Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:48, реферат
Наряду с понятием «культура» в науке и в жизни часто употребляется понятие «цивилизация». Мы постоянно чита¬ем в газетах, слышим по радио и телевидению рассуждения о том, что России предстоит войти в русло мировой цивили¬зации, что мы все еще не достигли определенного цивилизационного уровня, что у нас начался наконец цивилизационный процесс и т. д. Очевидно, что проблема цивилизации приобрела остроту и осмысление ее идет не только на теоре¬тическом уровне, но и на уровне обыденного сознания.
Введение 2
Понятие «культура» 3
Понятие «цивилизация» 4
Понятие «общество» 5
Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество» 6
Заключение 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Содержание
Наряду с понятием «культура» в науке и в жизни часто употребляется понятие «цивилизация». Мы постоянно читаем в газетах, слышим по радио и телевидению рассуждения о том, что России предстоит войти в русло мировой цивилизации, что мы все еще не достигли определенного цивилизационного уровня, что у нас начался наконец цивилизационный процесс и т. д. Очевидно, что проблема цивилизации приобрела остроту и осмысление ее идет не только на теоретическом уровне, но и на уровне обыденного сознания.
Интерес к проблемам цивилизации вызван тем, что наша страна переживает переломный исторический период, когда формируются новые общественные отношения, определяются цели и идеалы будущего, идет активный поиск взаимоотношений со странами Востока и Запада, определяется место России в мировом историческом процессе. Все эти и многие другие актуальные проблемы тесно связаны с пониманием цивилизации.
В разные времена понятия «культура», «цивилизация», «общество» воспринимались по-разному.
Проблема
соотношения цивилизации и
Понимание культуры Э. Б. Тайлором и другими близкими к нему исследователями развивается и уточняется в современных, в том числе и деятельностных подходах к культуре, для которых важнейшим является то, что культура – это совокупность способов и продуктов человеческой активности. Вполне современно и семиотическое или информационно–семиотическое понимание культуры как мира знаков и символов, как социальной информации, сохраняемой и накапливаемой в обществе (А. С. Кармин), как «символической реальности» (Л. Уайт).
В
каждом из этих представлений и пониманий
фиксировано нечто существенное
для культуры. Однако, пожалуй, только
у Тайлора (неявно) и у просветителей (очевидно)
присутствует момент понимания культуры
как особой неприродности. Это немаловажно.
Уже у древних римлян, кроме противопоставления
природе, в слове «культура» содержался
смысл «возделанности» – улучшения, совершенствования.
А по отношению к человеку и обществу –
не просто «возделанности», а культивирования
с позитивной, а не любой направленностью.
При объективистском, позитивистском
подходе к культуре (в стремлении сделать
культурологию наукой подобно другим
наукам) этот смысл ускользает, затеняется,
если вообще удерживается. Совсем исчезает
при этом то, что постепенно проявилось
и закрепилось в понятиях «культура» и
«культурность», – смысл гуманности, очеловеченности,
деятельности ли, информации ли, если речь
о культуре. То есть о культуре, в которой
(по мысли Маркса), как и в отношении мужчины
к женщине, наглядно проявляется то, «в
какой мере человек стал для себя человеком»,
и «обнаруживается, в какой мере человеческая
сущность стала для него естественной
сущностью, в какой мере его человеческая
природа стала для него природой».
Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация. 3) Определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) . Понятие "Цивилизация" появилось в 18 веке в тесной связи с понятием "культура" . Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие "цивилизация " употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций. Каждый автор проводит это деление по своим основаниям - хронологическим, пространственным, религиозным и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат. У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются также продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей. Таким образом, цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» картина развития общества. Слабые стороны: 1) наличие множества оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств; 2) изначальная направленность "цивилизации" на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и объединений.
В повседневной речи понятие «общество» имеет множество значений. В социологии это понятие уточняется.
В самом широком смысле говорят об обществе как обо всей совокупности человеческих отношений (например, природа и общество, общественное развитие и т.д.). В этом смысле употребляется также понятие «человечество».
В более узком и более точном смысле под обществом понимается, большая социальная группа, постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управлении и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство.
Длительность существования общества должна составлять как минимум несколько поколений. Общество - носитель целостной культуры; оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей своих членов; в рамках общества сосредоточена основная часть их социальных контактов.
В определении общества можно выделить 5 основных компонентов
В
качестве обществ рассматривается
население большинства
Общества создаются людьми для того, чтобы обеспечить выживание, удовлетворить ряд базовых биологических и социальных потребностей.
По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий численность обществ возрастала. Их размер зависел от двух факторов:
- от технологического уровня, поскольку от этого зависит численность людей, которые могут обеспечить свое существование па данной территории;
- от развития каналов и средств информации. С этой точки зрения можно выделить три последовательные стадии: устная традиция; возникновение письменности; развитие системы средств массовой информации и телекоммуникаций (газеты, радио, телефон, телевидение).
Формирование в последние годы всемирной информационной сети позволяет поставить вопрос о возникновении глобального общества, включающего в себя все население Земли.
Численность
обществ охотников и
Проблема
соотношения цивилизации и
Понятие
«цивилизация» впервые
Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-творца, как приверженность букве в духу Священного Писания. Следовательно. и в этот период культура и цивилизация в сознании человека не разделялись.
Соотношение культуры и цивилизации обозначалось впервые. когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация— с историческим процессом гражданского общества.
В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг па друга.
Следовательно. и термин «цивилизация» был введен французскими французскими прежде всего для обозначения гражданского обществ J, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. дня обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.
Понимание культуры как земного самодеятельного процесса в противоположность средневековой ее трактовке как заданного человек вероисповедания начинает в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия.
В работах просветителей, романтиков, представителей немецкой классической философии и эстетики несовпадение целей цивилизации и культуры осознавалось как острая и углубляющаяся проблема. Высказывались идеи, что, выигрывая в процессе материально экономического развития в качестве рода, человек проигрывает качестве личности.
Понятие «культура» часто интерпретируется как синоним понятия «цивилизация». При этом под цивилизацией подразумевается или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Так же цивилизация противопоставлялась культуре, например как бездушное вещное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному.
Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни.
По Шпенглеру, цивилизация— это этап упадка культуры, её старения
Н.А. Бердяев считает, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию, что цивилизация есть судьба, рок культуры. А сама цивилизация кончается смертью, она уже есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Цивилизация от культуры отличается тем, что культура религиозна в своей основе, цивилизация — безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности Земли. Культура — национальна, цивилизация — интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм — одинаково цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны.
Понимание цивилизации как совокупности технических достижений, создающих удобства жизни, комфорт, с которыми человек срастается и привыкая к которым отходит от культуры, не имея времени и желания тратить на нее душевные силы, распространено и в наши дни. Цивилизация — это техника со всем ее могуществом и достижениями. А культура — олицетворение творческого, созидательного начала. Писатель В. Дудинцев образно выразил такое понимание цивилизации:
«Цивилизация — это техника и удобства, самолеты и телевизоры, мост через реку Св. Лаврентия и тоннель, пробиваемый под Ла-Маншем. Культура — это результат духовной деятельности людей, результат познания человеком качества своих поступков. Это — "Пиета" Микеланджело и "Святой Себастьян" Тициана. Это — "Основы морали" Шопенгауэра. Это — Моцарт, Бах, Шопен.
В цивилизации мы можем наблюдать "Закат Европы", который проявляется в таких характерных симптомах, как "озоновая дыра", экологические болезни природы, СПИД и т. д. Это все проявление заката цивилизации». Писатель считает, что культура на закат не обречена. В ее сущности есть одна особенность, отличающая ее от цивилизации. «Эта особенность — искреннее, доброе чувство, проявление которого украшает каждый шаг истинной культуры»
Информация о работе Соотношение понятий "культура", "цивилизация" и "общество"