Элементы античной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Греческая культура и в частности религия в свое время имела огромное влияние на все евразийские народы, особенно римлян, которые под знаменами своих легионеров разнесли ее повсюду, где простиралась огромная территория Римской империи.

Оглавление

1. Доисторическая религия в Древней Греции.
2. Этапы развития древнегреческой религии.
3. Главные черты религии древних греков.
Б)
4. Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических существ к героям – полубогов.
5. Жертвы и шествия - формы почитания богов в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУР.docx

— 30.90 Кб (Скачать)

Государственная служба гражданской авиации

Академия гражданской авиации

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Культурология»

Тема: Элементы античной культуры

 

 

 

 

 

Работа выполнена студентом заочного факультета: Семиной В.С.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015 г.

Контрольный вопрос № 12.

Элементы античной культуры.

А) Религия Древней Греции и ее специфика.

Б) Древнегреческая мифология.

 

 

 

 

 

 

Содержание:

А)

1. Доисторическая религия в Древней Греции. 

2. Этапы развития древнегреческой религии.

3. Главные черты религии древних греков.

Б)

4. Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических существ к героям – полубогов.

5. Жертвы и шествия - формы почитания богов в Древней Греции.

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы. Главным стержнем в античной культуре была религия и мифология. Поэтому представляется актуальным исследовать религию древних греков как основу всей античной культуры, к которой обращаются и сейчас.

Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.

Греческая культура и в частности религия в свое время имела огромное влияние на все евразийские народы, особенно римлян, которые под знаменами своих легионеров разнесли ее повсюду, где простиралась огромная территория Римской империи. Религия древней Греции - это не только большое количество захватывающих мифов и сказок, а и ценнейшее культурное наследие человечества, богатая и разработанная система религиозных верований. Греческие мифы про отважных героев, могущественных богов, сказочных созданий, являются не просто интересными, но и глубоко символичными и поучительными. Может, поэтому они не теряют своей актуальности и по наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) Религия Древней Греции и её специфика.

1.Особенности географического  положения и их связь с религиозными  представлениями древних греков 

История Древней Греции охватывает период времени примерно около 6000 лет, начиная с первого поселения до поглощения ее Римом. Из этого громадного периода, только последние 2000 лет могут считаться по-настоящему греческими, если рассматривать с точки зрения языка. 

Для начала следует, обратить внимание на географию местности, где расположено внутреннее море - Средиземноморский бассейн. Это громадная, глубокая впадина, окружённая горными хребтами. Землетрясения и извержения вулканов были основной угрозой для жителей этих мест. И казалось, что эта гибельная сила исходит из центра моря. Отсюда и появился бог моря Посейдон, который, как сказал бы Гомер, одновременно "обнимает землю" и "трясет ее".

Средиземноморский бассейн разделяют на пять больших островов: Сицилия (которая делит море пополам), Сардиния и Корсика, Крит (отделяет Эгейский бассейн) и Кипр.

Гористое побережье Средиземного моря имеет мало земли, пригодной для развития цивилизации. Основным благом для развития цивилизации стало море. Развитие мореплавания открыло удобные пути и выгодную торговлю, полагаясь на звезды и попутные ветра - эти непредсказуемые природные силы, которые предоставили основу для развития религиозных верований.

Отсюда и появились странники - греческое "планета" - небесные тела принимались за сверхъестественные силы, указывающие путь. Поэтому в греческом языке появились: Зевс (Юпитер), Афродита (Венера), Арес (Марс), Гермес (Меркурий) и Хронос (Сатурн). Все они с солнцем и луной, определяют часы, дни и времена года, определяют жизнь человека.

В результате разрушения юго-восточных хребтов под влиянием землетрясения, образовалось Эгейское море с цепочками островов, которые ранее были горными вершинами.

С доисторических времен климат в районе Эгейского моря почти не менялся. Только одна десятая земли была пригодна для обработки. Вид растений определялся высотой, географической широтой и близостью моря, хотя и человек тоже имел свой вес. Основным воздействием на ландшафт стало постепенное уничтожение лесов. Их место занимали пшеница и ячмень. 

Вместе с приходом ячменя и пшеницы пришли те, кто умел их возделывать. Для образа мышления этих людей были характерны наблюдения за сменой времен года и ритуалы, связанные с подготовкой, севом, уходом и сбором урожая или кормлением, выпасом, уходом и доением скота. Это послужило основой для всего дальнейшего развития древнегреческого верования.

Влияние земледелия резко отображается в плотности населения. Если в эпоху охоты и собирательства на каждые 16 км² приходился один человек , то в эпоху земледелия на 1,6 км² приходилось по десять и даже сто человек. Это повлекло за собой нехватку места на территории Эгейского бассейна. Рост населения приводил к общественной не стабильности, которая в свою очередь вызывала миграцию населения и практике убийства нежелательных детей путём оставления их на произвол судьбы. 

Под божеством древние греки понимали абсолют. Космос для греков абсолютное божество, а античные боги – это те идеи, которые воплощаются в космосе, это природные законы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах.

Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей, влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают достоинствами и недостатками, что и смертные. Можно сказать, что боги — это абсолютизированные люди.

Античная культура вырастает на основе пантеизма древнегреческой религии, который возникает как результат чувственного понимания космоса: идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной. Это судьба, осознанная как необходимость, и выйти за ее пределы нельзя. Из этого можно сделать вывод, что античная культура развивается под знаком фатализма, который античный человек преодолевает с легкостью, борясь с судьбой, как герой. В этом — смысл жизни. Поэтому культ героя особенно характерен для древнегреческой культуры.

2. Этапы развития древнегреческой  религии

Самым заметным явлением в культуре народов Средиземного моря была древнегреческая мифология. Мифология, как и религия, прошла сложную эволюцию. Выделяют три этапа развития мифологии древних греков: хтонический, или доалимпийский, классический олимпийский и поздний героический. 

3.Главные черты религии древних  греков

Для религии Древней Греции характерно политеизм, с широкоразвитой мифологией и олимпийской иерархии богов. Они не были творцами мира, а захватили его в готовом виде, во время борьбы с титанами. Древняя удар-ка мифология считала, что мир сам по себе вечный и не требует творца. Согласно этому история события на доалимпийский и классическую олимпийскую.

Пантеон древнегреческих классических богов возглавляет Зевс. В результате борьбы с разного рода чудовищами, победы над титанами, циклопами, гигантами и заключения их в Тартар, Зевс становится главным, верховного богом. Он родился на о. Крит, где его мать, богиня Рея, спасла от собственного мужа Кроноса. Получив Олимп, Зевс формирует собственное окружение. В него входят богиня победы Ника, богиня права и справедливости Фемида, символ вечной юности - Геба, Ганимед, мойры т.д..

Семья Зевса состояла из его жены Геры, покровительницы браков, семьи и детей; Аполлона - бога солнца и музыки; Артемиды - богини охоты; Афродиты - богини красоты и любви; Афины - богини мудрости Гермеса - бога торговли. Кроме них, в родственников Зевса входили его братья: Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства.

Иерархия олимпийцев дополняется богами, которые не находятся на Олимпе. Это покровитель кузнецов - Гефест, богиня земледелия Деметра, бог  виноградарства и растительности Дионис, бог пастухов Пан т.д..

Важное место в стародревнегрецком пантеоне богов занимают боги-герои - Прометей и Геракл.

Первый является двоюродным братом Зевса, по воле которого он создал людей из земли и воды. Поскольку во время творения люди вышли беззащитными и менее приучены к жизни, чем животные, Прометей дал людям знание, научил пользоваться огнем, использовать ремесла, за что Зевс наказал его, приковав цепью к скалам Кавказа.

Подвиги Геракла известны как победы смертного человека над природой. Сын Зевса и земной женщины, побеждал различных чудовищ (Немейским львом, лернейской гидрой, керинейской ланью, эреманским вепрем, стимфалийскимы птицами, призрак-фонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона).

Ему также присущи сверхчеловеческие качества, благодаря которым он вычистил авгиевы конюшни, получил пояс амазонок, яблоки, дарующие молодость, и вывел Кербера на поверхность.

Мифологическое толкование природы и человека, деятельность олимпийских богов в религиозных представлениях древних греков свидетельствовали о практичном и трезвом характере обожествления окружающего мира. Древне - греческая религия не уделяет особого внимания моральным проблемам, потусторонней вознаграждения для нее не существует. Пребывание в царстве Аида жалко.

Для древнегреческого религиозного культа является характерный полисный культ. Поскольку все общественные акты сопровождались религиозными церемониями, он был обязательным для всех граждан. Исполнителями культа были как жрецы, так и официальные государственные лица. Великого значение приобрели оракулы. Храмы считались жильем богов в буквальном смысле и поэтому их статуи признавались полными жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Древнегреческая мифология.

4. Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических существ к героям-полубогов.

Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. Мифология довольно сильно влияла на становление религиозной мысли в Древней Греции. Исследователи выделяют три основных периода в развитии древнегреческой мифологии: хтоничный, или доалимпийский, классический олимпийский и поздний героический. Взгляды, характерные для хтонического периода, сложились в греческом обществе задолго до дорийского завоевания XII в. до н.э. и даже до возникновения первых ахейских государств. Не сохранилось источников, в которых бы эти взгляды были представлены полно и последовательно. Поэтому приходится использовать отдельные архаичные образы или мифологические эпизоды, случайно отразившиеся в текстах, относящихся к значительно более позднему времени.

Первый период. Термин «хтонический» происходит от греческого слова «Хтон» - «земля». Земля воспринималась древними греками как живое и всемогущее существо, что все порождает и всех питает. Сущность земли была воплощена во всем, что окружало человека и в нем самом, объясняет то поклонение, которым греки окружали символы божеств: необычные камни, деревья и даже просто доски. Но привычный первобытный фетишизм смешивался у греков с анимизмом, приводя к сложной и необычной системы верований. Кроме богов существовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, не имеющие никакого вида, но обладают ужасной мощью. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самым катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С образами демонов были связаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческой религии, вероятно, тоже воспринимали как существ, обладающих божественной силой.

В подобных представлениях о богах и в особом почитании Земли как Великой Матери видны отголоски идей разных этапов развития греческого общества - и вовсе раннего времени, еще когда не отделял человек себя от природы создавались образы людино-тварин, и периода матриархата, когда господство женщин в обществе подкреплялось рассказами о всесилии Земли-прародительницы. Но одно объединяло все эти взгляды - представление о равнодушии богов, об их глубокой отчужденности. Они воспринимались как существа могущественные, но более опасные, чем благотворительные, от которых нужно поскорее откупаться, чем пытаться снискать их расположение. Таким появляется, например, бог Пан, что, в отличие от Тифона или гектанохейрив, в более позднее мифологии не превратился в окончательного монстра, а остался богом, заместителем лесов и полей. Он связан с природой, а не с человеческим обществом, и, несмотря на свою склонность к веселью, может наводить на людей беспричинный страх. Козлоногий, бородатый и рогатый, он появляется людям в полуденный час, когда все замирает от жары, в час, который считался не менее опасным, чем север. Он может быть и добрым, и справедливым, но все же лучше не встречаться с богом Паном, сохранившим напихивавший вид и характер первобытных порождений Матери-Земли.

Второй период. Распад матриархата, переход к патриархату, возникновение первых государств ахейцев - все это дало толчок к полному изменению всей системы религиозного восприятия, к отказу от старых богов и появлению новых. Как и у других народов, богов - олицетворений бездушных сил природы заменяют боги-покровители отдельных групп в человеческом обществе, групп, сочетались по самым разным признакам: классовым, сословным, профессиональным, но у них всех общим было одно - это люди прошлого, как ни старались ужиться с природой, а прагнувши - покорить ее, превратить в нечто новое, заставить служить человеку.

Не случайно самые древние мифы олимпийского цикла начинаются с истребления существ, которым, вероятно, в предшествующий период поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает Пифийские дракона и великанов, люди-полубоги, сыновья богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, Лернейскую Гидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса очень сложен и сформировался в мифологии греков не сразу. Представление о Зевсе сложились только после дорийского завоевания, когда пришельцы с севера придали ему черты абсолютного бога-владыки.

В счастливом и упорядоченном мире Зевса его сыновья, рожденные от смертных женщин, завершают дело своего отца, истребляя последних чудовищ. Полубоги, герои символизируют единство миров божественного и человеческого, неразрывную связь между ними и благотворительная внимание, с которым боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например, Гермес - Персею, а Афина - Гераклу), а наказывают только нечестивцев и злодеев. Представление об ужасных демонов тоже меняются - они теперь выглядят скорее просто могущественными духами, обитателями всех четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.

Информация о работе Элементы античной культуры