Античная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:28, лекция

Краткое описание

Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта: это весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. По свидетельствам современников первые храмы строились из дерева. Затем их стали сооружать из камня, оставив тем не менее некоторые деревянные элементы.

Файлы: 1 файл

Лекция 4. Античная культура. Древняя греция..docx

— 31.44 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ 1.

Античная культура. Древняя Греция.

 

Цель урока:  показать уникальность художественной культуры античной Греции.

 

Задачи урока:

  • познакомиться с общими характеристиками культуры Древней Греции;
  • рассказать о мифологической основе древнегреческого искусства;
  • проследить развитие архитектуры;
  • исследовать скульптуру Древней Греции;
  • проанализировать вазопись, остановиться на основных сюжетных линиях;
  • поговорить о театре Древней Греции.

 

Ход урока:

 

Территория  Древней Греции занимала южную часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии. Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный, так и животный мир, но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа, а также серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

В Древней Греции сложилось  искусство, проникнутое верой в  красоту и величие человека -  гражданина полиса.

Периодизация искусства:

  1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.).
  2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.).
  3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.).
  4. Эллинистический (IV—I вв. до н. э.).

 

Мифологическая  основа древнегреческого искусства.

 

Мифология была источником, постоянно питавшим греческое искусство. В мифах воплотились представления древних греков об устройстве мира и о его правителях.

Титаны и титаниды были детьми бога неба Урана и богини земли Геи. Первоначально их было двенадцать: шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иачет, Кронос) и шесть сестер (Тейя, Рея, Мнемосина, Феба, Фемида, Тефида).

Зевс — сын Кроноса и Реи, верховный бог, повелитель всех небожителей и смертных. Остальные боги должны были подчиняться ему, хотя делали это не всегда охотно. Зевс изображался в виде красивого бородатого мужчины во цвете лет, иногда на троне. Его взгляд был преисполнен гордого сознания собственной несокрушимой силы. Символами величия и силы Зевса были щит, скипетр и громовые стрелы, иногда орел. В представлении древних греков этот бог неба и света посылал людям гром, молнии и дождь.

Гера — жена Зевса, покровительница брака. Атрибутом Геры был павлин. Ее изображали в виде высокой, величавой женщины в венце или диадеме.

Арес — сын Зевса  и Геры, свирепый, беспощадный бог войны, ненавистный даже своему отцу. Обычно Арес изображался сильным молодым мужчиной в шлеме, с щитом в руке, в исходной позиции для выпада. Гомер в «Одиссее» рассказывает, что Арес был возлюбленным прекрасной Афродиты.

Гефест — сын Зевса  и Геры, бог огня, покровитель  кузнечного ремесла, изображался широкоплечим и хромым. Гефест был супругом Афродиты. Гефест в своей мастерской — излюбленный сюжет живописи.

Афродита — богиня любви  и красоты, которая согласно мифам родилась из морской пены. Ее изображали цветущей женщиной с длинными кудрявыми волосами, иногда вооруженной. Любимым местопребыванием богини был Кипр. Красоте Афродиты покорялись все — боги, люди и даже звери.

Гермес — сын Зевса, бог пастбищ и стад, торговли, дорог, вестник бо гов. Как бог скотоводства изображался с бараном на плечах (в христианстве это изображение стало символом доброго пастыря), как покровитель странников и вестник богов — в дорожной шляпе и в крылатых сандалиях.

Деметра — богиня земли, земледелия и плодородия. Ее представляли в виде красивой женщины в венке из колосьев, с мягкими чертами лица и волосами цвета спелой пшеницы, держащей корзину плодов, колосья и факел.

Аид — владыка царства  мертвых, брат Зевса и Посейдона. Изображали Аида могучим мужем, восседающим  на троне с двузубцем или жезлом в руке. У его ног обычно лежал  трехглавый пес Кербер (Цербер). Аид был обладателем волшебного шлема, делающего его невидимым.

Аполлон — лучезарный бог  искусств, грозный стреловержец, охранитель жизни и порядка. Колчан со стрелами, лира и лавровый венок — его непременные атрибуты. Золотые стрелы Аполлона не знают промаха и летят на огромное расстояние, подобно лучам солнца. Он — бог-прорицатель, потому что солнце, освещая небо и землю, видит все, что там происходит. Аполлон — самый прекрасный из богов; победитель тьмы и злых духов; покровитель красоты. Он бог гармонии и искусств, прежде всего музыки и пения, предводитель муз, богинь искусства. Никто из олимпийцев не мог превзойти его в игре на музыкальных инструментах.

Артемида — дочь Зевса, сестра Аполлона, богиня луны, покровительница животных и охоты. Артемида изображалась красивой девушкой с луком и стрелами или в длинной одежде с факелом в руке.

Дионис — бог растительности, покровитель виноградорства и виноделия. Первоначально изображался пожилым, бородатым мужчиной, позднее — прекрасным юношей с гроздью винограда в руках. Культ Диониса выражал радостное, праздничное, эмоциональное начало в искусстве в отличие от гармонического, строгого и разумного начала, которое олицетворял бог Аполлон.

Посейдона, бога морей, представляли в виде крепкого обнаженного бородатого мужчины с трезубцем в руках, порой на морской раковине, запряженной морскими конями.

Музы — девять дочерей  Зевса и богини памяти Мнемосины — были покровительницами искусств и наук. Клио — муза истории. Каллиопа — муза эпоса. Мельпомена — муза трагедии. Талия — муза комедии. Комическая. Терпсихора — муза танцев. Эрато — муза любовной поэзии и мимики. Евтерпа — муза лирической поэзии и музыки.  Полигимния (Полимния) — муза красноречия и гимнов. Урания — муза астрономии.

Отличительная черта древнегреческой мифологии — очеловечивание образов богов и героев. В них греки воплощали свое представление о совершенном человеке, о господстве разума, закона, гармонии.

 

 

Архитектура

 

Греческие храмы нисколько  не походили на храмы Египта: это весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. По свидетельствам современников первые храмы строились из дерева. Затем их стали сооружать из камня, оставив тем не менее некоторые деревянные элементы.

Греческий храм представлял  собой прямоугольное здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте с  несколькими ступенях. Имел сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу. Здание окружала колоннада слайд 1.

Одним из величайших достижений греческих архитекторов было изобретение ордерной системы. Ордер в классической архитектуре — порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции. В архитектуре Древней Греции сложились ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский слайд 2.

Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид. В этом ордере колонна не имеет базы. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Одна треть колонны имеет равномерное утолщение. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками, и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая каменная подушка и абака — квадратная невысокая плита, принимающая давление антаблемента (несомая система).

Ионический ордер занимает среднее положение между дорическим и более легким коринфским ордером. Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Ионическая колонна символизирует грациозность женщины. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты.

Коринфский ордер  — самый легкий из трех ордеров греческой системы. Коринфская колонна еще тоньше и стройнее, чем ионическая. Ее можно сравнить с образом прекрасной девушки. Увенчана колонна коринфского ордера пышной корзинообразной капителью с растительным орнаментом.

Выдающимся архитектурным памятником ранней классики стал величественный ансамбль святилища Зевса в Олимпии (468-456 гг. до н.э.). Храм был построен из известняка, его фронтоны и фризы были отделаны мрамором. Здесь находилась знаменитая статуя Зевса из золота, слоновой кости и дерева работы Фидия, считавшаяся одним из семи чудес света слайд 3.

Ярким воплощением поздней классики является Галикарнасский мавзолей слайд 4. После смерти правителя Мавсола (IV в. до н.э.) жена воздвигла ему надгробие в виде огромного архитектурного сооружения, получившего название Мавзолей. В древности это надгробие считали одним из самых замечательных по величине, богатству и красоте украшений.

 

Скульптура

 

Вплоть до середины VI в. до н.э. создавались строго фронтальные статуи богов, словно застывшие в торжественном покое. Лица греческих скульптур не передавали индивидуальных черт, так как они изображали не конкретных людей, а воплощали обобщенные образы, обладающие духовной красотой, портреты героев и богов. Излюбленным образом греческих художников был обнаруженный стройный юноша-атлет (курос). Можно с уверенностью сказать, что греческая скульптура родилась на стадионе — там с победителей лепили статуи. По правилам все должны были быть нагими слайд 5. Если в скульптуре мужского тела  решалась проблема обнаженного тела, то в женской - задрапированного. Такие фигуры называли корами слайд 6. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками.

У скульптур ранней классики героические лица с выразительными профилями, «архаическая улыбка» исчезла, образы стали более строгими. Им как нельзя лучше соответствовала темная бронза - большинство статуй было выполнено именно из этого материала. Одним из шедевров строгого стиля является статуя «Дельфийский возничий» (автор неизвестен) слайд 7.

Замечательна своим пластическим совершенством статуя Дорифора (середина V в. до н.э.) — юноши, победившего в метании копья слайд 8. В отличие от архаических, застывших фигур статуя Поликлета — воплощение естественного движения. Дорифор изображен спокойно стоящим, при этом правая нога выдвинута вперед, а левая отставлена, поэтому возникает ощущение движения. Фигура создана на основе точного математического расчета, все части тела согласованы друг с другом.

Одной из самых прославленых скульптур поздней классики считается работа скульптора Леохара — бронзовая статуя Аполлона Бельведерского слайд 9. Эта скульптура передает величие, спокойствие и холодную торжественность бога гармонии и искусств.

 

Вазопись

 

Подлинные произведения древнегреческой  живописи до нас почти не дошли. В архаический период одной из самых развитых областей искусства была вазопись. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода.

Существует несколько  стилей вазописи:

Геометрический  стиль слайд 10. Был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. Геометрический орнамент, появившийся IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности.

Ковровый стиль с лайд 11. 7 в. до н. э. Полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором.

Чернофигурный стиль (7-5 вв. до н.э.). Для росписи сосудов использовался черный лак и слегка подкрашенную охрой глину, которая после обжига приобретала ровный оранжево-красный цвет. Черные фигуры отчетливо выделялись на таком фоне. Детали фигур могли быть процарапаны или дорисованы белой и пурпурной краской слайд 12.

Особого расцвета в период ранней классики достигла вазопись краснофигурного стиля слайд 13 (530 г. до н.э.). Фигуры стали обводить контуром и оставлять незакрашенными, а все остальное пространство покрывали черным лаком. Внутри красного силуэта прорисовывали тонкими линиями детали фигур, черты лица, прическу, складки одежды. Это позволило добиться более реалистического изображения, свободы движений и сложных ракурсов. На этих сосудах было меньше мифологических персонажей и больше бытовых сценок, точно схваченных художниками.

Назначение  сосудов:

  • пифос - большой древнегреческий кувшин (мог быть размером с человека и более), сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, соленой рыбы слайд 14;
  • амфора (др.-греч. «сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании слайд 15;
  • гидрия - (Кальпида)— кувшин для переноски воды. У гидрии три ручки: две маленькие горизонтальные по бокам сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече слайд 16;
  • кратер (др.-греч. — «смешиваю») — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Характерными чертами кратера являются широкая горловина, две ручки по бокам вместительного сосуда и ножка слайд 17;
  • киаф – черпак, с его помощью разливалось вино из кратера слайд 18;
  • скифос – застольная чаша. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос также называют кубком Геракла слайд 19.

Информация о работе Античная культура