Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:13, контрольная работа
Целью данной работы является античная культура.
Задачи:
- Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.
-Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.
- Вклад античности в мировую культурную практику.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика понятия “Античная культура”……………………..5
2. Периодизация древнегреческой и древнеримской культуры……………...8
3.Истоки античной культуры. Влияние других культур……………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общая характеристика понятия “Античная культура”……………………..5
3.Истоки античной культуры. Влияние других культур……………………...14
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Важность данной темы обусловлена значимостью античной культуры, ее особым местом в мировой культуре, и особенно Западноевропейской. Человечество вновь и вновь обращается к наследию древних греков и римлян как почве и источнику культурных ценностей разных народов. Античная литература — это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X—IX вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Она занимает свое место в кругу других литератур рабовладельческой эпохи — ближневосточных, индийской, китайской. Рассмотрение греко-римского культурного наследия с культурологической точки зрения сопряжено с определенными трудностями.
Во-первых, сложен сам феномен античности, поскольку, с одной стороны, она предстает как некая целостность, обладающая общими чертами. С другой - античная культура внутренне неоднородна, так как включет в себя древнегреческую и древнеримскую составляющие, которые обладают своей спецификой.
Во-вторых, античная культура не есть нечто неизменное. Она динамична и в своем развитии проходит ряд относительно самостоятельных этапов (например, греческая классика, эллинизм, ранний и поздний и др.), каждый из которых вносит свой вклад в культурное целое.
В-третьих, делая акцент на культурологическом аспекте, необходимо основываться не столько на последовательности исторических событий, но прежде всего - на изучении процессов, происходящих в мировоззрении, образе жизни, идеологии, системах ценностей, норм, эталонов, в верованиях, знаниях, идеалах, составляющих феномен культуры и усваиваемых людьми как членами общества.
Античная культура формируется в рамках рабовладельческого общества, где главное социальное противоречие - противопоставление свободных (рабовладельцев) и несвободных (рабов). Но именно эта ступень общественного развития освободила категорию свободных от тягот физического труда и создала условия для бурного и разностороннего развития всех видов культурной деятельности (материального производства, научно-философских знаний, художественного творчествеа и пр.). Поэтому важно показать, несмотря на противоречивость, прогрессивные тенденции в развитии античной культуры.
Целью данной работы является античная культура.
Задачи:
- Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.
-Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.
- Вклад античности в мировую культурную практику.
1. Общая характеристика понятия “Античная культура”
То, что принято называть античной культурой явление далеко неоднозначное. Несмотря на имеющееся по данному вопросу огромное количество публикаций существует большая разноголосица в трактовке этого феномена, определения его исторических и географических границ.
К началу ХХ в. в научной литературе сложилось мнение, что под античной культурой следует понимать культуру древних греков и римлян. Вместе с тем, вопрос об исторических рамках эпохи Античности остаётся открытым. Некоторые исследователи определяют этот феномен едва ли не трёхтысячелетним периодом, другие - двухтысячелетним, третьи - полуторатысячелетним и т.д.
Анти́чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.[1]
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение, оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.
Античность обрела общечеловеческую значимость, в нее уходит корнями европейская цивилизация. Становление античности как органического целого сложно и противоречиво. Обе ее составляющие (древнегреческая и древнеримская культуры) формировались на базе гражданской общины, которая определила основную шкалу ценностей:
1. Античность, греческая и римская, как и страны Древнего Востока, прошла определенные ступени: ослабление и разрушение органов родового строя, родоплеменных связей и укрепление территориальных.
2. На разрушение родового строя повлияло дальнейшее углубление разделения труда - обособление ремесла от земледелия, усиление разложения натурального хозяйства, рост дифференциации ремесла. Все это вызвало увеличение производительности труда, а значит, появление прибавочного продукта, который можно обменивать или продавать, т.е. формирование рыночных отношений.
3. Развитие торговли и торгово-денежных отношений
4. С развитием ремесла и торгово-денежных отношений формируются поселения городского типа или polis-ы (polis - город-государство).
5. Распад общинной, родовой собственности и формирование частной собственности, преимущественно мелкой и средней
6. Изменения в политической культуре, в социальной структуре выразились в реформах Драконта-Солона-Клисфена в Древней Греции и, согласно римскому преданию, одного из последних царей Сервия Туллия.. Социально-политические отношения стали определяться не знатностью, причастностью к власти, как в Древневосточных странах, а имеющейся собственностью, т.е. имущественным цензом.
7. Древний Рим расширял свою территорию силой оружия, обосновывая свои притязания идеей о богоизбранности римлян, их права господствовать над другими народами.
8. В Греции архаической и классической эпохи не сформировалось единого централизованного государства, но сложилось культурное единство на основе общности обычаев, норм, ценностей, верований.
9. В Древней Греции и Риме формируются религиозные системы, складывается иерархия богов, происходит выделение верховного бога.[2]
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашёл достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 год н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов:
Для греческой культуры:
1. Архаический период (IX-VIII - VI вв. до н.э.).
2. Классика (V-IV вв. до н.э.).
3. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. - I в. до н.э.).
4. Поздний эллинизм (I в. н.э. - V в. н.э.).
Для римской культуры:
1. Культура царского периода (VIII - VI вв. до н.э.).
2. Культура периода республики (V - I вв. до н.э.).
3. Культура периода империи (I - V вв. н.э.).[3]
Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.
Некоторые ученые историю древней Греции делят на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
- классический (V - IV вв. до н.э.),
- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).[4]
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период. Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.
Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом. В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы. Греки населили всю природу божественными существами: дриады, нимфы, козлоногие сатиры; наяды и сирены.[5]
Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.
Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги. В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения, Софокл и Еврипд, Аристофан.
Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры - сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.