Понятие античной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является античная культура.
Задачи:
- Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.
-Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.
- Вклад античности в мировую культурную практику.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика понятия “Античная культура”……………………..5
2. Периодизация древнегреческой и древнеримской культуры……………...8
3.Истоки античной культуры. Влияние других культур……………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Античная культура.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика понятия “Античная культура”……………………..5

2. Периодизация древнегреческой и древнеримской  культуры……………...8

3.Истоки античной культуры. Влияние других культур……………………...14

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важность данной темы обусловлена значимостью античной культуры, ее особым местом в мировой культуре, и особенно Западноевропейской. Человечество вновь и вновь обращается к наследию древних греков и римлян как почве и источнику культурных ценностей разных народов. Античная литература — это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X—IX вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Она занимает свое место в кругу других литератур рабовладельческой эпохи — ближневосточных, индийской, китайской. Рассмотрение греко-римского культурного наследия с культурологической точки зрения сопряжено с определенными трудностями.

Во-первых, сложен сам феномен античности, поскольку, с одной стороны, она предстает как некая целостность, обладающая общими чертами. С другой - античная культура внутренне неоднородна, так как включет в себя древнегреческую и древнеримскую составляющие, которые обладают своей спецификой.

  Во-вторых, античная культура не есть нечто неизменное. Она динамична и в своем развитии проходит ряд относительно самостоятельных этапов (например, греческая классика, эллинизм, ранний и поздний и др.), каждый из которых вносит свой вклад в культурное целое.

В-третьих, делая акцент на культурологическом аспекте, необходимо основываться не столько на последовательности исторических событий, но прежде всего - на изучении процессов, происходящих в мировоззрении, образе жизни, идеологии, системах ценностей, норм, эталонов, в верованиях, знаниях, идеалах, составляющих феномен культуры и усваиваемых людьми как членами общества.

Античная культура формируется в рамках рабовладельческого общества, где главное социальное противоречие - противопоставление свободных (рабовладельцев) и несвободных (рабов). Но именно эта ступень общественного развития освободила категорию свободных от тягот физического труда и создала условия для бурного и разностороннего развития всех видов культурной деятельности (материального производства, научно-философских знаний, художественного творчествеа и пр.). Поэтому важно показать, несмотря на противоречивость, прогрессивные тенденции в развитии античной культуры.

Целью данной работы является античная культура.

Задачи:

- Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.

-Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.

- Вклад античности в мировую культурную практику.

 

 

 

 

 

 

1.      Общая характеристика понятия “Античная культура”

 

То, что принято называть античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.

К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д.

Анти́чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.[1]

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение, оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античность обрела общечеловеческую значимость, в нее уходит корнями европейская цивилизация. Становление античности как органического целого сложно и противоречиво. Обе ее составляющие (древнегреческая и древнеримская культуры) формировались на базе гражданской общины, которая определила основную шкалу ценностей:

     1. Античность, греческая и римская, как и страны Древнего Востока, прошла определенные ступени: ослабление и разрушение органов родового строя, родоплеменных связей и укрепление территориальных.

     2. На разрушение родового строя повлияло дальнейшее углубление разделения труда - обособление ремесла от земледелия, усиление разложения натурального хозяйства, рост дифференциации ремесла. Все это вызвало увеличение производительности труда, а значит, появление прибавочного продукта, который можно обменивать или продавать, т.е. формирование рыночных отношений.

     3. Развитие торговли и торгово-денежных отношений

     4. С развитием ремесла и торгово-денежных отношений формируются поселения городского типа или polis-ы (polis - город-государство).

     5. Распад общинной, родовой собственности и формирование частной собственности, преимущественно мелкой и средней

     6. Изменения в политической культуре, в социальной структуре выразились в реформах Драконта-Солона-Клисфена в Древней Греции и, согласно римскому преданию, одного из последних царей Сервия Туллия.. Социально-политические отношения стали определяться не знатностью, причастностью к власти, как в Древневосточных странах, а имеющейся собственностью, т.е. имущественным цензом.

     7.   Древний Рим расширял свою территорию силой оружия, обосновывая свои притязания идеей о богоизбранности римлян, их права господствовать над другими народами.

     8. В Греции архаической и классической эпохи не сформировалось единого централизованного государства, но сложилось культурное единство на основе общности обычаев, норм, ценностей, верований.

9.     В Древней Греции и Риме формируются религиозные системы, складывается иерархия богов, происходит выделение верховного бога.[2]

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

 

2. Периодизация древнегреческой и древнеримской культуры

 

Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 год н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов:

Для греческой культуры:

1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).

2. Классика (V-IV вв. до н.э.).

3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).

4. Поздний  эллинизм (I в. н.э. -  V в. н.э.).

Для римской культуры:

1. Культура царского периода (VIII - VI вв. до н.э.).

2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).

3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).[3]

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Некоторые ученые историю древней Греции делят на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).[4]

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период. Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом. В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы. Греки населили всю природу божественными существами: дриады, нимфы, козлоногие сатиры; наяды и сирены.[5]

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги. В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения, Софокл и Еврипд, Аристофан.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры - сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

Информация о работе Понятие античной культуры