Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:42, реферат

Краткое описание

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

Оглавление

1. Культура Византии 2
2. Особенности развития культуры эпохи Средневековья 4
3. Художественная культура Средневековья 6
4. Русская культура эпохи Средневековья 10
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 42.37 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

1. Культура Византии                                                                       2

2. Особенности развития  культуры эпохи Средневековья              4

3. Художественная культура  Средневековья                                   6

4. Русская культура эпохи  Средневековья                                      10

Список литературы                                                                           13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура Византии

 

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) — Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) — происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, "золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего  существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской  мысли, серьезные успехи в области  образования. В период Х—ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции  в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой  сплав идей эллинистического неоплатонизма  и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник "абсолютной красоты". В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. — вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные  времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных  пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и  восточных элементов в различных  сферах материальной и духовной  жизни общества при господствующем  положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной  степени традиций античной цивилизации;

3) Византийская империя  в отличие от раздробленной  средневековой Европы сохранила  государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на  различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия  от католичества, что проявлялось  в своеобразии философско-богословских  воззрений православных теологов  и философов Востока, в системе  христианских этических и эстетических  ценностей Византии.

Признавая свою культуру как  высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных  влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для  византийской культуры, особенно отчетливо  проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией  римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой  культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур. 

 

  1. Особенности развития культуры эпохи Средневековья

 

Средневековая культура - европейская  культура в период с V в. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V-Х1 вв.; средневековая культура XI-XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV-XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

Материальную основу средневековой  культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья  представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители ("третье сословие", народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на "тех, кто работает" и "тех, кто воюет". Средневековье — это эпоха многочисленных войн. Только "крестовых походов" (1096—1270) официальная история насчитывает восемь.

Средневековью свойственно  объединение людей в различные  корпорации: монашеские и рыцарские  ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких  корпораций прежде всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям). В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем.

Доминантой духовной жизни  Средневековья являлась религиозность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института  культуры. Церковь выступала и  как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь  могла лишь "обмирщаясь", а развивать  культуру можно было только путем  углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Августином "Блаженным" (354—430) в его работе "О граде Божьем" (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построенной на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин выдвинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных вида деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга.

Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом(1285—1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.

Средневековая наука выступает  как осмысление авторитета данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и  логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало формированию системы образования (XI-XII вв.). Появляется большое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стимулом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются высшие школы, а затем и университеты. Первые университеты появились в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднего Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязательными четырьмя "классическими" факультетами: искусств, теологии, права и медицины.

В позднее Средневековье  Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных  и ветряных мельниц, разработка новых  конструкций подъемников для  строительства храмов, появление  первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились медицинские опыты.

Менялась и духовная жизнь  общества; художественная литература приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская  литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талантливые произведения как французская поэма "Песнь о Роланде" и немецкая - "Песнь о Нибелунгах". Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери (1265— 1321) в "Божественной комедии". В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный городской европейской жизнью готический стиль.

Средневековая культура позднего периода выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод  можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры. 

 

  1. Художественная культура Средневековья

 

Каждая культурная эпоха  имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и  обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей  в обществе и т. д. Все перечисленные  представления средневековой эпохи  были сформированы христианским вероучением  и христианской церковью. Огромным было воздействие христианства и  религиозного мировоззрения на средневековое  искусство.

Само оживление культурной жизни первоначально выразилось в том, что, начиная с Х века, в западноевропейской художественной культуре утверждаются новые эстетические нормы и взгляды. Первой формой собственно средневековой эстетики становится романский тип художественного  мировосприятия, который отражал  время феодальной раздробленности. В Х веке художественная культура Средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который  получил название романского. Стиль "в манере римлян" подразумевал использование в средневековой  архитектуре некоторых черт архитектуры  и строительных приемов римлян.

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей  при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры  в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц  становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели  массивные стены и узкие окна. Главными типами сооружений в романскую  эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Информация о работе Культура Византии