Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:48, реферат
Наряду с понятием «культура» в науке и в жизни часто употребляется понятие «цивилизация». Мы постоянно чита¬ем в газетах, слышим по радио и телевидению рассуждения о том, что России предстоит войти в русло мировой цивили¬зации, что мы все еще не достигли определенного цивилизационного уровня, что у нас начался наконец цивилизационный процесс и т. д. Очевидно, что проблема цивилизации приобрела остроту и осмысление ее идет не только на теоре¬тическом уровне, но и на уровне обыденного сознания.
Введение 2
Понятие «культура» 3
Понятие «цивилизация» 4
Понятие «общество» 5
Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество» 6
Заключение 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
То, что культура выражает индивидуальное творческое начало каждого социума и индивида, а цивилизация — общее, рациональное, стабильное, отмечают многие современные ученые. Но и сейчас, и раньше существовали и существуют другие точки зрения.
Некоторые исследователи отмечают, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним состоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.
Трактовка культуры как духовной наполненности цивилизации ярко представлена в концепции П. Сорокина, согласно которой утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию «бездуховной» цивилизации. И эта позиция показывает, что цивилизация. понимаемая как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства, включает в себя не только красочную палитру культурных достижений, обеспечивающих расцвет народа, но и все минусы общественного бытия на данном историческом этапе.
В современном значении цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.
Уже в начале XX в. со всей остротой была поставлена проблема противостояния культуры (искусства) и цивилизации. При этом цивилизация понималась как корыстное, потребительское образование, умножающее практическое отношение к человеку. Культура же рассматривалась в качестве противоположности. Духовно-культурное творчество — не средство, оно имеет цель в самом себе, следовательно, культура по своей природе бескорыстна, созерцательна, незаинтересованна, в чем и состоит ее противопоставленность цивилизации.
Следовательно, существуют несколько точек зрения по вопросу о соотношении понятий культуры и цивилизации. Одни ученые отождествляют эти понятия, другие рассматривают цивилизацию как специфическое социокультурное образование, третьи разводят понятия культуры н цивилизации, наделяя их специфическим смыслом.
В современной литературе понятие «цивилизация» интерпретируется в трех смыслах:
1)
унитарном, когда цивилизация
рассматривается в качестве
2)
стадиальном, когда под
3) локально-историческом, когда цивилизацией называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно-временными рамками.
В
изучении цивилизаций есть несколько
подходов: 1) культурологический, где
цивилизация рассматривается
2)
социологический, где
3)
этнопсихологический, где
В настоящее время цивилизацию в локально-историческом смысле рассматривают в качестве большого общества, имеющего единое геополитическое и нормативно-ценностное пространство и специфическую форму интеграции.
Современную цивилизацию называют постиндустриальной, или «ноосферной». Ее основанием является паучпотехнологнческий способ производства. Непременными атрибутами этой цивилизации стали многочисленные города с развитой структурой жизнеобеспечения, социальная мобильность населения и активная творческая личность, институты демократии и многое другое. Новая «ноосферная» культура основана на систематическом применении знания. Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение и господство над иен с помощью силы и энергии разума.
Важнейшей характеристикой этого типа культуры является интеллектуальность.
В паше время паука становится важнейшим элементом культурного пространства. Научное творчество — важная составляющая бытия культуры в наше время. Мир, в котором живет современный человек, становится все более искусственным и научно-техническим, а не естественным, не природным.
Культура окончательно заявляет о своей социальной сущности и утверждается как неприродное образование, деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тем отнимает у людей их природное начало и тем самым лишает их будущего.
История человечества — более широкая реальность, чем культура. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в историю человечества входит и разрушительная деятельность, например, войны, возникновение которых всегда сопровождается разрушением культуры.
История, таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека — конструктивные, деструктивные, прогрессивные и регрессивные Поэтому полного тождества между развитием культуры и историей общества быть не может. Однако культура обнаруживает себя в истории общества, и вне этого она непостижима и невозможна. Сущность исторического процесса, конкретной стадии развития общества является контекстом, по отношению к которому выявляются конкретный смысл, значение артефактов культуры. Многие исследователи считают, что культура возникла прежде всего под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего обще .п. нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.
Таким образом, общество создает условия для социального развития человека как личности. Личность, несет на себе часть конкретной культуры и конкретного общества. Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию пли даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации:
1) когда общество менее динамично и мене открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные но смыслу, а общество будет стремиться .ix отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условна для развития личности;
2) когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личного развития вновь нет оптимальных условий.
3)
когда возможно гармоничное,
Культуру соотносят с обществом. Общество, понимаемое как система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной жизнедеятельности, близко пониманию культуры как способа деятельности. Культура может быть представлена продуктом общества, субъектом общественной деятельности, функцией общества. Общество и культура есть два равноценных аспекта рассмотрения человека. Общество — это человеческая жизнь как единение. Культура — это человеческая жизнь как качество деятельности. Социальный субъект выступает группой людей, объединенной в социальное образование объективными отношениями. Социальными субъектами выступают общности, учреждения, организации.
Итак, культура как способ человеческой деятельности существует в единстве объективированной и субъектной предметности. Культура есть принцип связи общественного человека с предметом его деятельности, определяющий эту деятельность. Поэтому она выступает регулятивной деятельностью.
В
связи с понятиями культуры и
общества часто употребляется термин
«цивилизация» с многозначным содержанием.
Появление слова цивилизация связывают
с творчеством французского философа
П. Гольбаха; так была названа противоположная
варварству высшая стадия всемирного
прогресса. Историк Ф. Гизо положил начало
этноисторической концепции цивилизации,
в которой наряду с цивилизацией как всемирно-историческим
прогрессом существуют отдельные цивилизации
народов. Основой цивилизации по А. Тойнби
и М. Веберу является религия, по Л. Уайту
— техника. Зачастую слово «цивилизация»
рассматривается как синоним культуры.
В западной теории цивилизацию и культуру
чаще различают. У А. Тойнби цивилизация
есть один из многих самостоятельных социокультурных
феноменов, в основе которого культура-религия.
О. Шпенглер противопоставляет механическую
цивилизацию органической культуре: цивилизация
есть смерть или процесс умирания культуры,
ее заключительный этап.
В
определении понятия «
В наше время, когда происходят быстрые и заметные изменения во всех сферах жизни: в общественных отношениях, технике, профессиональной деятельности; когда новое начинает цениться больше, чем то, что было раньше; когда реализация новшеств может внести существенные улучшения в жизнь людей, — возникло и нашло широкое распространение соответствующее особенностям современного этапа развития человечества понимание цивилизации. Цивилизация, которая определяется как ступень развития человечества после дикости и варварства..
В итоге можно выделить этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1.
Первобытнообщинное общество –
средние века. Культура и цивилизация
не разведены, культура
2.
Возрождение. Культура впервые
связалась с индивидуально-
3.
Просвещение – новое время.
Культура – индивидуально-
4.
Новейшее время. Культура и
цивилизация разведены, не
Справедливо
будет выдвинуть понятие
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Соотношение понятий "культура", "цивилизация" и "общество"