Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить, что понимается под культурным проектированием. В соответствие с этим мы поставили следующие задачи:

1.дать определение культурному проектированию
2.определить историю становления данного явления
3.проанализировать особенности развития культурного проектирования в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Проектная культура в нашей жизни……...……………....................5

1.1. История возникновения культурного проектирования..………………......5

1.2. Понятие и современное использование культурного проектирования…...8


ГЛАВА 2. Особенности культурного проектирования в различных областях…………………………………………………………………………..11

2.1. Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне....................................................................................................................11

2.2. Особенности проектной деятельности в инженерном конструировании………………………………………………………………...13


ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16

Список литературы.............................................................................................18

Файлы: 1 файл

курсовик Проектная деятельность.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Перед художником встает задача самостоятельного освоения технологического комплекса, что в принципе можно сравнить с получением новой специальности, так как сами средства, идеология  их использования, технические проблемы являются принципиально иными, чем освоенные им ранее художественные технологии. Художник оказывается неподготовленным к освоению наиболее перспективных и отвечающих социальным запросам новых художественных специализаций. Речь идет об активно развивающихся направлениях художественного творчества, которые сегодня тесно связаны или прямо зависят от электронных и коммуникационных средств, используемых в сферах дизайна предметной среды, интерьера, полиграфии, архитектурного проектирования, новых электронных технологий. Основой деятельности в этих специализациях является не визуализация субъективных представлений, а анализ социокультурного, исторического, средового контекстов, систематизация этой информации, абстрагирование, выработка специальных проектных решений, интегрирующих методы научного и художественного творчества. Подобный тип художественной профессиональной деятельности, синтезирующий в себе элементы технологии, науки и искусства, является продуктом специфического многопрофильного дизайнерского образования. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы интеграции знаний из столь различных областей человеческой деятельности.6 Философы, искусствоведы, архитекторы, дизайнеры и художники рассматривают проектную культуру как соединение опыта материальной культуры с совокупным массивом опыта, навыков и понимания, воплощенным в искусстве планирования, изобретения, создания и исполнения, а проект как ряд мыслительных и практических процедур, направленных на создание объекта-модели и прогнозирования его будущей реализации. Проектирование основано на интеллектуальной деятельности, направленной на определение смысловых и качественных свойств предметов и явлений. Таким образом, основу проектирования, согласно О. Акину, составляет процесс оптимизации поиска идей в большом проблемном пространстве.7

     В заключение этой главы мы хотели бы выделить основные составляющие проектной  культуры:

     1. Экологическая, включающая ценностно-значимые  образы, вещные пространства проектируемой  среды, замышляемые и документируемые  дизайнерами. 

     2. Образо-жизненная - сюжеты средового  поведения, стили жизни различных  сообществ в отношении среды.  Показывается содержательное единство сюжета средового поведения и образности средовых объектов.

     3. Аксиологическая - отвлеченно мыслимые  ценности или чувственно, духовно  осязаемые блага проектной культуры, достижимые в ней состояния  сознания/воли всех участников  проектного процесса.

     4. Концептуальная, состоящая из творческих  концепций, взятых вместе с  выраженными в них ценностными,  образо-жизненными и средовыми  ориентациями субъектов проектирования. Многообразие концепций - это  ядро проектной культуры.

     5. Наконец, культурно-политическая составляющая проектной культуры связывает её с политической культурой общества в целом. В ней представлены связи проектирования с социальной, экологической, культурной политиками общества.  

2.Особенности  культурного проектирования  в различных областях

 

     Для понимания творческой сути проектной  культуры крайне важно то обстоятельство, что образ жизни людей образен  в том же самом смысле, в каком  образными качествами наделены средовые объекты и произведения искусства. Это дает возможность дизайнеру, на ряду с использованием научных знаний об образе жизни и предметной среде, относится к ним, как к объектам проектирования, непосредственно (с помощью ценностного чувствования содержания образов) и претворять их далее в проектные замыслы о будущих, желательных состояниях жизни в среде.

     В этой главе мы хотели бы уделить  особенностям проектной деятельности в архитектуре, средовом дизайне  и инженерном конструировании. 

2.1.Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне

     Архитектура - область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека.

     Несомненно, что проектная деятельность в  архитектуре имеет подчас решающее значение. Ведь архитектура – это  искусство проектировать и строить  здания. Принципиальной для архитектурного проектирования является его ориентация на реализацию проекта в материальных, технологических и организационных условиях. Это и является основной специфической чертой проектной деятельности в архитектуре.

     Немного по-другому встает вопрос об особенностях проектной деятельности в средовом дизайне.

     По  ходу экологизации образа жизни и  культуры, во-первых, происходит характерное  для нашего времени сближение  среды, воспринимаемой, как овеществленная и опредмеченная культура, с одной  стороны, и культуры, метафорически  понимаемой, как мыслимая образная и ценностная среда, с другой. Так складывается концепция целостного средового искусства, охватывающая продукты дизайна, различные виды визуальных коммуникаций, архитектуры, традиционных прикладных и изобразительных искусств.

     Одно  из практико-ориентированных приложений концепции проектной культуры - методологический анализ проектной практики - регионального и городского дизайна.

     Он  основан на схематическом различении смысловых слоев представлений  о региональной и городской среде, включая:

     - ландшафтную локализованность поведения  человека, всегда имеющей натуральную,  пространственно-временную организацию;

     - тип расселения, с характерными  для него особенностями ритмической  организации поведения, сюжетикой  "сквозного действия" жизни,  в символах которой означаются ценностные качества образа жизни;

     - структурные взаимоотношения жилья,  мест приложения труда, точек  обслуживания и массовой коммуникации, определяющих распределение в  пространстве целевых занятий  и перемещений;

     - собственно предметная среда, заполняющая собой пространство жизнедеятельности, сформированное предыдущими слоями среды;

     - образная, сюжетно-иконическая среда,  снимающая в себе зрительные  качества, ценности всех прочих  слоев. 8

     При переходе от одного слоя средовых представлений  к другому, изменяется понимание объектов дизайнерской деятельности, состав привлекаемых в проектный процесс научных, и творческих концепций, а также характерное для дизайна и его проектной культуры чувство творческой значимости и новизны.

     Дизайн  сам часто становится источником своеобразного средового отчуждения человека. Дизайнерски проработанная среда, если она однообразна, если ставит человека вне образов и ценностей традиционно художественной и духовной культуры, вызывает эффекты средового напряжения, утомления и отторжения. Таков усредненный "интернациональный стиль", восходящий к раннему сильному функционализму, наиболее легко и быстро усваиваемый всеми молодыми дизайнами. Он реализовал тенденцию рационализации культуры, приводя к унылой "обездушенности" среднемирового дизайна. Поэтому во всех развитых дизайнах - на определенной стадии их развития - возникает "альтернативный дизайн", одной из версий которого является проектирование, ориентированное на решающее проблему этнокультурной идентичности.

     Проектная культура обогащается при этом пониманием того, что среда является не только вещественным, пространственным условием жизни людей, но и условием реализации весьма глубоких измерений человеческой природы. Каждый человек, каждая общность имеет право на такую среду своей жизни, которая бы наиболее полно учитывала специфику их культурной традиции, особенности их образа жизни, - так формулируется демократический по своей сути политический постулат культурно-экологического дизайна. 

2.2.Особенности  проектной деятельности в инженерном конструировании

Инженерное конструирование определяет конструкцию (техническое устройство) вещи. Инженерное проектирование - это процесс, в котором научная и техническая информация используется для создания новой системы, устройства или машины, приносящих обществу определенную пользу. Основная задача – обеспечение производственной технологичности, надежности и экономичности в эксплуатации, а также предоставления максимума удобств и комфорта для потребителей. Результатом инженерного конструирования является создание образца-эталона новой модели и комплекта проектно-конструкторской документации для его изготовления.

     Проектирование  как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с  деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительном исследованием.

     В инженерном проектировании следует  различать "внутреннее" и "внешнее" проектирование.9 Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование следует отличать от конструирования, как мы указали в начале этого параграфы. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, то есть потребность в создании определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, таблиц. Результатом конструкторской деятельности является опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы.10

     В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов управления и принятия решения. Процесс принятия решения базируется на теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации.

     Специфика проектной деятельности в инженерном конструировании проявляется, прежде всего, в том, что отсутствует как таковое образное начало, главным становится непосредственно изобретение и снижение себестоимости самого изделия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Для дизайнера проектировать - означает вмешиваться во взаимосвязь образа жизни и предметной среды, а потому влиять не только на значение средовых объектов, но и на ценностный смысл событий и состояний, из которых складывается поток переживаний жизни как целого.  
Проект - это предвосхищающий образ желаемого состояния какой-то части жизненной среды, в отношении которой доказательно признана возможность и целесообразность его практического достижения в обозримом будущем.

     Творческую  суть художественного проектирования можно видеть в образном схватывании, прояснении и воплощении жизненных ценностей, первоначально данных сквозь события и состояния ценностного чувствования и понимания, и конечно осуществляемых в среде ближайшего развития образа жизни. Для понимания культуротворческой роли проектирования важно, что новые ценности, выявляемые в проектных образах, становятся доступными обществу лишь после того, как эти образы созданы и критически осмыслены.

     Когда же внимание дизайнеров было привлечено к осмыслению и проектной проработке взаимосвязей "предметная среда / образ жизни" и "предметная среда / культура", потребовалось расширить представление о творческом пространстве проектного воображения. Ответом на этот вызов и стала концепция проектной культуры.

     В ходе ее разработки были проанализированы тематические контексты и линии роста представлений о проектной культуре: это - проектосообразность культуры, как таковой; направленность проектирования на культуросозидание и преобразование; культурологическое рассмотрение дизайна в системе культуры; жизненная ориентация дизайна; отношение проектной и политической культур.

Информация о работе Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре