Культура Римской античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Материалы Марцоботто указывают на то, что так характерная для римской культуры регулярность планировки поселений, была уже хорошо известна этрускам, так же как и строительство дорог, мостов и виадуков. Были даже изобретены подземные туннели для осушения переувлажненной земли или для строительства дорог, как, например, в окрестностях г. Вей.

Оглавление

Этрусская культура как пролог римской культуры…………..3
Особенности мировоззрения древних римлян.
Личность и государство…………………………………………….7

Культура республиканского Рима……………………………...9
Культура императорского Рима………………………………..10
Право, наука и искусство в Древнем Риме……………………13
Список использованных источников………………………….17

Файлы: 1 файл

К.Р. культурология.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по культурологии 

Тема  № 11

Культура  Римской античности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студент I курса

Заочного  факультета 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2008 

Содержание 
 

  1. Этрусская культура как пролог римской культуры…………..3
  2. Особенности мировоззрения древних римлян.

Личность и  государство…………………………………………….7

  1. Культура республиканского Рима……………………………...9
  2. Культура императорского Рима………………………………..10
  3. Право, наука и искусство в Древнем Риме……………………13
  4. Список использованных источников………………………….17
 

 

Этрусская культура

       До  сих пор происхождение и язык этрусков полностью не выяснены. Большинство  исследователей склоняются к их малоазийскому  происхождению. Уже в VIII в. до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были небольшие военно-жреческие рабовладельческие города-государства с царями во главе. Этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва, и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.

       Начало  этрусской культуры было отмечено также двумя новыми явлениями: появлением очень богатых погребений и присутствием в могилах предметов восточного происхождения или восточного стиля. Погребения VII-VI вв. до н.э. устраивались под большими насыпями – в каменных гробницах, состоящих из нескольких помещений, предназначенных для захоронения членов семей. Вход в гробницу оформлялся в виде коридора. Умершие сопровождались богатым инвентарем, в который входила повозка, оружие, бронзовые и серебряные сосуды, золотые украшения, импортная и местная гончарная керамика типа "буккеро", различные предметы пластики. Последняя отличалась довольно высоким качеством, была черного цвета, залощена, и покрыта тонким гравированным или штампованным узором, заполненным белой краской. Такие богатые погребения открыты во многих этрусских центрах: в Папулонии, Ветулонии, Тарквинии, Черветери а также в Палистрайне – на территории Лации, где в одном их захоронений была найдена золотая брошь с самой ранней надписью на латинском языке.

       Одним из наиболее известных погребальных памятников VII в. до н.э. является гробница Томба делля Дуче (Ветулония). Пять траншей содержали многочисленный погребальный инвентарь, включая бронзовый щит, шлем, канделябр, бронзовые и керамические сосуды, серебряные фибулы, железные мечи и копья, а также останки коня и сбруи. Траншеи были окружены каменным кольцом. В одной из них найден бронзовый ящик с остатками кремации

       Архитектура этрусков близка греческой, но этруски  использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича, как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты.

       Поселения изучены мало, хотя имена этрусских городов хорошо известны по письменным источникам. Двенадцать этрусских городов образовывали свободную конфедерацию. Наиболее значимыми среди них были прибережные города: Черветери (Каире), Тарквиния и Вульчи и материковые – Вей, Перуджа и Вольтерра.

       На примере комплекса Вей, можно видеть, что города формировались из скопления маленьких деревень и кладбищ в рамках естественно укрепленных участков возвышенных плато. Однако примерно до VII или VI в. до н.э. в их планировке отсутствовала какая-либо регулярность. Позже – около V в. до   н. э. такие агломерации начали расширяться за счет включения новых земель и обноситься массивными каменными стенами. Внутренняя планировка имела уличный характер. В центре строились общественные и религиозные здания. Вне Этрурии – в долине р. По, занятой этрусками в период между VI и IV вв. до н.э., города имели несколько другой вид, развиваясь по заранее выработанному строгому плану.

       Одними из наиболее исследованных северных городов  являются порт Спина на Адриатике  и колония Марцаботто, контролировавшая торговый путь с севера на юг через  Апеннины, связывавший Этрурию с Болоньей и долиной реки По.

       Марцаботто был основан в VI в до н.э., но формально его становление произошло в следующем столетии. Планировка города была удивительно регулярной. Совершенно прямые параллельные улицы, ориентированные с севера на юг, разбивались тремя перпендикулярными улицами, образуя кварталы. В центральной части проходила широкая дорога. Город был расположен на естественно укрепленном возвышенном холме. Часть площади использовалась для производственных целей: обработки металла и изготовления керамики. Дома, состоявшие из нескольких помещений, были сделаны из дерева, глины, кирпича и покрыты черепицей. Был построен и действовал водопровод.

       В Спине с помощью аэрофотосъемки, была открыта система каналов вместо улиц, а дома устанавливались на деревянных сваях, глубоко вкопанных в лесс.

       Материалы Марцоботто указывают на то, что  так характерная для римской  культуры регулярность планировки поселений, была уже хорошо известна этрускам, так же как и строительство  дорог, мостов и виадуков. Были даже изобретены подземные туннели для осушения переувлажненной земли или для строительства дорог, как, например, в окрестностях г. Вей.

Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Этруски  обжигали сосуды до черноты, отсюда и название «буккеронеро» - «черная земля», затем полировали сосуды так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц.

       Этруски – мастера в ювелирном деле, знали зернь и филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно им принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.), сохраняемая и по сей день в Риме.

       Этруски восприняли греческий алфавит, но их язык не принадлежал к индоевропейской группе. Пока не известно, был ли это язык местного населения или он принесен с какой-либо другой территории. Наиболее ранние надписи, выполненные с использованием греческого алфавита, происходят из Кумы – памятника, датированного 690 г. до н.э. Они достаточно короткие и преимущественно имеют религиозный и погребальный контекст.

       Экономика этрусков этого времени основывалась на сочетании земледелия и животноводства. Большую роль играло выращивание  винограда и оливковых деревьев. Этруски умели делать и ценили хорошее вино.

       С V в. до н. э. начинается упадок этрусских городов, их главным соперником на море становятся Сиракузы. В IV в. до н. э. Этрурия попадает под власть Рима, и с этих пор римское искусство уже играет главную роль. Но традиции этрусского искусства несомненно сказались на формировании искусства Древнего Рима.

 

Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство

      Древнее население Италии жило родами в территориальных  общинах — пагах, в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание. 
В 510 — 509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30 — 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур. 
Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Вольсона. Быстро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.

      Идеологию римлянина прежде всего определял  патриотизм — представление о  Риме как о высшей ценности, о  долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность  в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.

      Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II — I вв. до н. э. произошёл переход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.

 

Культура  республиканского Рима

      Население Рима составляли две основные группы: собственноримские граждане, так  называемые патриции, и их антагонисты - плебеи. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно, только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины 
(куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от "сенекс" - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", которого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов
. 

 

Культура  императорского Рима

       Императорский Рим — это третий, завершающий период истории древнего, рабовладельческого Рима. Ему предшествовали Рим царский, слабо мерцающий в густом сумраке далеких веков, и Рим республиканский, вышедший на широкую арену мировой истории в III - II вв. до н. э. и силой оружия подчинивший себе огромные территории. 
Древние римляне всегда были агрессорами и не скрывали этого; война была их естественным состоянием. Удачные войны от века к веку приносили Риму все больше и больше материальных ценностей, а военнопленные, превращенные в рабов, постепенно стали все энергичнее использоваться в производстве, составляя конкуренцию труду свободного земледельца, римского гражданина. Долговое рабство римляне запретили еще на заре своей истории, считая недопустимым превращение сограждан в рабов, разорившийся должник становился нищим, но не рабом. 
Рабовладельческий способ производства в условиях Римского государства достиг наивысшего развития в период с конца III в. до н. э. до II в. н. э.; с конца II в. наступает тяжелый общий кризис рабовладельческого способа производства, который на протяжении III и IV вв. постепенно, но неуклонно утрачивает свою жизнеспособность и в V в. изживает себя; вместе с ним уходит в небытие античный Рим. С конца III-начала II в. до н. э. на смену первоначальному, патриархальному рабству приходит рабство развитое, классическое; если когда-то, в давние времена, в Риме рабов было так мало, что они даже имен своих не имели и юридически считались детьми господина (если хозяина, например, звали Гай, то раб его именовался Гаипор, что означает «сын Гая»), то теперь рабов становится много и их труд широко применяется в производстве: раб фактически переходит на положение орудия производства, на положение вещи, которую берегут, пока она в хорошем состоянии, и которую выбрасывают, когда она пришла в негодность.

      Сенека, римский философ I в., признавал, что  от гнева рабов людей погибло не меньше, чем от гнева царей. Антагонизм между рабами и рабовладельцами не был единственным антагонизмом римского общества: положение осложнялось наличием третьего класса, который находился в большем или меньшем антагонизме с первыми двумя. Такой третьей социальной силой были мелкие свободные собственники, главным образом земледельцы и ремесленники, которые жили трудом своих рук, имея в хозяйстве одного или двух рабов. Им было очень трудно конкурировать с дешевым рабским трудом; их слабое хозяйство нередко терпело крах под натиском развития товарного производства, основанного на более широком применении рабского труда.

Информация о работе Культура Римской античности