Судебная реформа в РФ и вступление новых законов в силу

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается структура судебной системы Российской Федерации, а так же проблема судебного реформирования страны и роль судебной реформы в государственном устройстве на современном этапе.

Оглавление

1. Содержание…………………………………………………………………..…2
2. Введение………………………………………………………………………...3
3. Судебная система……………………………………………………………...4
4. Судебная система РФ………………………………………………………….6
5. Реформирование судебной системы РФ…………………………………….10
6. Заключение…………………………………………………………………….20
7. Судебная реформа в Российской Федерации в контексте соблюдения Конституции РФ и международных обязательств России …………………...22
8.Список литературы……………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.docx

— 88.84 Кб (Скачать)

Система арбитражных  судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. Е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы  является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения  судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Так, мировые  судьи и районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и  соответствующие им суды — второе звено, Верховный Суд РФ — третье (высшее) звено.

Суды первого  звена рассматривают основной объем  судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны, проверять  законность и обоснованность решений  судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено  в двух инстанциях — первой и  второй. Пересмотр дел в порядке  надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

Военные суды также  состоят из трех звеньев:

— основное (первое) звено — военные суды гарнизонов и им равные;

— среднее (второе) звено — военные суды видов  Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск;

— высшее (третье) звено — Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

По трехзвенной  схеме построена и система  арбитражных судов.

Арбитражные суды республик, краевые, областные и  другие соответствующие им арбитражные  суды субъектов Федерации образуют первое, основное звено.

Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды.

Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации.

Понятие «судебная  инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в  зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд – вышестоящий – имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суда первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (кассационной) инстанции;

— суды надзорной  инстанции.

Понятия звена  и инстанции близки, но не тождественны. Звено — понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства  дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры  большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции  — для мировых судей и районных судов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

— признав приговор (решение) правильным, оставить его  в силе, а кассационную жалобу или  протест без удовлетворения;

— установив, что  приговор (решение) суда первой инстанции  не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного  разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной  инстанции по протестам лиц, указанных в законе председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел  в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения, опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела, в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

В системе арбитражных  судов суды первого звена выступают  не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают  их в апелляционном порядке. Федеральный  арбитражный суд округа проверяет  в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого  звена по делам, рассмотренным в  первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Следует иметь  в виду, что, несмотря на термины  «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

 

2.1 Реформирование Судебной  системы РФ.

Согласно закону «О судебной системе Российской Федерации» в нашей стране действуют федеральные  суды (Конституционный Суд, федеральные  суды общей юрисдикции и федеральные  арбитражные суды) и суды субъектов  Федерации (конституционные или  уставные суды и мировые судьи). Создание других судов, в том числе чрезвычайных, не допускается.

Конституционный Суд РФ существует самостоятельно, без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов, т. е. самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть, проверяет  законность нормативных актов и  соответствие их Конституции. Кроме  того, законность некоторых нормативных  актов проверяют конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции.

Система федеральных  судов общей юрисдикции включает в себя три группы судов. Первая группа - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им. Вторая группа - военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях. Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел. Для их создания предстоит разработать концепцию организации, деятельности, места в системе судов общей юрисдикции (подведомственность, система обжалования решений и т. д.). В свою очередь, это потребует внесения дополнений и изменений в соответствующее законодательство и изыскания источников финансирования.

Система арбитражных  судов делится на три уровня: первый - Высший Арбитражный Суд, второй - федеральные  арбитражные суды округов, третий - арбитражные суды республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов федерального значения. Функции арбитражного суда и его  структура имеют много схожего  с судом общей юрисдикции. Отличие  в том, что последний создается  в самых малых административно-территориальных  подразделениях, чтобы быть ближе  к населению. Но система арбитражных  судов не предусматривает звена, максимально приближенного к  населению.

В соответствии с законом «О судебной системе  Российской Федерации» судьи верховных  судов республик, краевых и областных  судов, судов городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, а также районных судов  назначаются на должность Президентом  РФ по представлению председателя Верховного Суда, который, в свою очередь, основывается на заключении квалификационных судей  этих судов, согласованном с законодательными органами субъектов Федерации. Кроме того, закон упоминает о мировых судьях, процедура назначения которых устанавливается законодательством субъекта.

Мировые судьи  работают уже в 33 субъектах Федерации. По закону «О мировых судьях в Российской Федерации» такой судья избирается на пять лет населением или назначается  органом законодательной власти субъекта Федерации. Мировые судьи  могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются  в соответствии с законами субъектов  Федерации из расчета один участок  на 15–30 тыс. жителей. Зарплата мирового судьи составляет 60% оклада председателя Верховного Суда, а в городах федерального значения - 64% и начисляется из федерального бюджета. Материально-техническое обеспечение (предоставление помещений, мебели и  канцтоваров) возложено на органы юстиции  или органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

Мировым судьям закон дал статус судей общей  юрисдикции, они входят в единую судебную систему России. Их постановления, распоряжения, требования, поручения  и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц  и органов власти. Эти суды ближе  к населению: их решения обжалуются не в областном суде, куда многим трудно добираться, а в суде районном.

В компетенцию  мировых судей входят дела, которые  не требуют долгих разбирательств, но неизбежно зависают в перегруженных  федеральных судах. Это дела о  расторжении брака и разделе  нажитого за время совместной жизни  имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об установлении отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении). А также дела, связанные с трудовыми  отношениями (за исключением дел  о восстановлении на работе), споры  в отношении собственности по имущественным искам, если сумма  иска не превышает 500 МРОТ, и дела об определении порядка пользования  земельными участками, строениями и  другой недвижимостью. Кроме того, мировой  судья вправе рассматривать уголовные  дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание  не более двух лет лишения свободы.

Информация о работе Судебная реформа в РФ и вступление новых законов в силу