Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:11, реферат
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.
Введение____________________________________________________________2
2. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. _____________________4
3. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.____________________8
4. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. ____________________11
5. Заключение. ________________________________________________________16
6. Используемая литература. ___
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА
РУКОВОДИТЕЛЬ
должность, уч. степень, звание | подпись, дата | инициалы, фамилия |
РЕФЕРАТ |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ |
по дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ |
КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)
СТУДЕНТ(КА) ГР. | 4019з | 25.05.11 | Петрова Ю.В. | ||
подпись, дата | инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
2. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. _____________________4
3. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.____________________8
4. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. ____________________11
5. Заключение. ______________________________
6. Используемая литература. ______________________________
1. ВВЕДЕНИЕ
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке - в Византийской империи.
На
берегу Босфора императором
Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.
Если
пытаться отделить византийскую культуру
от культуры Европы, Переднего и Ближнего
Востока, то наиболее важными будут следующие
факторы:
· В
Византии была языковая общность (основным
языком был греческий);
· В
Византии была религиозная общность
( основной религией было христианство
в форме
· православия);
· В
Византии при всей многоэтничности, существовало
этническое ядро, состоящее из греков.
· Византийскую
империю всегда отличали устойчивая
государственность и
Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их “варварами”).
Процесс
развития Византии был не прямолинейным.
В нем были эпохи подъема и
упадка, периоды торжества
Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
В истории культуры Византии выделяют три этапа:
ранний (IV - середина VII века);
средний (VII - IX века);
поздний (X - XV века).
Как известно, Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен, и получил название Константинополь.
В
истории европейской, да и всей мировой
культуры византийской цивилизации
принадлежит особое место, для нее
характерны торжественная пышность,
внутреннее благородство, изящество
формы и глубина мысли. В течение
всего тысячелетнего существования Византийская
империя, впитавшая в себя наследие греко-римского
мира и эллинистического Востока, представляла
собой центр своеобразной и поистине блестящей
культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия
по уровню развития образованности, по
напряженности духовной жизни и красочному
сверканию предметных форм культуры, несомненно,
находилась впереди всех стран средневековой
Европы.
2. Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.
Формирование
неоплатонизма совпадает с
Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:
- Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
- Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
- Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
- Халкедонитство:
Халкедониты проповедовали те идеи, которые
впоследствии стали главенствующими:
единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность
и нераздельность божественного и человеческого
во Христе.
Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовало ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения : одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатонической философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.
В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.
Расцвет
византийского искусства
Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.
Отныне
здесь стали проводить
Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.
Мировую
славу приобрели мозаики
Информация о работе Культура Византии и ее значение для Европы