Соотношение понятий "культура", "цивилизация" и "общество"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:48, реферат

Краткое описание

Наряду с понятием «культура» в науке и в жизни часто употребляется понятие «цивилизация». Мы постоянно чита¬ем в газетах, слышим по радио и телевидению рассуждения о том, что России предстоит войти в русло мировой цивили¬зации, что мы все еще не достигли определенного цивилизационного уровня, что у нас начался наконец цивилизационный процесс и т. д. Очевидно, что проблема цивилизации приобрела остроту и осмысление ее идет не только на теоре¬тическом уровне, но и на уровне обыденного сознания.

Оглавление

Введение 2
Понятие «культура» 3
Понятие «цивилизация» 4
Понятие «общество» 5
Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество» 6
Заключение 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

реферат на сдачу.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Наряду  с понятием «культура» в науке  и в жизни часто употребляется понятие «цивилизация». Мы постоянно читаем в газетах, слышим по радио и телевидению рассуждения о том, что России предстоит войти в русло мировой цивилизации, что мы все еще не достигли определенного цивилизационного уровня, что у нас начался наконец цивилизационный процесс и т. д. Очевидно, что проблема цивилизации приобрела остроту и осмысление ее идет не только на теоретическом уровне, но и на уровне обыденного сознания.

     Интерес к проблемам цивилизации вызван тем, что наша страна переживает переломный исторический период, когда формируются новые общественные отношения, определяются цели и идеалы будущего, идет активный поиск взаимоотношений со странами Востока и Запада, определяется место России в мировом историческом процессе. Все эти и многие другие актуальные проблемы тесно связаны с пониманием цивилизации.

     В разные времена понятия «культура», «цивилизация», «общество» воспринимались по-разному.

     Проблема  соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа  этой проблемы в том, что оба понятия — как «цивилизация», так и «культура» — имеют множество значений. Если культура – это традиции, нормы и обычаи, которые переносятся на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его образование и тем самым организуют социальный опыт, то возникает вопрос: чем культура отличается от общества? Обычно культуру рассматривают как часть общества наряду с производством, политикой и т.д.  
 

Понятие «культура»

     Понимание культуры Э. Б. Тайлором и другими  близкими к нему исследователями  развивается и уточняется в современных, в том числе и деятельностных подходах к культуре, для которых важнейшим является то, что культура – это совокупность способов и продуктов человеческой активности. Вполне современно и семиотическое или информационно–семиотическое понимание культуры как мира знаков и символов, как социальной информации, сохраняемой и накапливаемой в обществе (А. С. Кармин), как «символической реальности» (Л. Уайт).

     В каждом из этих представлений и пониманий  фиксировано нечто существенное для культуры. Однако, пожалуй, только у Тайлора (неявно) и у просветителей (очевидно) присутствует момент понимания культуры как особой неприродности. Это немаловажно. Уже у древних римлян, кроме противопоставления природе, в слове «культура» содержался смысл «возделанности» – улучшения, совершенствования. А по отношению к человеку и обществу – не просто «возделанности», а культивирования с позитивной, а не любой направленностью. При объективистском, позитивистском подходе к культуре (в стремлении сделать культурологию наукой подобно другим наукам) этот смысл ускользает, затеняется, если вообще удерживается. Совсем исчезает при этом то, что постепенно проявилось и закрепилось в понятиях «культура» и «культурность», – смысл гуманности, очеловеченности, деятельности ли, информации ли, если речь о культуре. То есть о культуре, в которой (по мысли Маркса), как и в отношении мужчины к женщине, наглядно проявляется то, «в какой мере человек стал для себя человеком», и «обнаруживается, в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой». 
 

Понятие «цивилизация»

     Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация,  современная цивилизация. 3) Определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган,  Ф. Энгельс) . Понятие "Цивилизация" появилось в 18 веке в тесной связи с понятием "культура" . Французские философы-просветители называли цивилизованным общество,  основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие "цивилизация " употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций. Каждый автор проводит это деление по своим основаниям - хронологическим, пространственным, религиозным и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история  культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат. У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются также продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число  людей. Таким образом, цивилизационный подход  – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

     Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы  культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» картина развития общества. Слабые стороны: 1) наличие множества оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств; 2) изначальная направленность "цивилизации" на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и объединений.

Понятие «общество»

     В повседневной речи понятие «общество» имеет множество значений. В социологии это понятие уточняется.

     В самом широком смысле говорят  об обществе как обо всей совокупности человеческих отношений (например, природа  и общество, общественное развитие и т.д.). В этом смысле употребляется  также понятие «человечество».

     В более узком и более точном смысле под обществом понимается,  большая социальная группа, постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управлении и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство.

     Длительность  существования общества должна составлять как минимум несколько поколений. Общество - носитель целостной культуры; оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей своих членов; в рамках общества сосредоточена основная часть их социальных контактов.

     В определении общества можно выделить 5 основных компонентов

     В качестве обществ рассматривается  население большинства государств, племенные союзы доаграрных формаций и т. д.

     Общества  создаются людьми для того, чтобы  обеспечить выживание, удовлетворить  ряд базовых биологических и  социальных потребностей.

     По  мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий численность  обществ возрастала. Их размер зависел  от двух факторов:

     -  от технологического уровня, поскольку  от этого зависит численность людей, которые могут обеспечить свое существование па данной территории;

     - от развития каналов и средств  информации. С этой точки зрения можно выделить три последовательные стадии: устная традиция; возникновение письменности; развитие системы средств массовой информации и телекоммуникаций (газеты, радио, телефон, телевидение).

     Формирование  в последние годы всемирной информационной сети позволяет поставить вопрос о возникновении глобального  общества, включающего в себя все  население Земли.

     Численность обществ охотников и собирателей  составляла от 300-400 до нескольких тысяч человек. Численность аграрных обществ доходила до нескольких миллионов человек. Индустриальные и постиндустриальные общества насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов человек.

Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество»

     Проблема  соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа  этой проблемы в том, что оба понятия  — как «цивилизация», так и  «культура» — имеют множество  значений.

     Понятие «цивилизация» впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Понятия «культура» и «цивилизация» не разведены еще и в античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат ,. го творения.

     Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-творца, как приверженность букве в духу Священного Писания. Следовательно. и в этот период культура и цивилизация в сознании    человека не разделялись.

     Соотношение культуры и цивилизации обозначалось впервые. когда в эпоху Возрождения  культура стала связываться с  индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация— с историческим процессом гражданского общества.

     В эпоху Просвещения культура рассматривалась  как индивидуально личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг па друга.

     Следовательно. и термин «цивилизация» был введен французскими французскими прежде всего для обозначения гражданского обществ J, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. дня обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.

     Понимание культуры как земного самодеятельного процесса в противоположность средневековой ее трактовке как заданного человек вероисповедания начинает в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия.

     В работах просветителей, романтиков, представителей немецкой классической философии и эстетики несовпадение целей цивилизации и культуры осознавалось как острая и углубляющаяся проблема. Высказывались идеи, что, выигрывая в процессе материально экономического развития в качестве рода, человек проигрывает   качестве личности.

     Понятие «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевается  или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Так же цивилизация противопоставлялась культуре, например как бездушное вещное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному.

     Получила  распространение  интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни.

     По  Шпенглеру, цивилизация— это этап упадка культуры, её старения

     Н.А. Бердяев считает, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию, что цивилизация есть судьба, рок культуры. А сама цивилизация кончается смертью, она уже есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Цивилизация от культуры отличается тем, что культура религиозна в своей основе, цивилизация — безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности Земли. Культура — национальна, цивилизация — интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм — одинаково цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны.

     Понимание цивилизации как совокупности технических достижений, создающих удобства жизни, комфорт, с которыми человек срастается и привыкая к которым отходит от культуры, не имея времени и желания тратить на нее душевные силы, распространено и в наши дни. Цивилизация — это техника со всем ее могуществом и достижениями. А культура — олицетворение творческого, созидательного начала. Писатель В. Дудинцев образно выразил такое понимание цивилизации:

     «Цивилизация  — это техника и удобства, самолеты и телевизоры, мост через реку Св. Лаврентия и тоннель, пробиваемый под Ла-Маншем. Культура — это результат духовной деятельности людей, результат познания человеком качества своих поступков. Это — "Пиета" Микеланджело и "Святой Себастьян" Тициана. Это — "Основы морали" Шопенгауэра. Это — Моцарт, Бах, Шопен.

     В цивилизации мы можем наблюдать "Закат Европы", который проявляется  в таких характерных симптомах, как "озоновая дыра", экологические  болезни природы, СПИД и т. д. Это все проявление заката цивилизации». Писатель считает, что культура на закат не обречена. В ее сущности есть одна особенность, отличающая ее от цивилизации. «Эта особенность — искреннее, доброе чувство, проявление которого украшает каждый шаг истинной культуры»

Информация о работе Соотношение понятий "культура", "цивилизация" и "общество"