Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:13, контрольная работа
Целью данной работы является античная культура.
Задачи:
- Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.
-Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.
- Вклад античности в мировую культурную практику.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика понятия “Античная культура”……………………..5
2. Периодизация древнегреческой и древнеримской культуры……………...8
3.Истоки античной культуры. Влияние других культур……………………...14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.
Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
Историю древнего Рима принято делить на три основных периода:
- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),
- республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),
- период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).[6]
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я даю, чтобы ты дал мне". Формально-договорной характер отношения к богам связан с магией и магическими представлениями. В магии всё основано на формальном сочетании слов и действий. Магизм римской религии привёл к широкому развитию её обрядовой стороны, отсюда - развитие жречества. Очень многочисленной и влиятельной была коллегия жрецов-гадателей, так как гадания занимали большое место в жизни римлян и обрядовой стороне римской религии.[7]
С V в. до н.э. начинается серьёзное влияние греческой культуры и религии, идущее через колонии греков в Италии. Богатая мифология греков, весь поэтический, красочный мир греческих сказаний многим обогатил сухую и прозаическую почву итало-римской религии. Под влиянием греческой и этрусской мифологической традиции выделились верховные божества римлян, значительной степени происходит отождествление римского и греческого пантеонов. Примерно с IV в. до н.э. распространяется греческий язык, главным образом среди верхних слоёв населения. Получают распространение некоторые греческие обычаи, в IV в. до н.э. в Риме вводится медная монета по греческому образцу, а до этого платили просто куском меди. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства города Рима. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебеев за счёт грабительских войн.[8]
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей.
Изобразительное искусство Римской имперации впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.
Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трёх ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики.
3. Истоки античной культуры. Влияние других культур
Разумеется, эллинская и римская культуры не возникли на пустом месте. Каждая из них имела как свой внутренний ресурс, так и испытала воздействие других культур. Исследователи эллинской культуры считают, что на неё оказали сильное влияние (или даже были непосредственными предшественницами) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры.
Эгейская культура, центром которой был остров Крит, сформировалась в середине III тыс. до н.э. Судя по археологическим находкам, критяне мастерски сооружали здания, знали секреты живописи, прикладного искусства, имели письменность, земледелие. В критском государстве правил царь, имелись юридические установления, так называемые законы Миноса. Греческие племена знали достижения критян и поддерживали с ними контакты.
Микенская культура является более близкой предшественницей античной культуры. Её расцвет приходится на середину II тыс. до н.э. Микенская культура - это не только культура этого небольшого города, но и других городов-государств. В микенский период слагаются мифы, формируются религии, развиваются строительство, ремесло, прикладное искусство. По разным причинам к XII в. до н.э микенская цивилизация себя исчерпала, и в эллинской истории наступили так называемые “тёмные века” (XI -IX вв. до н.э.).
Эллинская культура ощутила на себе влияние египетской, финикийской, вавилонской и других древних культур. Любознательные эллины внимательно изучали всё значимое у этих народов, заимствовали самое ценное, достойное подражания, перерабатывали. Однако чужеродный элемент не возобладал, а лишь придал дополнительную энергию самобытно развивающейся греческой культуре. Греки первыми предприняли попытку раздвинуть горизонт одной культуры за счёт других. Как своеобразный феномен она сложилась уже к VIII веку до н.э. Если культура как таковая зарождается в глубочайшей древности, и очень медленно эволюционирует, то на земле Эллады происходит как бы её второе рождение, осуществляются глубинные содержательные и структурные изменения, можно даже сказать, свершается величайшая культурная революция, которую когда-либо испытывало человечество.
Что касается римской культуры, то вначале в ней преобладал этрусский компонент, а затем она сильнейшим образом эллинизировалась. Некоторые исследователи считают её вторичной (дочерней от эллинской культуры). Конечно, в мифологии, религии, литературе, философии, архитектуре, скульптуре, живописи, праве и других элементах культуры, греческое влияние велико. Тем не менее, заимствуя многое у греков, следуя культурному конформизму, римляне придавали всему собственный колорит. Несколько упрощая духовное начало, они усиливали прагматичную, регулятивную стороны заимствованного. Во всём римляне стремились видеть практическую пользу. Можно сказать, что римляне завоевали эллинов политически, а те их - духовно. На римскую культуру некоторое воздействие оказали и культуры порабощённых ими других народов. Благодаря колонизации, а затем македонской и римской экспансии греко-римская культура распространилась далеко за пределы Балкан и Апеннин. В орбиту её влияния было вовлечено огромное число народов.
Заключение
Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Это название сохранилось за ней как синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.
Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.
В античной культуре сложились основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, атом, материя, Космос. Они не потеряли значимость и в настоящее время, что обеспечило культурный диалог разных цивилизаций в мировом масштабе. Античность создала недосягаемые культурные образцы, обладающие непреходящей ценностью и притягательной силой. Сегодня к античности обращаются историки, филологи, философы, культурологи. "… Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы".
Список литературы
1. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. - М., 1989. -260 с.
2. Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1988.
3. Антология культурологической мысли. (Автор-составитель С.П. Мамонтов). - М., 1996. -180 с
4. Бахтин. М.М. Лекции по истории зарубежной литературы. Античность. Средние века. - Саранск, 1999. -423 с
5. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство: Очерки. - М., 1988. -378 с
6. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры - СПб., 1995. -520 с
7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 1990. -289 с
8. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1955.
9. Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 1997.
10. Культурология. ХХ в. Антология. - М.,1995. -490 с
11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. I и II. - М., 1992-1994. -562 с
12. Тронский И.И. История античной литературы. - М., 1988. -160 с
13. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.,2003. -96 с
2
[1] Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 1997. С. 22.
[2] Культурология. ХХ в. Энциклопедический словарь. - СПб., 1997. С. 35-36.
[3] Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 1990. С. 29
[4] Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 1990. С. 30-31
[5] Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1988. С. 23.
[6] Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 1990. С. 44-45
[7] Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1988. С. 17
[8] Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1988. С. 11