Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:34, доклад
В настоящий момент в пассажирских авиаперевозках США и стран ЕЭС наблюдается избыток "провозной емкости", что в совокупности с высокими темпами обновления парка пассажирских самолетов приведет к резкому появлению на рынке большого количества дешевых, обладающих достаточным запасом ресурса и сравнительно современных самолетов. Большая часть которых будет ориентирована на рынки развивающихся стран и России.
ОБЗОР МИРОВОГО РЫНКА АВИАПЕРЕВОЗОК……………………….……….…..…. 3
ОПИСАНИЕ ЗАПАДНЫХ АВИАКОМПАНИЙ…………………………..………..…....… 4
ОБЗОР МИРОВЫХ АЭРОПОРТОВ…………………………………………………….…….... 8
ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВИАПЕРЕВОЗОК…………………….… 10
Тенденции и особенности Российского авиастроения….….... 13
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ
ЗА 2004 ГОД (РЕГУЛЯРНЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ)….………….. 14
ОПИСАНИЕ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ…………………..…. 16
СТРАНЫ СНГ………………………………………………………………………………..…….…... 24
ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ В СЕГМЕНТЕ «бизнес – авиациЯ»………….….. 25
АЭРОПОРТЫ РОССИИ.………………………………………………………………………….… 25
ТОПЛИВО……………………………………………………………………………………………..…. 28
РОССИЙСКИЙ ПАРК ВОЗДУШНЫХ СРЕДСТВ……………………………………….. 29
Оценка потребности в поставках новых типов ВС…………………. 31
ОПИСАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ………………………………………………………………….. 35
В 2004 г. процент занятости кресел на маршрутах Женева-Москва (один ежедневный рейс) и Цюрих-Москва (два рейса в день) немного вырос по сравнению с 2003 г. и составил 65%. Если оценивать загрузку салонов бизнес-класса, то этот показатель колеблется в пределах от 30 до 80%. Количество россиян в структуре пассажиропотока на московском направлении - 80% во время общероссийских праздников и школьных каникул и 50% в обычное, "непиковое", время.
CSA Czech Airlines
Чешская компания занимает 5 место в рейтинге по Москве и четвертое — в сводной таблице по России. В зимнем расписании эта авиакомпания выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Самару.
Germania Express
Компания, специализирующаяся на низких тарифах, в марте 2004 г. увеличила число рейсов из ФРГ в Москву с 9 до 15 в неделю. В рейтинге АТО эта авиакомпания занимает шестое место по количеству рейсов, выполняемых из Москвы, и десятое — по общему числу рейсов в Россию. В 2005 году Germania планирует нарастить свое присутствие на российском рынке.
Сегодня авиакомпания летает из московского "Домодедово" в Берлин, Мюнхен и Дюссельдорф, но, возможно, в 2005 г. перевозчик свяжет своими маршрутами с Москвой еще два немецких города.
British Airways (BA)
Компания занимает в обоих рейтингах седьмую строчку. В минувшем году компания также обратила свое внимание на российские регионы, открыв рейс в Екатеринбург. Кроме того, прошлым летом компания нарастила количество частот на маршруте Лондон-Санкт-Петербург (сделав этот рейс ежедневным). Что же касается московского направления, то здесь в 2004 г. ничего не изменилось — свои 14 рейсов BA по-прежнему обслуживает на самолетах Airbus A320 и Boeing 767. В 2004 г. объем пассажирских перевозок авиакомпании между Россией и Великобританией вырос на 10-12% (в предыдущем году соответствующий показатель роста составил 7-8%). За это время BA перевезла порядка 275 тыс. пасс. на направлениях в Россию. В 2005 г. авиакомпания не планирует открывать новые маршруты.
Alitalia
Компания занимает восьмое место в рейтинге по Москве и девятое по России. Выполняет рейсы только в Москву и Санкт-Петербург, имея в общей сложности 20 частот в неделю. За год никаких изменений в ее работе в России не произошло.
SAS Scandinavian Airlines System
Авиакомпания стран Скандинавии также работает исключительно на маршрутах в Москву и Санкт-Петербург. На своих линиях компания эксплуатирует самолеты McDonnell Douglas MD-80 и Boeing 737. За год существенных изменений в ее работе не произошло — со своими 14 частотами из Москвы и 12 из Северной столицы компания держит девятое место в московском рейтинге и пятое в общероссийском.
LOT
Десятое место по Москве и шестое по России. Компания самостоятельно выполняет на самолетах Boeing 737 ежедневный вечерний рейс в Москву, а также продает билеты на утренние рейсы "Аэрофлота" в Варшаву по договору код-шеринга. Польская авиакомпания, кроме того, выполняет рейсы в Санкт-Петербург (пять еженедельных) и в Калининград (пока шесть рейсов, но с переходом на летнее расписание LOT рассчитывает ввести седьмую частоту).
Emirates Airlines
В 2004 г. авиакомпания отметила значительный рост доходов от перевозок на российском направлении. Авиакомпания добилась роста пассажиропотока на 5-10% и увеличения продаж в России на 30%. Загрузка сегменте «первый» и «бизнес-классы» - 65-70%". В 2004 г. произошло увеличение тарифов премиум-классов с 2,1 тыс. долл.,до 2,5 тыс. долл. В 2004 году. Сегодня каждый второй клиент Emirates на маршрутах из Москвы использует Дубай в качестве пересадочного пункта. В 2004 г. на рейсах на Сингапур, Маврикий, Мальдивские острова и Бангкок е на самолетах компании Emirates в месяц набиралось по 150-200 пассажиров-россиян.
SN Brussels Airlines
Авиакомпания продолжает расширять свое присутствие на восточно-европейском рынке авиаперевозок.
Полеты по маршруту Брюссель - Москва - Брюссель будут совершаться 5 раз в неделю на самолетах Airbus A319.Полеты по маршруту Брюссель - Санкт-Петербург - Брюссель будут совершаться 2 раза в неделю на самолетах Avro RJ 85.
Для транзитных пассажиров из России удобное расписание полетов предоставляет прямые стыковки практически со всеми европейскими рейсами SN Brussels Airlines. На 90% направлений авиакомпании пассажиры бизнес класса обеспечиваются комфортабельными залами ожидания (Business class lounges).
Штат сотрудников компании - более 1950 человек. SN Brussels Airlines совершает более 285 полетов в день, связывая Брюссель с 54 европейскими и 14 африканскими городами, а также предлагает 1 ежедневный прямой рейс из Брюсселя в Чикаго и далее по 22 направлениям в США. В мае 2004 года компания открывает ежедневные прямые рейсы по маршруту Брюссель - Нью-Йорк - Брюссель. Современный флот SN Brussels Airlines состоит из 38 самолетов, предусматривающих бизнес и экономический классы и соответствующих стандартам комфорта и безопасности. Согласно официальной статистике AEA, авиакомпания SN Brussels Airlines в 2003 году заняла 3 место по пунктуальности среди европейских авиаперевозчиков после Luxair и Tarom. Пунктуальность составила 92%. Авиакомпания SN Brussels Airlines принадлежит частным инвесторам. Председатель совета директоров - Rob Kuijpers. Президент - Peter Davies.
О слиянии договорились две компании - французская Air France и нидерландская KLM. В результате этого объединения возникнет самая крупная авиакомпания Европы. В перспективе союз KLM и Air France может быть усилен за счет итальянской авиакомпании Alitalia, которая уже объявила, что собирается начать переговоры о присоединении. Если сложить количество пассажиров и налет километров у трех авиакомпаний, то по данному показателю трио может вплотную приблизиться к American Airlines - самому крупному в мире авиаперевозчику.
И Air France, и KLM, создавшие альянс перевозят пассажиров больше, чем вся гражданская авиация России, а соединение усилий дает им дополнительные возможности - и по оптимизации использования парка самолетов, и по оптимизации географии маршрутов. Российские компании, и прежде всего "Аэрофлот", получили сильнейшего конкурента.
Рост пассажиропотоков перевозчиков Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона составил 24,8 и 20,5% соответственно.
Перспективы на
последующие годы не столь радужны:
безудержный рост стоимости топлива
ограничит темпы роста
ОБЗОР МИРОВЫХ АЭРОПОРТОВ
В ближайшие годы сформируются девять суперхабов — по три на каждый из регионов базирования крупнейших авиакомпаний мира. В качестве кандидатов - Лондон, Франкфурт и Париж в Европе; Чикаго, Даллас ("Форт-Уорт") и Атланта в США; Токио, Сингапур и Гонконг в Азии.
Такой прогноз с учетом мест базирования ведущих членов трех крупнейших мировых альянсов авиаперевозчиков: Оneworld, SkyTeam и Star Alliance. Во время кризиса 2001-2002 гг., вызванного террористическими актами, на долю этих альянсов приходилось 55% мирового объема пассажирских перевозок, а их совокупные потери составили 20,4 млрд долл.
Успешность деятельности аэропортов напрямую связана с обслуживаемыми ими перевозчиками. Если взять 50 крупнейших аэропортов мира, то более чем в 75% из них на долю одного перевозчика приходится свыше 40% взлетов и посадок. В отдельных случаях этот показатель достигает 80%.
Во время резкого сокращения объемов перевозок в 2000-2002 гг. узловые порты США, замыкающие список 25 крупнейших, потеряли 12,8%, а лидеры рейтинга всего 6,3% своих перевозок.
Ситуация на рынке свидетельствует о том, что пассажиры не готовы платить лишние деньги за удобства при пересадке. Это приводит к таким изменениям в расписании рейсов узловых аэропортов, которые реализовала авиакомпания American в "Форт-Уорте" (Даллас) и недавно начала внедрять Delta в "Хартсфилде" (Атланта). Пассажиры гораздо охотнее идут на потерю времени, если перевозчики предлагают более низкие цены на билеты. Авиакомпании при этом получают возможность более гибко формировать свое расписание.
В связи со снятием суточных пиков возникает и другой вопрос: сколько же нужно хабов? Одним из способов их выживания является специализация на каком-либо направлении. Так, например, базовый аэропорт авиакомпании Iberia в Мадриде стал основным для ее рейсов в Южную Америку вместо более дорогого по услугам аэропорта в Майами. Austrian Airlines видит перспективу в организации рейсов из узлового аэропорта Вены в страны Восточной Европы.
Сокращение числа хабов является ключевым фактором, обусловливающим необходимость эксплуатации самолетов большой вместимости. Именно такие самолеты должны использоваться для полетов между сформировавшимися в результате концентрации аэропортами.
В США объем международных перевозок между неузловыми аэропортами ежегодно сокращается в среднем на 4,9%, а между узловыми — растет на 6,7%.
Пассажиропотоки крупнейших аэропортов мира в 2004 г.
Место |
Город (код аэропорта) |
Всего пасс. |
Изменение (в % к 2003 г.) |
1 |
АТЛАНТА (ATL) |
79 086 792 |
2,9 |
2 |
ЧИКАГО (ORD) |
69 508 672 |
4,4 |
3 |
ЛОНДОН (LHR) |
63 487 136 |
0,2 |
4 |
ТОКИО (HND) |
62 876 269 |
2,9 |
5 |
ЛОС-АНДЖЕЛЕС (LAX) |
54 982 838 |
-2,2 |
6 |
ДАЛЛАС/"ФОРТ-УОРТ" (DFW) |
53 253 607 |
0,8 |
7 |
ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ (FRA) |
48 351 664 |
-0,2 |
8 |
ПАРИЖ (CDG) |
48 220 436 |
-0,3 |
9 |
АМСТЕРДАМ (AMS) |
39 960 400 |
-1,9 |
10 |
ДЕНВЕР (DEN) |
37 505 138 |
5,2 |
11 |
ФЕНИКС (PHX) |
37 412 165 |
5,2 |
12 |
ЛАС-ВЕГАС (LAS) |
36 285 932 |
3,6 |
13 |
МАДРИД (MAD) |
35 854 293 |
5,7 |
14 |
ХЬЮСТОН (IAH) |
34 154 574 |
0,7 |
15 |
МИННЕАПОЛИС/"СЕНТ-ПОЛ" (MSP) |
33 201 860 |
1,8 |
16 |
ДЕТРОЙТ (DTW) |
32 664 620 |
0,6 |
17 |
НЬЮ-ЙОРК (JFK) |
31 732 371 |
6,0 |
18 |
БАНГКОК (BKK) |
30 175 379 |
-6,2 |
19 |
ЛОНДОН (LGW) |
30 007 021 |
1,3 |
20 |
МАЙАМИ (MIA) |
29 595 618 |
-1,5 |
21 |
НЬЮАРК (EWR) |
29 431 061 |
0,7 |
22 |
САН-ФРАНЦИСКО (SFO) |
29 313 271 |
-6,8 |
23 |
ОРЛАНДО (MCO) |
27 319 223 |
2,5 |
24 |
ГОНКОНГ (HKG) |
27 092 290 |
-20,0 |
25 |
СИЭТЛ (SEA) |
26 755 888 |
0,2 |
26 |
ТОКИО (NRT) |
26 537 406 |
-8,1 |
27 |
РИМ (FCO) |
26 284 478 |
3,7 |
28 |
СИДНЕЙ (SYD) |
25 333 508 |
4,0 |
29 |
ТОРОНТО (YYZ) |
24 739 312 |
-4,6 |
30 |
ФИЛАДЕЛЬФИЯ (PHL) |
24 671 075 |
-0,5 |
Примечание. В таблице указано общее число прибывших, отправленных и транзитных пассажиров. |
Движение самолетов через крупнейшие аэропорты мира в 2004 г.
Место |
Город (код аэропорта) |
Всего |
Изменение (в % к 2003 г.) |
1 |
ЧИКАГО (ORD) |
928 691 |
0,6 |
2 |
АТЛАНТА (ATL) |
911 723 |
2,4 |
3 |
ДАЛЛАС/<ФОРТ-УОРТ> (DFW) |
765 296 |
0,0 |
4 |
ЛОС-АНДЖЕЛЕС (LAX) |
622 378 |
-3,6 |
5 |
ФЕНИКС (PHX) |
541 771 |
-0,7 |
6 |
ПАРИЖ (CDG) |
515 025 |
1,0 |
7 |
МИННЕАПОЛИС/<СЕНТ-ПОЛ> (MSP) |
510 382 |
0,5 |
8 |
ЦИНЦИННАТИ/<ХЕВРОН> (CVG) |
505 557 |
3,9 |
9 |
ЛАС-ВЕГАС (LAS) |
501 029 |
0,8 |
10 |
ДЕНВЕР (DEN) |
499 794 |
1,0 |
11 |
ДЕТРОЙТ (DTW) |
491 073 |
0,0 |
12 |
ХЬЮСТОН (IAH) |
474 913 |
4,0 |
13 |
ЛОНДОН (LHR) |
463 650 |
-0,6 |
14 |
ВАН-НУЙС (VNY) |
460 734 |
-7,6 |
15 |
ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ (FRA) |
458 865 |
0,1 |
16 |
ФИЛАДЕЛЬФИЯ (PHL) |
446 529 |
-3,6 |
17 |
ШАРЛОТТ (CLT) |
443 394 |
-2,7 |
18 |
МАЙАМИ (MIA) |
417 423 |
-6,5 |
19 |
АМСТЕРДАМ (AMS) |
408 300 |
-2,1 |
20 |
НЬЮАРК (EWR) |
405 808 |
-0,0 |
21 |
МЕМФИС (MEM) |
402 258 |
0,9 |
22 |
СОЛТ-ЛЕЙК-СИТИ (SLC) |
400 452 |
-1,6 |
23 |
ФЕНИКС (DVT) |
389 307 |
-0,1 |
24 |
САНФОРД (SFB) |
385 303 |
3,2 |
25 |
МАДРИД (MAD) |
383 804 |
4,3 |
26 |
СЕНТ-ЛУИС (STL) |
379 772 |
-13,1 |
27 |
НЬЮ-ЙОРК (LGA) |
374 952 |
3,5 |
28 |
БОСТОН (BOS) |
373 304 |
-4,8 |
29 |
ТОРОНТО (YYZ) |
370 996 |
-3,2 |
30 |
ПИТСБУРГ (PIT) |
361 329 |
-15,0 |
Примечание.
Под движением самолетов |