Византия: специфика типа культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Три этапа культуры Византии………………………………….………4
1.1 Ранний этап IV - середина VII века………………………………..….4
1.2 Средний этап в истории культуры Византии (VII - IX вв.)…….……8
1.3 Поздний этап в истории культуры Византии (X - XV вв.) …….…..11
2. Социально-политическая культура Византии …………………23
2.1.Государственное устройство…………………………………………23
2.2. Материальная культура Византии………………………………….24
Заключение………………………………...……………………………...26
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

      Рационалистические  тенденции у византийских философов  и богословов так же, как и у  западноевропейских схоластов XI—XII вв., проявлялись, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI—XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI—XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.

      Еще дальше по пути рационализма пошел  последователь Пселла Иоанн Итал (2-я пол. XIв.). Он отрицал чудеса и  бессмертие души, но учил, что люди воскреснут в том облике, которым они обладали при жизни. Итал первым начал трактовать теологические проблемы с позиций разума, противопоставлять вере разум и логику. В 1082 г. он был обвинен церковью в ереси, осужден и предан анафеме.

      Все представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. Но их деятельность не пропала даром — она подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии.

      Идеи  рационалистов оказали заметное влияние на развитие мировой философии, в том числе на западноевропейскую схоластику Свободомыслие византийских философов, их попытка освободить философию от богословия, объяснить церковные догматы с помощью логических категорий прокладывали путь идеалам Ренессанс и подготовили почву для появления гуманистических идей в Византии в XIII — первой половине XV вв.

      В литературе обнаруживаются тенденции  к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу, и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.

      В византийской литературе XI—XII вв. происходит смена жанров — классическое житие святых заменяется светской повестью, всемирные исторические хроники мемуарами и аналитическими трудами историков.

      К жанру мемуаров принадлежат «Советы  и рассказы» византийского полководца XI в. Кекавмена. Книга предназначалась  сыну, советы ему проникнуты предельным практицизмом в отношении к людям, неверием в дружбу, предубеждением к женщинам. «Опасно бороться с женщинами, еще опаснее дружить с ними. Нужно больше беречься друзей, чем врагов».

      Важное  место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Особой популярностью в Византии и за ее пределами пользовалась поэма о подвигах Василия Дигениса Акрита, его приключениях и отношениях с женой, созданная на основе народных песен воинов. Литературоведы ставят эту поэму в один «Песней о Роланде», самого популярного произведения в Западной Европе XIв.

      XI—XII вв. в византийском обществе возрастает  интерес к культуре Востока.  На греческий язык переводятся  рассказы из индийского сборника  сказок «Панчатантра» (III—IV вв.) (ранее  сборник был переведен на арабский язык, а с арабской версии на греческий с новым названием («Стефанит и Ихнилат»)). В жанре сказок басен с чудесами, происходящими в зверином царстве с главным действующими лицами — шакалами (имена шакалов и дали название сборнику), ставятся общечеловеческие и философские проблемы, формулируются нормы поведенческой этики. В XIIIв. были сделаны переводы этого сборника на русский, еврейский, латинский и другие языки.

      В XII в. византийский филолог Михаил Андреопул  перевел с сирийского «Книгу о Синдбаде», почерпнутую также из «Панчатантры», известную в греческой версии под названием «Книга Сантипы». Рассказы из «Книги Сантипы» пользовались большой популярностью в Византии и странах Европы, вошли в «Деяния римлян» и в «Декамерон» Боккаччо, в средневековую литературу ряда европейских стран.

      Светское  образование переживает расцвет  в XI – XIIвв. В XIв. в Константинополе  возродился университет — государственное  учебное заведение. В 1045 г. здесь был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники, где преподавали римское право, латынь, Византии скую юриспруденцию. На философском факультете изучались труды античных ученых, логика, риторика, естественные науки. Высшая школа в Константинополе просуществовала до 1204 г. В конце XI XII вв. Константинополь утратил монополию на образование, и высшие школы стали появляться в других крупных городах империи

      В церковной архитектуре базилика как форма культурного здания в виде удлиненной трехнефной постройки отживала свой век. Ее место стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-купольной архитектуры было долгим и сложным процессом от VI в., когда был создан шедевр купольной архитектуры - София Константинопольская, до  X в. Появление крестово-купольной архитектуры было связано с изменением общественных отношений и эстетических представлений в империи.

      Новые тенденции появились и в изменении  социального содержания архитектуры. Происходит сокращение масштабов храма. Одновременно храм растет в высоту: изменяются пропорции здания - вертикаль становится преобладающей идеей, устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение культовому зодчеству.

      Широко  начали применять облицовку фасадов  разноцветным камнем, кирпичным узорочьем, декоративным чередованием слоев красного кирпича (плинфы) и белого раствора, яркие изразцы в виде фризов. Цвет создавал совершенно новый художественный облик храмов. Этот новый стиль сложился в XI в., но достиг своего апогея в XII в.

        В течение двух столетий происходит  детальнейшее развитие основных  черт нового стиля. Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма, усиливается воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций, колонны в храме делаются тоньше, удлинятся барабан купола - он становится легким, стройным, с множеством вертикальных членений, с окнами, усиливающими эффект освещения. Во внутреннем пространстве храма зодчие стремятся к достижению большого единства. Наблюдается строгая центричность и повышение подкупольного пространства, красота храма ныне во многом определяется его устремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении храма порой появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов, светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI-XII вв. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочная ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым  наружным обликом зданий предшествующего времени.

      5К XI в. относятся такие прославленные памятники архитектуры и живописи, как храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и монастырь Дафни близ Афин. Собор монастыря Хосиос Лукас – это огромный пятинефный храм, над которым возвысился купол, покоящийся на низком барабане. Благодаря обширному нарфику храм имеет форму, удлиненную с запада на восток. Большое число оконных проемов создает при солнечном освещении контрастную игру света и тени. Византийские зодчие достигли в этом соборе гармонии внешнего вида и внутреннего убранства. Строгость архитектурных форм, сохранявших античную монументальность, в соединении с чертами нового стиля, нарядность карнизов и резных капителей, применение облицовки мраморами пастельных тонов - все это создает впечатление простоты и торжественности.

      Храм  монастыря Дафни близ Афин (конец  XI) меньше, чем собор Хосиос Лукас, но, быть может, именно это придает ему особую цельность и гармонию. Он более чем его предшественник, устремлен ввысь, менее монументален и громоздок. Пропорции храма Дафни отличаются стойкостью и пластичностью. Наружный вид здания строг и выразителен. Его декор не перегружен деталями, но одновременно и достаточно наряден. Широко применяется украшение купола, оконных проемов, апсиды маленькими полуколоннами, полукруглыми арками, и узорчатой кладкой. Сохраняя античные архитектурные основы, этот храм показывает в то же время усиление влияния нового стиля в византийском зодчестве.

      Новые черты архитектурного стиля проявились в небольшом храме Неа-Мони на Хиосе (середина XII в.). Этот храм, необычайно красиво вписанный в окружающую природу, отличается строгой центричностью в соединении с подчеркнутой вертикальностью, устремленностью ввысь, единством архитектурных форм. Все эти памятники по ясности и выразительности композиции, новизне архитектурной концепции, совершенству ее претворения в жизнь представляют собой выдающиеся явления в византийской, а может, и во всей средневековой архитектуре.

      О светской архитектуре X-XII вв. мы узнаем преимущественно из литературных памятников и описаний современников. В этот период непрерывно шло строительство и украшение императорских дворцов в Константинополе. Комплекс Большого дворца, раскинувшийся на берегу Мраморного моря, постоянно разрастался, отделывался цветными мраморами и мозаиками, что придавало ему все большую парадность и праздничность.

      Дворцы  аристократов и богатые дома горожан  и провинциальной знати возводились по всей империи. Представление о дворце провинциального владетеля дает нам описание имения Дигениса Аркита в поэме о его подвигах. Дворец представлял собой прямоугольное строение из тесаного камня и был украшен колоннами, кровля сверкала мозаикой, а полы выложены полированным камнем. Описания светской архитектуры встречаются и в византийских романах XIIв., и в исторической эпистолярной литературе. До XIII в. византийскую архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в средневековом мире. Она оказала влияние на широкий ареал стран - Болгарию, Сербию, Русь и в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными достижениями.

      С X-XIвв. в искусстве господствует пышная декоративность. Торжественный монументализм все чаще соединяется с усложненной символикой. Художник стремится освободиться от излишних, докучливых деталей, не раскрывающих, по его мнению, основной идеи произведения. В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая симметрия, спокойная, торжественная уравновешенность линий и движений человеческих фигур на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное искусство приобретает вневременный и внепространственный характер. Абстрактный золотой фон, столь любимый византийскими мастерами, заменяет реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую функцию: он призван, как бы отгородить отвлеченное изображение того или иного явления от живой деятельности окружающего мира. Стилизованные архитектурные ансамбли, фантастические пейзажи фона делают все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество художника приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией и церковным авторитетом, а порывы индивидуальных творческих исканий мастера подчинены нивелирующему действию канона.

      К Хв. в живописи, окончательно складывается иконографический канон - строгие правила изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой создание устойчивой и неизменной иконографии.

      6В XIв. в византийской живописи происходит эволюция в сторону развития линейного стиля, появляется сухость в трактовке образов, особая сдержанность поз и самоуглубленность в выражении лиц. В монастыре Хосиос Лукас в Фокиде  многофигурные росписи заполняют стены огромного храма; большеголовые и большеглазые, тяжеловесные фигуры святых аскетов фронтально обращены к зрителю, они сосредоточенно суровы и неподвижны и являют идеал величавого покоя. Жесткие сухие линии, плоскостная трактовка, сумрачные тона, суровый аскетизм придают им известную архаичность, они близки к мозаикам провинциального круга, к Софии Салоникской и Софии Охридской (XI в.). Линейный элемент господствует и в мозаиках Нового монастыря (Неа-Мони) на о. Хоисе (1042-1056). Обширный мозаичатый цикл поражает единством, он смотрится как целостное художественное произведение, не перегруженное деталями. Влияние монашеской эстетики ощущается весьма явственно: в сухих, строгих, аскетических лицах восточного типа, удлиненных пропорциях фигур, в ярком колорите, где преобладают контрастные тона. В отличие от мозаик монастыря Хосиос-Лукас здесь, однако, фронтальная неподвижность порою меняется резкими, взволнованными движениями, выражающие смятения чувств.

      Вторая  половина XI в. и весь XII в. - высочайший расцвет искусства. Стилизованная линия делается тонкой, абстрактной, контуры фигур становятся легкими, воздушными, движения выглядят более естественными, в колористической гамме наряду с плотными, определенными красками, близкими к эмалям, появляются переливчатые тона, сообщающие изображениями ирреальность, сияние; цвет и свет сливается в общей гармонии. Лиризмом проникнуты сцены из жизни Марии: в них и трогательная нежность в изображении сцен детства и юности, и напряженный трагизм в сценах страданий. В композиции «Упреки Иосифа» в поникшем силуэте Марии, ниспадающем ритме складок и плавных движениях переданы ее печаль и смущение, в резких движениях Иосифа — его гнев. Вводится динамичный пейзаж, который рождает впечатление некоторой воздушности фона. Причудливая архитектура, горки и деревья объединены с фигурами людей тончайшим ритмом линий. Дополнительные тона придают насыщенность нежно-розовым,  пурпурным, фиолетовым, светло-зеленым краскам, определяющим очарование этого ансамбля.

Информация о работе Византия: специфика типа культуры