Введение
1.Культура как предмет философского анализа
2.Культура и человек
3.Общество и культура
4.Понятие цивилизации Заключение Рекомендуемая литература
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаютсямногие науки (история, археология, искусствоведение...), не существует единого определения того, что можно называть культурой. Современное научное определение культурысимволизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы и служат дляупорядочения опыта и регулирования поведения ее членов. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Как философская категория «rкультурам относится к таким научным абстракциям, которые, по Марксу, «имеют силу для всех эпох». И так как культура позволяет проникнуть всущность исторического процесса, раскрыть специфику общественного развития по отношению ко всей объективной реальности, то она является всеобщей социально-философской категорией, заключающей в себе весьма важную характеристику целостной исторической реальности.
1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Культура (лат. cultura— возделывание, воспитание, образование) — в первоначальном понимании — обработка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной дляудовлетворения человеческих потребностей В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способностейчеловека: соответственно существуют культура тела, культура души и духовная культура личности.
В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений социальной жизни в отличие от проявления жизни в биологическом ее понимании. Поэтому культура — этоспособ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разноо6разии определений культуры можно выделить то, что объединяетбольшинство из них: понимание культуры как системы вне
биологических механизмов (норм, приемов и т. п.), которые программируют и регулируют деятельность людей в любойее форме.
Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Западныеисследователи насчитывают в мировой литературе не менее трехсот определений культуры. Причина я том> что существует очень много мировоззренческих позиций (и дажеразных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.
Однако культура представляет интерес для философии не в своих частных проявлениях, не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом,человеком, а как всеобщая характеристика мира как целого. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности иуниверсальности человеческого развития. Для философа способность мира как бы «излучать» из себя человеческий смысл характеризует его как явление культуры
- С точкизрения философии, культура есть весь мир>в котором человек находит себя. Культура, вместе с тем, отдельно от человека существовать не может, поскольку она теряет своюценность и лишается возможности развития; а человек, создавая культурные ценности, сам формирует у себя новые, более возвышенные идеалы. Тем самым происходитразвитие культуры и человеческого общества, повышение его духовности и укрепление нравственных ценностей.
Культура, как и всякий процесс, происходящий в человеческом обществе, может существовать только в непрерывном развитии, которое обусловливается наличием двухполярных сторон: традиционной и творческой. Традиционная сторона заключается в уже накопленных предыдущими поколениями человечества и устоявшихся правилах,канонах, духовных ценностях, которые лежат в основе культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры,которая является необходимым условием для ее развития.
Человек, используя уже накопленные культурные ценности, может анализировать их, выделять существенные стороны п, обобщая полученные знания и опыт, может создаватьновые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого процесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и самразвивается, проводя через свое сознание духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества происходит рождение новыхчерт культуры, а накопление достаточно больших изменений приводит к появлению новой культуры и нового идеала человека.
Субъект культуры — человек, который сохраняет, творит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, котораяпредставляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.
Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, формирования человека как общественного существа. Накопленныеобществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, созданныечеловеком, в отличие от природных вещей и явлений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества. Его величина определяет степеньразвития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и материальные ценности предыдущих поколений, способен развивать себя и свою культурулучше, и укреплять тем самым стабильность общества, повышая его культуру. Общество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное,регрессирующее существование. Накопленные ценности способствуют более глубокому и широкому прониканию культуры в общество, ее распространению и твердомузакреплению в сознании человека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое главное и обращать в свое внутреннеесознание.
При этом следует различать материальную и духовную культуру, не .противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным, но вместе с тем и то и другое являетсякультурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда естьвоплощение идей, знаний, целей человека, что тол