Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить, что понимается под культурным проектированием. В соответствие с этим мы поставили следующие задачи:

1.дать определение культурному проектированию
2.определить историю становления данного явления
3.проанализировать особенности развития культурного проектирования в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Проектная культура в нашей жизни……...……………....................5

1.1. История возникновения культурного проектирования..………………......5

1.2. Понятие и современное использование культурного проектирования…...8


ГЛАВА 2. Особенности культурного проектирования в различных областях…………………………………………………………………………..11

2.1. Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне....................................................................................................................11

2.2. Особенности проектной деятельности в инженерном конструировании………………………………………………………………...13


ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16

Список литературы.............................................................................................18

Файлы: 1 файл

курсовик Проектная деятельность.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

    Московский  Гуманитарно-Экономической

    Институт (Волгоградский Филиал) 

    Факультет Дизайна  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.  
 

    реферат 

    по  дисциплине «Введение в специальность» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Выполнила:

                                                      студентка группы Д6-08

                                                      Ткаченко С.В.

                                                      _____________________ 

                                                      Проверил:

                                                      Еретин А.В. 
 
 
 
 

    Волгоград - 2009  

   ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………3 

ГЛАВА 1. Проектная культура в нашей жизни……...……………....................5

1.1. История возникновения культурного проектирования..………………......5

1.2. Понятие и современное использование культурного проектирования…...8 

ГЛАВА 2. Особенности культурного проектирования в различных областях…………………………………………………………………………..11

2.1. Специфика проектной деятельности в архитектуре и средовом дизайне....................................................................................................................11

2.2. Особенности проектной деятельности в инженерном конструировании………………………………………………………………...13 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................16

Список  литературы.............................................................................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Тема  данной работы посвящена такому явлению современного естествознания, как понятие проектной культуры, ее специфике в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.

     Прежде  всего, мы должны рассмотреть понятие культуры. Культура – это все то, что накоплено за существование человека вообще. Есть три вида культуры, или три системы ценностей. Итак:

     - Материальная культура – все произведенное человеком для удовлетворения бытовых потребностей.

     - Духовная культура – идеи, мысли,  знания, традиции, религия, мораль, правила,  отношения.

     - Проектная культура – связующая  между материальной (утилитарной)  и духовной культурами, способ  примирения людей и техники, создание образцов, моделей, связывающих цели с техникой. 

     Лейтмотивом всего реферата является понятие  проектной культуры. Проектирование - универсальный и самостоятельный  в интеллектуальном и социокультурном  отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. . Оно включает в себя:

     - разработку документируемого в  каком-то профессиональном языке, удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;

- научно-техническое  и социокультурное обоснование,  оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон, заканчивающиеся решением о принятии проекта;

- реализацию  его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.

     Итак, необходимо отметить, что предметом нашей работы будет исследование культурного проектирования по большей степени в дизайне среды и архитектуре, поскольку, чтобы грамотно научиться делать проекты, работать в проектной среде – нам просто необходимо изучить законы такого проектирования. Объектом в связи с вышеизложенным будут выступать отношения, возникающие с момента создания проекта до его претворения в жизнь, поскольку культура проектирования – неотъемлемая часть деятельности дизайнера.

     Цель  исследования – определить, что  понимается под культурным проектированием. В соответствие с этим мы поставили  следующие задачи:

  1. дать определение культурному проектированию
  2. определить историю становления данного явления
  3. проанализировать особенности развития культурного проектирования в архитектуре, средовом дизайне и инженерном конструировании.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Проектная культура в нашей жизни.  

     Проектная культура – так называемая «третья культура», или «Дизайн с большой буквы» - реальная проектность как ценность и содержание многих видов деятельности человека и как особый тип его мышления.

     Нынешний  кризис в методологии, подготовки нужных обществу специалистов потребовал пересмотра образования на фундаментальных подходов к воспроизводству специалиста как субъекта культуры. Связи с этим идет поиск и моделирование нового образа культуры, способной преобразовывать различные знания и навыки в формы деятельности, которые уже стали реальностью бытия.

     Действительно, в жизни ежедневно и ежечасно, сами того не замечая,  мы ставим и решаем различные проектные задачи. Проектирование, таким образом, становится естественной чертой нашего сознания, распространяясь почти на все сферы человеческого существования. Конкретизируя определение проектирования как деятельность, цель которой «положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде», Дж.К. Джонс отмечает, что оно охватывает деятельность не только архитекторов, конструкторов и других «профессиональных» проектировщиков, но так же плановиков и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых, специалистов прикладных наук, участников движения протеста, политиков, членов «групп давления» - всех тех, кто стремится изменить форму и содержание изделий, рынков сбыта, городских систем бытового обслуживания, общественное мнение, законы.1 

    1. История возникновения культурного  проектирования

     В своем реферате особое внимание мы хотели бы уделить периоду – 60-70-е годы XX века. Несомненно, в историческом развитии культурного проектирования были и другие знаменательные моменты, но эти годы, по нашему мнению, оказали большое влияние на его развитие.

     В те годы культура проектирования, как  и само оно, казались новой интеллектуальной и деятельной возможностью, способной если не на чудеса, то, по крайней мере, на столь решительные сдвиги в развитии общества и его культуры, о которых раньше не приходилось и мечтать.

     Проектирование  резко расширяло сферу своего влияния. Проектировались уже не только вещи или агрегаты вещей. Разрабатывались проекты социальных систем, систем человек - машина, социально-морфологических систем. По-новому начало рассматриваться архитектурно-градостроительное проектирование, в котором был перенесен на программирование будущих условий жизни. Возникший в то время в нашей стране дизайн рассматривался как "тотальный", а его методология - как методология тотального и обособляющегося проектирования. Экспансия проектирования могла бы быть описана как, во-первых, усиление мощи проектной мысли, ее глубины и эффективности, и, во-вторых, как расширение сферы применения проектных методов, распространения проектирования вширь.

     Экспансия проектирования и углубление методологических исследований в области проектирования основывались на двух в какой-то мере независимых постулатах.2 Первый состоял в том, что проектирование является независимой способностью мышления и деятельности, в своем достоинстве и самостоятельности не уступающей науке или художественному творчеству, а по социальной значимости, может, и более эффективной. "Открытие" проектирования как таковой способности оправдывало усилия по внедрению его в жизнь и использованию на практике, а также его философское и методологическое осмысление. Второй постулат выдвигал проектирование в качестве силы, способной дать решения казавшимся тупиковыми проблем ХХ века: экологической, образования, организации производства, досуга и обслуживания.

     Проектирование, таким образом, представляло как  автономная и чрезвычайно эффективная сфера деятельности, обещавшая решение многих проблем и открывшая заманчивые перспективы, так как давала новый тип интеллектуальной деятельности. В духе романтического культа бесконечных возможностей творчества, проектирование мыслилось как тотальная, всепроникающая сила будущих столетий.

     Столкновение  энтузиастических и скептических оценок проектирования, однако, дает новый  импульс развития проектной мысли. Не бесконечное доверие к проектированию и не анафема, а локализация, разумное ограничение проектной деятельности, гармоническое соединение проектирования с другими отраслями и типами деятельности, в том числе с культурой - вот задача, логически вытекающая из этой смены настроений. Таким образом, в этот период мы наблюдаем новый виток соединения проектирования как масштабного явления с культурой как сферой деятельности. Этот виток, впоследствии будет назван «идеей гармонического соединения культуры в проекте».3

     Причем, если в 60-е - 70-е годы это гармоническое  сочетание мыслилось только как  их продуктивная кооперация, то теперь стало возможным рассмотреть и вопрос и об их взаимном ограничении, так как развитие этих сфер человеческой деятельности ограничено наличными интеллектуальными и социальными ресурсами.

     Аналогичным образом мало кто тогда мог бы поставить вопрос о границе распространения идей проектирования в пространстве индивидуального мышления и воображения, хотя этот вопрос не лишен смысла, так как связан с индивидуальной ограниченностью времени и энергии. Требуется отдавать себе отчет в том, какой тип деятельности занимает доминирующее положение в сознании и потребляет больше сил, и оправдан ли отказ от науки или искусства в пользу проектирования. Теперь культурное проектирование начинает рассматриваться наряду с наукой и искусством, и возникает проблема границ его экспансии, в том числе и в индивидуальной деятельности в связи с рефлексией способности воображения, как одной из основных творческих и профессиональных способностей.

     Современная социокультурная ситуация в России ставит в ряд первостепенных проблем изучение культурного пространства с целью его прогнозирования и проектирования. Проектная деятельность сегодня на всех уровнях: цивилизационном, государственном, национальном, региональном, институциональном, личностном выступает как деятельность аналитическая, конструктивная, инновационная. Проектируя социум, человек созидает его на базе конкретных представлений об идеале и использует конкретные технологии. Уровни анализа задают границы эмпирического культурного пространства, в которых и целесообразно рассматривать связи субъектов в совместном преобразовании культурного пространства.  

     1.2. Понятие и современное  использование культурного  проектирования

     Что понимают под проектной культурой? В литературе можно найти множество  определений,4 но, по нашему мнению, они отличаются друг от друга лишь личностным понимаем того или иного автора и его отношением к понятию культура в общем, объективном смысле. Таким образом, под проектной культурой понимают - реальность – проектность как ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и  культуру мышления.5 О ней много размышляли и размышляют как зарубежные, так и отечественные специалисты в области теории проектирования, обозначив ее как «третью культуру». Эту «третью Культуру» Б. Арчер и его коллеги по Королевскому колледжу искусств, ведущему художественному университету Великобритании, предложили назвать «Дизайном с большой буквы». Именно в таком расширенном понимании дизайна и содержится смысл, позволяющий трактовать его как всю проектную культуру и как часть фундамента общего образования.

Информация о работе Понятие проектной культуры, специфика проектной деятельности в архитектуре