволявший реализовать идеи «Концепции судебной реформы».
Но сложное переплетение объективных факторов, связанных с условиями работы судей, с психологическими факторами, вызванными низкими моральными и профессиональными качествами, их безответственностью и безнаказанностью за брак в работе, не позволило улучшить деятельность судов. Волокита при рассмотрении дел стала традиционной. Гражданские дела пылятся в судах годами, обвиняемые по уголовным делам находятся под стражей неразумные сроки. Если срок содержания под стражей на время предварительного следствия, хотя и чрезмерно длительный, все же ограничен, то после окончания предварительного следствия арестованный может дожидаться суда сколь угодно долго. Этим объясняется, что лишь треть арестованных числится за следователями, а остальные - за судами.
В качестве примера
приведем такой факт, что в Москве
межмуниципальные суды не рассматривают
в установленные сроки почти 50%
уголовных дел, а отдельные суды
- 80%. В Таганском районном суде, одно
уголовное дело рассматривалось 2,5
года. Были задействованы четверо
судей, но ни один не разрешил дело в
срок. Из-за неявки свидетелей и потерпевших
оно откладывалось 15 раз. Все это
время обвиняемый находился в
тюрьме. Наконец был вынесен
Любую реформу можно задушить нехваткой денег. Выделяемых судам из федерального бюджета средств хронически не хватает на освещение и отопление помещений, рассылку повесток с уведомлением о вручении, а порой - и на зарплату служащим. Суды выживают, получая подачки из местных бюджетов, что противоречит Конституции и влияет на позицию судов при рассмотрении исков к местным органам власти. Закон «О судебной системе Российской Федерации» объявил о переходе от остаточного принципа финансирования к нормативному: суды должны получать столько денег, сколько необходимо для работы, исходя из количества рассматриваемых ими дел. Однако это требование в бюджетах последних лет так и не было реализовано.
Разгрузке судей и решению финансовых проблем способствует развитие института мировых судей, чья работа финансируется из бюджетов субъектов Федерации. По расчетам, мировые судьи могут взять на себя около 60% гражданских и 20% уголовных дел.
Эксперты предлагают не только увеличивать число судей и их помощников, но и последовательно упрощать процедуру рассмотрения дел и вынесения решений, оснастить суды компьютерами и оргтехникой. Но, прежде всего надо обеспечить суды достойными помещениями. Многие районные суды ютятся в неприспособленных зданиях, которые никоим образом не способствуют уважению к суду. Из-за острой нехватки помещений гражданские дела нередко слушаются в кабинете судьи, отчего теряется эффект правосудия, нарушается принцип гласности. Допрошенные судом и еще не допрошенные свидетели могут находиться вместе в коридоре и общаться, что недопустимо. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК) стороны вправе знакомиться с материалами, снимать копии, делать выписки. Но на практике в наших судах им просто негде этим заниматься (разве что в кабинете судьи, которому в таком случае придется приостановить работу по очередному делу).
Для повышения
эффективности судебной системы
также необходимо обновить и омолодить
судейский корпус, повысить профессионализм,
привести корпоративную мораль в
соответствие с потребностями конкурентного
рынка - из этого меньше всего возражений
у юристов вызывает возрастной ценз.
Сегодня возрастные ограничения (70
лет) предусмотрены только для судей
Конституционного Суда. Без такого
ценза невозможно заменить судью, который
в силу преклонного возраста не справляется
с объемом возложенной на него
работы. Пожилые судьи испытывают
большие трудности в условиях
кардинально меняющегося
Чтобы повысить
качество работы судей, уменьшить коррупцию
в этой сфере, Центр стратегических
исследований предложил каждые пять
или десять лет проводить их аттестацию.
Многие юристы усмотрели в этом реальную
угрозу сворачиванию судебной реформы,
более того - отката от демократических
перемен, подчеркивая, что нельзя смешивать
принципы и факты. Да, есть некомпетентные
и коррумпированные судьи. Однако то
же встречается и в других ветвях
власти. При этом суды не бесконтрольны:
действуют системы
При советской
власти суды были зависимы от исполнительной
(партийной в то время) власти. Кроме
прямого «вызова на ковер», зависимость
реализовалась и в
Отслеживалась (и до сих пор, к сожалению, учитывается) стабильность вынесенных приговоров и решений, т. е. сколько решений судьи отменено или изменено. Судьи боялись не столько совершить судебную ошибку, сколько получить отмену приговора. Поэтому в сложных случаях районный судья согласовывал будущий приговор в вышестоящем кассационном суде.
С введением
несменяемости судей все
Поправки в
Уголовно-процессуальный кодекс, которые
ввели судебный контроль над арестами,
были приняты после преодоления
ожесточенного сопротивления
Информация о работе Судебная реформа в РФ и вступление новых законов в силу