Культура Римской античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Этрусская культура как пролог римской культуры………………………….4
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство…..8
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Культура Римской Античности.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Этрусская  культура как пролог римской культуры………………………….4

2. Особенности  мировоззрения древних римлян. Личность  и государство…..8                                                                                        

3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Римская культура является составной частью античной. Во многом, опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые её достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во время своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию, его влияние, его культура распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем этого огромного государства была Италия, расположенная в самом центре Средиземного мира.

      Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всём этом – реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через неё и всей современной цивилизации в целом. 

 

1. ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОЛОГ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

     В далёкой древности территорию, на которой возникает римская культура, населяли обитатели, говорившие на умбрийском языке, именно они создали культуру так называемой Виллановы. Затем  их сменили этруски, которые пришли в эти края около 1000 г. до н. э. Этруски создали высокоразвитую цивилизацию со своей городской культурой. Известны такие этрусские полисы, как Арретий, Цере, Клузий, Тарквиний, Вольки, Вейи и др. Хотя найдено около 10 тысяч памятников этрусской письменности, расшифровать их не удаётся до сих пор. Римляне многое заимствуют у этрусков:

     города-полисы, построенные по плану;

     водопровод, канализацию;

     символы власти – пучки розог с воткнутым топориком – фасции;

     одеяние сенаторов – тогу с пурпурной каймой;

     этруски первыми применили в строительстве ложный купол, без клиновидных балок. Известно, что греки не признавали купольное перекрытие, а римляне – применяли его;

     в сакральном строительстве этруски  возводили 3-х-частные (3-х-нефные) храмы. У этрусков была «троица»1 верховных божеств: Тин (римский Юпитер), Уни (Юнона у римлян) и Минерва (Минерва римлян). Это были небесные боги, которым соответствовали боги земные и подземные (хтонические). Этруски вошли в религиозную историю введением гаданий – Мантики. Они гадали по внутренностям животных, по печени, по полету птиц и т. д. и передали страсть к гаданиям римлянам. У них эту функцию выполняли особые жрецы – авгуры.

     Этруски верили в загробную жизнь, в покровительство  домашних богов – Гениев, Ларов и Пенатов. У этрусков была хорошо налаженная связь с греками. Греки даже назвали море, омывающее берега Этрурии, Тирренским, а самих этрусков называли Тирренами. В середине VII в. до н. э. этруски начали войну с греками, но очень скоро потерпели поражение. Стал возвышаться Рим. Каноническая легенда связывает возникновение Рима с древнегреческой историей, гибелью Трои. Один из защитников Трои, Эней, покинул захваченный греками город, и после скитаний по морям, высадился в Италии. Он женился на дочери местного царя Латина. Сын Энея, Асканий Юл, основал город Альба-Лонге, но был свергнут своим братом. Дочь свергнутого царя – Рею Сильвию, чтобы пресечь династию, сделали жрицей богини домашнего огня – Весты. Весталки до 30 лет обязаны были соблюдать обет безбрачия. Но Рея Сильвия родила от самого бога Марса двух близнецов. Убить её не решились, а младенцев отобрали и отнесли в лес, чтобы там убить. Но раб не выполнил царский приказ и оставил детей. Их вскормила волчица, потом пастухи подобрали двух братьев и назвали их Ромулом и Ремом. Когда братья подросли, они случайно убили царя, который когда-то приказал их убить, и восстановили на троне своего деда. Сами они ушли и основали новый город. При этом братья поссорились, и Ромул убил Рема. Так был основан Rоmulus, Roma, город Рим.

     Согласно  мнению известного историка I в. до н. э. Марка Теренция Варрона это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. Долгие годы эта легенда считалась недостоверной. Но всё же и сейчас в центре Рима стоит памятник Капитолийской Волчице. Последние раскопки подтверждают, что Рим возник в VIII в. до н. э. Следует учесть, что 21 апреля обычно отмечается и древнейший пастушеский памятник – Парилии. Дата основания Рима играет важную роль в истории культуры. Долгие столетия она служила точкой отсчёта для исторических дат. Существовало несколько культурных традиций для определения времени исторических событий. Религиозная, связанная с догматами Ветхого Завета, за отправную дату берёт время «от сотворения мира» Богом. Позднее, около IX в. н. э., её дополнила Новая традиция – «время от рождества Христова» – события, описываемого Новым Заветом, – I в. н. э. В нашей литературе это «время» называется «временем до нашей эры» и «временем нашей эры». Но наряду с этими, по сути религиозными, нормами, существовала чисто светская традиция, которая отсчитывала события «от времени основания Рима».

     Этруски занимают важное место не только в  истории Апеннинского полуострова, но и среди всех народов античности.

     Этруски не создали единого государства. Основой политической организации  этрусков был город-государство  (полис). Каждый из них был независимым, но они составляли некое политическое объединение – союз городов. В Этрурии существовал союз 12 городов, объединенных вокруг святилища богини Вольтумны в Вальсиниях. Состав конфедерации2, вероятно, в течение времени менялся, но количество городов (12) было неизменным. Когда этруски завоевали земли к северу и югу от собственно Этрурии, союзы городов возникли в Кампании и в долине По. Так же, как политического единства, не было и единства культурного.

     В этрусской культуре есть сходные черты с культурой древней Малой Азии. Самоназвание этрусков – расены – известно во многих сходных формах в диалектах Малой Азии. Этрусские обычаи, религия и художественная техника во многих деталях связаны с Востоком.

     Этрусское искусство представлено замечательными памятниками живописи, скульптуры и ремесленных изделий. Некоторые ученые считают, что оно не самостоятельно и представляет лишь провинциальный вариант греческого искусства, служившего ему образцом. Следует учитывать также влияние ближневосточного искусства. Нельзя не признать влияния греческого искусства, но в основе своеобразного искусства этрусков лежат автохтонные корни, и оно отражает талант и идеи древнего народа Тосканы.

      Оттого, что искусство какого-либо народа испытало внешние влияния, его значение не уменьшается. Конечно, прямое сравнение гуманистического и сдержанного искусства греков с грубоватым и жестоким искусством этрусков будет не в пользу последнего. Но если мы учтем, насколько разными были этические и эстетические идеалы этих народов, то поймем, насколько неуместны такие прямые сравнения, если их результатом является лишь оценочное суждение.

      Пластическое  искусство этрусков очень слабо  представлено в скульптурах и  барельефах, изготовленных из камня. Их художники предпочитали работать с глиной и бронзой.

     Происхождение этрусского портрета связано с верованиями. Портрет имел значение в погребальном ритуале: изображение, очевидно, призвано было помочь умершему в потусторонней  жизни. Первой ступенью были антропоморфные урны VII в. до н.э., потом урны с примитивными скульптурами на крышке и ручках. В конце этого пути стоят великолепные скульптуры III в. до н.э. из дерева, глины и бронзы, портреты с индивидуальной характеристикой изображенного.

     Возникновение этрусской письменности относится к VII в. до н.э., но большинство дошедших до нас надписей датируется IV-II вв. до н.э. Чтение их не представляет трудностей, так как этруски пользовались алфавитом греческого происхождения, но до сих пор этрусский язык не понят и содержание надписей не истолковано. 
 
 
 
 

 

2. ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО.

     На  протяжении нескольких веков Древний  Рим совершил эволюцию от полиса к  империи, а римлянин – от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Для гражданина характерны были непосредственные связи в системе община – гражданин, т.е. связи соучастия. Весьма большое значение имело то обстоятельство, что в Риме имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз – размер имущества и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии, его права и обязанности. Так, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать занять высокие должности, это было доступно только лицам с высоким цензом. Римский гражданин ориентировался на следующую систему ценностей: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Характерной и специфически римской была неразрывная связь свободы и экономической независимости: «жалованье делает человека рабом». Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан.

      Идеологию римлянина прежде всего определял  патриотизм – представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора,  
живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.

      Представляет  интерес римский идеал республики, к которому был близок Рим в  эпоху от окончательной победы плебса до середины I в. до н.э. Наиболее полную, хотя и приукрашенную, его характеристику дал историк Полибий. Он подчеркивает совершенство политического строя Рима, его «смешанное устройство», соединяющее элементы монархии3 (власть консулов4), аристократии (авторитет сената5) и демократии (право народного собрания принимать законы, решать вопросы войны и мира, выбирать магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль всех этих институтов, согласованность их действий, их зависимость друг от друга придают всему строю исключительную прочность и способность завоевывать другие народы и ими править. В итоге возникла мировая Римская империя.

      Эта мировая держава впитала в  себя многие культурные и технические  достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Хотя Рим требовал от индивида в духе древних традиций абсолютной социальной дисциплины, он не старался уничтожить индивидуальную оригинальность, а наоборот, стимулировал и одобрял любую инициативу в интересах империи. Все подданные империи зависели только от императора, ставшего верховным собственником земли, источником права и верховной апелляционной инстанцией, и заменившем в этом смысле римский народ. Благодаря службе в армии и бюрократическом аппарате имелись некоторые возможности продвижения по социальной лестнице, но они ограничивались сохранением сословного принципа и во многом зависели не только и не столько от реальных заслуг и способностей, сколько от покровительства императора и влиятельных людей, т.е. от умения льстить, интриговать, приспосабливаться. Таким образом, в отличие от гражданина для подданного определяющими стали связи в системе империя – подданный, т.е. связи подчинения. Этот переход от гражданина к подданному обусловил и соответствующую эволюцию системы ценностей, в которой произошло своеобразное смешение исконно римских ценностей с новыми ценностями, ориентированными на психологию подданного.

      Вместе  с социальной историей Древнего Рима происходила эволюция его религии от древнейшей общинной религии, в которой не было антропоморфных богов (их представляли в виде неопределенных сил), до христианства. Все исследователи римской религии отмечают, что введение культа Капитолийской троицы (Юпитера, Марса и Квирина, уже обладавших индивидуальностью и присущими им функциями) и сооружение Капитолийского храма были обусловлены консолидацией Рима как города и политикой царей этрусской династии, так же как сооружение храма Дианы на Авентине и Юпитера Латиариса было продиктовано переходом к Риму гегемонии в Латинском союзе; что триада Либора, Либоры и Цереры была плебейской, а культ Диоскуров всадническим; что в эпоху Республики и при Империи, несмотря на реформы Августа и императорский культ, римская религия чем далее, тем более перестает действовать на умы и души людей, и они в поисках новых форм общения с божеством, бессмертия души обращаются к восточным культам, мистериям, откровениям, астрологии, магии, к философии, сблизившейся с религией; что императоры, стараясь воздействовать на своих подданных, стремились сделать свою власть теократической. Таким образом, имеется зависимость между развитием социальных структур Древнего Рима и изменениями в религиозной сфере, статус которой был весьма высоким. Повышению социального статуса религии способствовали и поиски средств обретения духовной свободы, которые вели древнеримские философы, противопоставляя тело душе, материю – духу, мир – богу.

Информация о работе Культура Римской античности