Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 14:24, контрольная работа
Античность оставила огромный культурный опыт. В ней еще столько загадочного, нераскрытого, это, прежде всего, связано с отдаленностью нас от нее веками. Особенный интерес представляет то, каким образом греки и смогли создать столь сильные государства с высокоразвитой культурой.
Греческая культура и в частности религия в свое время имела огромное влияние на все евразийские народы, особенно римлян, которые под знаменами своих легионеров разнесли ее повсюду, где простиралась огромная территория Римской империи.
1. Доисторическая религия в Древней Греции.
2. Этапы развития древнегреческой религии.
3. Главные черты религии древних греков.
Б)
4. Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических существ к героям – полубогов.
5. Жертвы и шествия - формы почитания богов в Древней Греции.
Третий период. Становление и развитие государства, усложнение общества и общественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию мире неизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире царят зло, жестокость, бессмысленность и абсурд. В поздний героический период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, какой подчиняются все существующее - и люди, и боги. Судьба, неумолимая судьба господствует над всем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужден то силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов. К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, - ее жестокие и часто бессмысленные повеления исполняются с неотвратимой точностью - Эдип оказывается проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказанной судьбы, погибает также скрывается от воли судьбы Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти от слепого приговора судеб, будучи втянутым в бесконечную череду убийств и братоубийства.
И боги теперь уже не столь милостиво настроены к людям. Наказания тех, кто нарушил их волю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному колесу.
В поздним греческом обществе религия постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое исполнение обрядов, а мифология становилась просто сокровищницей образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главную роль богов в сотворении мира, представляя этот космический акт как слияние или первоэлементов стихий. В таком виде греческая религия просуществовала до начала походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях она вступила в многогранное и взаимообогащающее взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.
5. Жертвы и шествия - формы почитания богов в Древней Греции
Культ и обрядность у греков сохранялись, вероятно, в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли происходить как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бес кровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.
Общение с богами во время богослужений у греков обусловливалось все тем же восприятием их как могущественных, но понятных и благотворительных существ. Жертвы были дарами, в обмен на который боги должны были выполнять просьбы молящегося. Бескровные жертвы состояли из овощей, фруктов, а также различных лепешек и хлебцев, посвященных отдельным богам. Кровавые жертвоприношения в основном сводились к убийству животных, но иногда, правда очень редко, в жертву приносились и люди. Традиционными жертвенными животными были овцы, свиньи и быки. Во время больших или праздников в особые моменты государственной жизни (после победы над врагом, перед народными или собранием началом земледельческих работ, во время эпидемий) могли убивать более 100 животных. Такие жертвоприношения назывались гекатомбами.
Все жертвенные животные должны были быть безупречны, без малейших недостатков. Жрецы перед началом священнодействия облачались в белые одежды и омывали руки в соленой воде. Обряд проходил в полном молчании, при музыкальном сопровождении флейтистов. Часть заколотого животного сжигалась на алтаре, часть доставалась жрецам, а остальное съедалось на торжественном пиру, происходившем после богослужений. После жертвоприношения жрец произносил молитву богам, что за ним повторяли все участники церемонии. Религиозными обрядами были клятва и проклятие, потому что произносились они по строго установленным правилам и с призванием богов.
Дома у греков также возводились жертвенные алтари и устанавливались статуи богов-покровителей. Священным считалось и домашний очаг, потому что его заместителем была Гестия и, совершая бескровные жертвы у очага, грек прямо обращался к этой богини. На пятый день после рождения ребенка обносили вокруг очага, чтобы оградить от зла. Похороны также проходили согласно строго установленной церемонии. Покойника умащали мазями и благоухание и в белых одеждах, с мелкой монетой (оболом) во рту, предназначавшийся для Харона, перевозчика душ мертвых, клали на погребальные носилки. Один день его оплакивали, потом торжественно выносили из дома. Сначала в Греции труп сжигали, но этот обычай постепенно вытиснул традиции погребения тела в или земли в специальных гробницах.
Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы-пифайсты по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища - оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые. Известны оракулы
Зевса в Додоне, Геракла в Буре Аполлона в Милете. Но поистине Всегреческое славой пользовался оракул в Дельфах, посвященный сначала Геи, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над ущельем был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница - пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Так, Крез, царь Лидии, вопросил жрецов, должен ли он напасть на персидского царя Кира. Пифия ответила, что если он нападет на Кира, то уничтожит большое царство. Когда разбит наголову Крез стал проклинать прорицателей, те резонно ответили: «Тебе же было предсказано, что будет разрушено великое царство. Ты и разрушил его - только это было не царство Кира, а твое собственное ».
Выводы
Итак, можно сделать следующие выводы:
Для религии Древней Греции характерно политеизм, с широко раздвинутою мифологией и олимпийской иерархии богов. Они не были творцами мира, а захватили его в готовом виде, во время борьбы с титанами. Согласно этому история делится на доалимпийский и классическую олимпийскую.
Мифологическое толкование природы и человека, деятельность олимпийских богов в религиозных представлениях древних греков свидетельствовали о практичном и трезвом характере обожествления окружающего мира. Древне - греческая религия не уделяет особого внимания моральным проблемам, потусторонней вознаграждения для нее не существует. Пребывание в царстве Аида жалко.
Для древнегреческого религиозного культа является характерный полисный культ. Поскольку все общественные акты сопровождались религиозными церемониями, он был обязательным для всех граждан. Исполнителями культа были как жрецы, так и официальные государственные лица. Великое значение приобрели оракулы. Храмы считались жильем богов в буквальном смысле и поэтому их статуи признавались полными жизни.
Литература:
Религиоведение. Учебник. - К., 2001.
Энциклопедия по религии. - К., 1999.
Всемирная история. - М., 1993.