Культура Византии и ее значение для Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:11, реферат

Краткое описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

Оглавление

Введение____________________________________________________________2
2. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. _____________________4
3. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.____________________8
4. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. ____________________11
5. Заключение. ________________________________________________________16
6. Используемая литература. ___

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

 
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА

РУКОВОДИТЕЛЬ

         
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия
 
РЕФЕРАТ

КУЛЬТУРА  ВИЗАНТИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЕВРОПЫ

по  дисциплине: КУЛЬТУРОЛОГИЯ
 
 

КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)

СТУДЕНТ(КА) ГР. 4019з   25.05.11   Петрова Ю.В.
      подпись, дата   инициалы, фамилия
 

Санкт-Петербург 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение____________________________________________________________2

      2.   Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. _____________________4

      3.   Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.____________________8 

      4.   Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. ____________________11 

      5.   Заключение. ________________________________________________________16

      6.   Используемая литература. ____________________________________________17 

1. ВВЕДЕНИЕ

     Византия - государство, которое внесло большой  вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой  культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

     Византийская  империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке - в Византийской империи.

     На  берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый  Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она  пришельцам с Запада, Востока и Севера.

     Географическое  положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

     Если  пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:  

· В  Византии была языковая общность (основным языком был греческий); 

· В  Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме  

· православия); 

· В  Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. 

· Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.  

     Это все, конечно, не исключает того, что  византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их “варварами”).

     Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и  упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

     Поэтому культура Византии является интереснейшим  культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

     В истории культуры Византии выделяют три этапа:

ранний (IV - середина VII века);

средний (VII - IX века);

поздний (X - XV века).

     Как известно, Византия образовалась из восточной  части Римской империи. Центром  нового государства стал город Византия, который был перестроен, и получил название Константинополь.

     В истории европейской, да и всей мировой  культуры византийской цивилизации  принадлежит особое место, для нее  характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество  формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы. 

2. Ранний этап в  истории культуры  византии IV - VII вв.

     Первые  столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.

     Формирование  неоплатонизма совпадает с зарождением  христианства, с разложением и  упадком Риской империи. В целом  для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

     Важнейшими  темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его  месте в Троице, о смысле человеческого  существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:

- Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.

- Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.

- Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.

- Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе. 

     Основные  христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

     Формирование  христианства как философско-религиозной  системы было сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовало ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клеймо язычества, приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения : одно - радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния неоплатонической философии и христианского богословия, который завершается поглощением неоплатонизма христианством.

     В патриотической литературе ранневизантийской  эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где  закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

     Расцвет византийского искусства раннего  периода связан с укреплением  могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.

     Стиль византийской архитектуры складывался  постепенно, в нем органично совмещались  элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным  сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

     Отныне  здесь стали проводить императорские  церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена  идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

     Другой  шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

     Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.

Информация о работе Культура Византии и ее значение для Европы