Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа
Цель исследования – определить, что понимается под культурным проектированием. В соответствие с этим мы поставили следующие задачи:
1.дать определение культурному проектированию
2.определить историю становления данного явления
3.проанализировать особенности развития культурного проектирования в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Проектная культура в нашей жизни……...……………....................5
1.1. История возникновения культурного проектирования..………………......5
1.2. Понятие и современное использование культурного проектирования…...8
ГЛАВА 2. Особенности культурного проектирования в различных областях…………………………………………………………………………..11
2.1. Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне....................................................................................................................11
2.2. Особенности проектной деятельности в инженерном конструировании………………………………………………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16
Список литературы.............................................................................................18
Московский Гуманитарно-Экономической
Институт
(Волгоградский Филиал)
Факультет
Дизайна
Понятие
проектной культуры,
специфика проектной
деятельности в архитектуре,
средовом дизайне и
инженерном конструировании.
реферат
по
дисциплине «Введение в специальность»
Волгоград - 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.
Проектная культура в нашей жизни……...……………...............
1.1. История возникновения культурного проектирования..………………......5
1.2.
Понятие и современное использование
культурного проектирования…...8
ГЛАВА 2.
Особенности культурного проектирования
в различных областях…………………………………………………………
2.1.
Специфика проектной деятельности в архитектуре
и средовом дизайне.......................
2.2. Особенности
проектной деятельности в инженерном
конструировании………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
Список
литературы....................
Введение
Тема данной работы посвящена такому явлению современного естествознания, как понятие проектной культуры, ее специфике в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.
Прежде всего, мы должны рассмотреть понятие культуры. Культура – это все то, что накоплено за существование человека вообще. Есть три вида культуры, или три системы ценностей. Итак:
- Материальная культура – все произведенное человеком для удовлетворения бытовых потребностей.
- Духовная культура – идеи, мысли, знания, традиции, религия, мораль, правила, отношения.
-
Проектная культура –
Лейтмотивом
всего реферата является понятие
проектной культуры. Проектирование
- универсальный и
- разработку документируемого в каком-то профессиональном языке, удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;
- научно-техническое
и социокультурное обоснование,
- реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.
Итак, необходимо отметить, что предметом нашей работы будет исследование культурного проектирования по большей степени в дизайне среды и архитектуре, поскольку, чтобы грамотно научиться делать проекты, работать в проектной среде – нам просто необходимо изучить законы такого проектирования. Объектом в связи с вышеизложенным будут выступать отношения, возникающие с момента создания проекта до его претворения в жизнь, поскольку культура проектирования – неотъемлемая часть деятельности дизайнера.
Цель исследования – определить, что понимается под культурным проектированием. В соответствие с этим мы поставили следующие задачи:
Глава
1. Проектная
культура в нашей жизни.
Проектная культура – так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» - реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип его мышления.
Нынешний кризис в методологии, подготовки нужных обществу специалистов потребовал пересмотра образования на фундаментальных подходов к воспроизводству специалиста как субъекта культуры. Связи с этим идет поиск и моделирование нового образа культуры, способной преобразовывать различные знания и навыки в формы деятельности, которые уже стали реальностью бытия.
Действительно,
в жизни ежедневно и ежечасно, сами
того не замечая, мы ставим и решаем
различные проектные задачи. Проектирование,
таким образом, становится естественной
чертой нашего сознания, распространяясь
почти на все сферы человеческого существования.
Конкретизируя определение проектирования
как деятельность, цель которой «положить
начало изменениям в окружающей человека
искусственной среде», Дж.К. Джонс отмечает,
что оно охватывает деятельность не только
архитекторов, конструкторов и других
«профессиональных» проектировщиков,
но так же плановиков и экономистов, законодателей,
администраторов, публицистов, ученых,
специалистов прикладных наук, участников
движения протеста, политиков, членов
«групп давления» - всех тех, кто стремится
изменить форму и содержание изделий,
рынков сбыта, городских систем бытового
обслуживания, общественное мнение, законы.1
В своем реферате особое внимание мы хотели бы уделить периоду – 60-70-е годы XX века. Несомненно, в историческом развитии культурного проектирования были и другие знаменательные моменты, но эти годы, по нашему мнению, оказали большое влияние на его развитие.
В те годы культура проектирования, как и само оно, казались новой интеллектуальной и деятельной возможностью, способной если не на чудеса, то, по крайней мере, на столь решительные сдвиги в развитии общества и его культуры, о которых раньше не приходилось и мечтать.
Проектирование резко расширяло сферу своего влияния. Проектировались уже не только вещи или агрегаты вещей. Разрабатывались проекты социальных систем, систем человек - машина, социально-морфологических систем. По-новому начало рассматриваться архитектурно-градостроительное проектирование, в котором был перенесен на программирование будущих условий жизни. Возникший в то время в нашей стране дизайн рассматривался как "тотальный", а его методология - как методология тотального и обособляющегося проектирования. Экспансия проектирования могла бы быть описана как, во-первых, усиление мощи проектной мысли, ее глубины и эффективности, и, во-вторых, как расширение сферы применения проектных методов, распространения проектирования вширь.
Экспансия проектирования и углубление методологических исследований в области проектирования основывались на двух в какой-то мере независимых постулатах.2 Первый состоял в том, что проектирование является независимой способностью мышления и деятельности, в своем достоинстве и самостоятельности не уступающей науке или художественному творчеству, а по социальной значимости, может, и более эффективной. "Открытие" проектирования как таковой способности оправдывало усилия по внедрению его в жизнь и использованию на практике, а также его философское и методологическое осмысление. Второй постулат выдвигал проектирование в качестве силы, способной дать решения казавшимся тупиковыми проблем ХХ века: экологической, образования, организации производства, досуга и обслуживания.
Проектирование, таким образом, представляло как автономная и чрезвычайно эффективная сфера деятельности, обещавшая решение многих проблем и открывшая заманчивые перспективы, так как давала новый тип интеллектуальной деятельности. В духе романтического культа бесконечных возможностей творчества, проектирование мыслилось как тотальная, всепроникающая сила будущих столетий.
Столкновение
энтузиастических и скептических оценок
проектирования, однако, дает новый
импульс развития проектной мысли.
Не бесконечное доверие к
Причем, если в 60-е - 70-е годы это гармоническое сочетание мыслилось только как их продуктивная кооперация, то теперь стало возможным рассмотреть и вопрос и об их взаимном ограничении, так как развитие этих сфер человеческой деятельности ограничено наличными интеллектуальными и социальными ресурсами.
Аналогичным образом мало кто тогда мог бы поставить вопрос о границе распространения идей проектирования в пространстве индивидуального мышления и воображения, хотя этот вопрос не лишен смысла, так как связан с индивидуальной ограниченностью времени и энергии. Требуется отдавать себе отчет в том, какой тип деятельности занимает доминирующее положение в сознании и потребляет больше сил, и оправдан ли отказ от науки или искусства в пользу проектирования. Теперь культурное проектирование начинает рассматриваться наряду с наукой и искусством, и возникает проблема границ его экспансии, в том числе и в индивидуальной деятельности в связи с рефлексией способности воображения, как одной из основных творческих и профессиональных способностей.
Современная
социокультурная ситуация в России
ставит в ряд первостепенных проблем
изучение культурного пространства с
целью его прогнозирования и проектирования.
Проектная деятельность сегодня на всех
уровнях: цивилизационном, государственном,
национальном, региональном, институциональном,
личностном выступает как деятельность
аналитическая, конструктивная, инновационная.
Проектируя социум, человек созидает его
на базе конкретных представлений об идеале
и использует конкретные технологии. Уровни
анализа задают границы эмпирического
культурного пространства, в которых и
целесообразно рассматривать связи субъектов
в совместном преобразовании культурного
пространства.
1.2. Понятие и современное использование культурного проектирования
Что понимают под проектной культурой? В литературе можно найти множество определений,4 но, по нашему мнению, они отличаются друг от друга лишь личностным понимаем того или иного автора и его отношением к понятию культура в общем, объективном смысле. Таким образом, под проектной культурой понимают - реальность – проектность как ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и культуру мышления.5 О ней много размышляли и размышляют как зарубежные, так и отечественные специалисты в области теории проектирования, обозначив ее как «третью культуру». Эту «третью Культуру» Б. Арчер и его коллеги по Королевскому колледжу искусств, ведущему художественному университету Великобритании, предложили назвать «Дизайном с большой буквы». Именно в таком расширенном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования.
Информация о работе Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре