Византия: специфика типа культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Три этапа культуры Византии………………………………….………4
1.1 Ранний этап IV - середина VII века………………………………..….4
1.2 Средний этап в истории культуры Византии (VII - IX вв.)…….……8
1.3 Поздний этап в истории культуры Византии (X - XV вв.) …….…..11
2. Социально-политическая культура Византии …………………23
2.1.Государственное устройство…………………………………………23
2.2. Материальная культура Византии………………………………….24
Заключение………………………………...……………………………...26
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М.Ф. Решетнева» 

Кафедра рекламы и культурологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по культурологии на тему

    «Византия: специфика типа культуры» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                          Выполнил: студент гр. ФКЗУ 91/1

                                                     Шпанагель Дания Викторовна

                                             Проверил: Виноградова А.И 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Красноярск 2010

 

      Оглавление 

      Введение……………………………………………………………………3

      1. Три этапа культуры Византии………………………………….………4

      1.1 Ранний этап IV - середина VII века………………………………..….4

      1.2 Средний этап в истории культуры  Византии (VII - IX вв.)…….……8

      1.3 Поздний этап в истории культуры  Византии (X - XV вв.) …….…..11

       2. Социально-политическая культура  Византии …………………23

      2.1.Государственное устройство…………………………………………23

      2.2.  Материальная культура Византии………………………………….24

      Заключение………………………………...……………………………...26

      Список  использованной литературы……………………………………27 
Введение 

      Византия - государство, которое внесло большой  вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

      Византийская  империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.

      На  берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.

      Поэтому культура Византии является интереснейшим  культурно- историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

      В истории культуры Византии выделяют три этапа:

      ранний (IV - середина VII века);

      средний (VII - IX века);

      поздний (X - XV века).

      В истории европейской, да и всей мировой  культуры византийской цивилизации  принадлежит особое место, для нее  характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы

 

       1.Три этапа культуры Византии 

      ранний (IV - середина VII века);

      средний (VII - IX века);

      поздний (X - XV века). 

      1.1.Ранний  этап IV - середина VII века 

      1Первые столетия  существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма. Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.

      Формирование  неоплатонизма совпадает с зарождением  христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

      Важнейшими  темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:

      Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущность Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.

      Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.

      Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.

      Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

      Основные  христианские догматы, в частности  Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

      Византийскую  литературу представляют различные  жанры: народная эпическая поэма, апокрифы, гимны, жития святых, летописи, акафисты, проповеди, письма, басни и т.д.

      В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм

      Другая  концепция всемирной истории  – христианская, основанная на Библии, берет свое начало в работах Евсения Кесарийского и Аврелия Августина. Борьбу с язычеством и античной культурой продолжил ритор Иоанн Златоуст. Борьба античной и христианской идеологии проходит через всю историю Византии раннего периода. Это можно проследить и в творчестве Георгия Писиды – последнего выдающегося поэта этой эпохи.

      Ареной  борьбы античных традиций и христианства было классическое образование. Дольше, чем в других науках, сосуществовали античные традиции в науках, естественных. В ранней I Византии происходил процесс постепенного переосмысления и совершенствования позитивных научных знаний, накопленных античностью.

      Расцвет византийского искусства раннего  периода связан с укреплением  могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.

      Базилика  отличается простотой плана: это  вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, нефы (греч, "корабль"), число которых достигало 3 или 5. Все храмы ориентировались на восток, так как там, по представлению христиан находился Иерусалим - центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объему примыкает полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарем - священной частью храма. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним видом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела красивые интерьеры. Они украшены облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями на стенах, роскошными предметами декоративно-прикладного искусства.

      Наивысшим достижением византийской архитектуры  стал собор Святой Софии в Константинополе (532-537), соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм "премудрости Божией" воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. От них требовалось выразить "непостижимость и неизреченность" христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Они сумели соединить в этом храме впечатляющую монументальность, чистоту и строгость линий античной архитектуры. Здесь торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.

      Отныне  здесь стали проводить императорские  церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

      Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден  с Босфора. Гармоничный и величавый  храм св. Софии оставил большой  след во всемирной архитектуре.

      Другой  шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому  храму принесли его  знаменитые мозаики не  только церковного, но и светского характера, в частности  изображения  императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными чертами, цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

      Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в  Византии стали впервые применять не естественные, а стеклянные сплавы, окрашенные минеральными красками, так называемые смальты, с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. 

      Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или  сферической поверхности стен, а  от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающее благодаря свету горящих в храме свечей.

      Мозаичисты  Византии пользовались широким красочным  спектром: от нежно - голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. 

      В прикладном искусстве Византии в  меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление  средневекового  миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах  художественного  выражения.  Вместе  с  тем  и сюда проникали постепенно художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере,  чем в  Западной Европе,  сыграло свою  роль воздействие варварского  мира.

      Мировое признание в этот период получили произведения прикладного искусства  Византии — ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, из цветного стекла. Византийские художники в области описи, мозаики, мелкой пластики, ювелирных изделий, эмалей, гей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов.

Информация о работе Византия: специфика типа культуры