Культура Римской античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Материалы Марцоботто указывают на то, что так характерная для римской культуры регулярность планировки поселений, была уже хорошо известна этрускам, так же как и строительство дорог, мостов и виадуков. Были даже изобретены подземные туннели для осушения переувлажненной земли или для строительства дорог, как, например, в окрестностях г. Вей.

Оглавление

Этрусская культура как пролог римской культуры…………..3
Особенности мировоззрения древних римлян.
Личность и государство…………………………………………….7

Культура республиканского Рима……………………………...9
Культура императорского Рима………………………………..10
Право, наука и искусство в Древнем Риме……………………13
Список использованных источников………………………….17

Файлы: 1 файл

К.Р. культурология.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

      Во II в. до н. э. процесс разорения и  обезземеливания мелких собственников  стал массовым явлением, которое пагубно отразилось на боеспособности государства. В те времена римское войско по сути дела представляло собой народное ополчение. Каждый гражданин, в зависимости от своего имущественного положения, был обязан идти на войну с собственным вооружением и при этом не получал никакого жалования — ему доставалась лишь доля военной добычи. Самых бедных граждан, не имевших денег на покупку оружия, на войну не брали; называли их пролетариями (от латинского слова proles — потомство), ибо от этих бедняков государству не было иного проку, кроме того, что они производили на свет потомство. Во II в. до н. э. Римская аристократическая республика была сотрясена мощными раскатами грома восстаний рабов в Сицилии и местного населения в Испании и Пергаме. Римским войскам лишь с великим трудом и далеко не сразу удалось совладать с этими грозными стихиями. Часть римской аристократии стала осознавать, сколь опасно для государства беспредельное увеличение числа рабов и быстрое сокращение количества мелких свободных собственников. Наиболее дальновидный и здравомыслящий из римлян Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. предложил ограничить размеры землевладения и наделить землей разорившихся римских граждан. Не только жалость к бездомным беднякам, но и страх перед массами рабов лежали в основе реформ Тиберия Гракха.

      В I в. до н. э. республиканский Рим был сотрясен не только мощным восстанием рабов в Италии под руководством Спартака, но и жесточайшими гражданскими войнами. С подлинно трагической яростью вспыхнули внутренние раздоры, и на арену политической деятельности вышло несколько явных претендентов на единовластие: в хаосе смуты выявилась неизбежность преобразования республики в империю. Дальнейшее развитие рабовладельческого способа производства и его интенсивное проникновение в ремесло вело к увеличению масс рабов в городах, поэтому для государства рабовладельцев сильная централизованная власть становилась необходимостью. 
Крепкая монархическая власть, хотя и облеченная сначала в республиканские формы, сумела на время укрепить основы рабовладения и упорядочить состояние государства. В условиях империи рабовладельческий способ производства получил возможность продлить свое благополучное существование, по крайней мере, еще на два века. 
К концу II в. рабовладельческий способ производства исчерпал свои возможности и вступил в состояние кризиса, что закономерно пагубно отразилось на общем положении государства.

      С III в. императорский Рим, пропитанный  кровавыми смутами, переживает тяжелый  период медленного заката, который  завершается в V в. его погружением  в мир варварства, где в дальнейшем феодализм неторопливо поднимется на сцену истории.

 

 

Право, наука и искусство в Древнем  Риме

      Первоначальное  образование было до известной степени распространенно в Риме: умение читать, писать, считать было не редкостью среди   самых   простых  граждан,  араб – управитель сколько-нибудь значительного   поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка.

      Римские  трагедии  и  комедии  как   чисто литературные произведения были долгое время переделками с греческого. Трагедии   были  в  меньшем   почете, чем комедии. Содержание трагедий заимствовалось у мифов, комедий – из жизни. Оно было      бедно  и   однообразно:  почти  всегда  действие  вращается  около  любви   или,  точнее,  влюбленности,   страстной, глубокой и вместе с тем приторной и т.п.

      От  древних римских писателей до нас дошли лишь незначительные отрывки. Первым    римским  автором   был   Ливий  Андроник   (приблизительно   272-207). Занимался   обучением  детей  и  перевел – первоначально  как  учебное  пособие – “Одиссею”. Затем он составил первое драматическое произведение  на  латинском языке, которое было представлено в 240 году.

      Значительным  писателем  является Тит Макций Плавт (254-184). До нашего времени дошла 21 комедия Плавта.

      Несколько     позже   стихотворных  произведений  появилась   прозаическая литература. Она   имела   меньше   представителей,  пользовавшихся,  тем не менее, большим почетом, чем   сочинители  трагедий  и  комедий.  В  противоположность авторам этих последних  прозою писали исключительно римляне, знатные и люди, занимавшие высоко положение в государстве.

      В 219 г. появился в Риме  первый  греческий  врач   и  быстро прославился, в след    за  тем  медицина и  лечение  стали  делаться  своего  рода  модой,  и  Катон попытался   собрать   в   небольшую  книжку   те  советы по медицине, которые он считал    исконно    латинскими    и   противопоставлял   новомодным,   греческим.

                Римская    литература   3   века     заслуживает,    при всех своих недостатках, полного внимания за то,  что   она  стремилась   перенести  в  свою  родину чудное дерево греческой поэзии.  Надо   признать   заслугою  и  то,   что римские писатели подражали      преимущественно     несовременным   им   писателям,  а   писателем сравнительно   уже   старым,   но    более    талантливым.   С   этой   точки    зрения деятельность Невия, Энния, Плавта заслуживает  высокой   оценки,   но  нельзя  не признать,     что     самый   дух    греческой   поэзии   стоял  в   слишком    большом противоречии  со всею предшествовавшею жизнью римской общины, с тем духом, который ее ранее   оживлял.  И  поэтому   вполне   понятно,  что находились люди, боровшиеся против этого эллинского  влияния.  Во  главе  их   был   Катон. Ему не удалось остановить наплыва  тех  идей,  которым  он  не сочувствовал, но в борьбе против них этот  типичнейший   представитель  римской  национальности   все так сделал  великое    дело:  он   положил     основание   той     латинской прозаической литературе, которая в последствии доставила римскому имени новую    славу.   

          Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

         Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах.

Правоспособность  римского гражданства в области  частного права слагалась из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и право торговать, совершать сделки, а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

               Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников. Последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области  налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.

           Дееспособность человека всегда  и везде, прежде всего, зависит  от возраста, так как понимание  смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или  иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: (до 7 лет) - вполне недееспособные; (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна, которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).               Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо.

            Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только  в пределах полученного обогащения.

       Следующую ступень возраста составлял  период с 14 (для женщин с  12) до 25 лет. В этом возрасте  лицо было дееспособно 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованных источников 
 
 

  1. Ильина  Т.В. История искусств: Пособие для  вузов. М., 1993;
  2. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1995. С. 174-194, 562-573.
  3. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996.

Информация о работе Культура Римской античности