Понятия «культура» и «цивилизация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Термин «культура» происходит от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход. Соответственно, «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor - возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако, так же переводится и другой латинский термин «культ» - cultus, а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование - поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение - воспитатель, наставник, а «культура» - ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 49.37 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Понятия «культура» и «цивилизация»

Термин «культура» происходит от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход. Соответственно, «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor - возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако, так же переводится и другой латинский термин «культ» - cultus, а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование - поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение - воспитатель, наставник, а «культура» - ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни. И этим образом жизни может быть как изучение искусств и литературы (служение музам), философии (служение мудрости), так и поклонение, служение богам религиозный культ). Культура - это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп.

Родственный понятию «культура» термин «цивилизация» позволяет рассматривать культуру в ее глобальных последствиях и результатах. Цивилизация - данное понятие происходит от лат. civilis - гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, преимущества жизни в гражданском обществе (civitas), комплекс человеческих достижений, подобающих городскому (civilitas) состоянию, черты поведения, такие как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлении римлян и греков о полисной - городской жизни, о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство - это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т.е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона, были лишены добродетелей свободного человека - мужества, справедливости, человеческого достоинства. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения - это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.

Таким образом, если «культура» предполагает акцент на внутренний мир человека, на его образованность, воспитанность, на совершенствование его души как качества автономного индивида, отличного от других, не сливающегося с другими, то «цивилизация» (как термин) обращает внимание на человека как на члена общества, как на гражданина, живущего интересами этого общества.    

Особая роль в истории культуры отводится античной (греко - римской) культуре. Именно античная культура создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты.

 

Античная культура.

 

 

 

Античная культура (от латин. “antiquus” - “древний”) - совокупность идеалов, норм, ценностей, идей и традиций - всех направлений греко-римской древности в области литературы, искусства, эстетического, этического, политического сознания, мифа, религии, философии и науки. Географические рамки античной культуры - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-IIтысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура - колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

  • Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;
  • Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;
  • Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;
  • Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;
  • Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

 

Крито-микенский период.

 

 

 

Критскую культуру собственно нельзя назвать греческой, так как она была создана догреческим населением острова Крит. До настоящего времени ученые не смогли определить, к какой языковой группе отнести древнейших жителей Крита. Письменность критян, так называемое слоговое линейное письмо А, до сих пор не дешифрована. Однако невозможно изъять этот остров из культурной истории древнегреческого общества. Сами греки вели свою историю с Крита. Остров Крит неоднократно фигурирует в греческой мифологии, которая прославила его сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, о первом полете человека (мифы о Тесее и Минотавре, об Икаре и Дедале, о похищении Европы и др.). На Крите родился сам главный греческий бог Зевс.

Критскую цивилизацию иногда называют “дворцовой” цивилизацией. На острове находился целый ряд городов-государств. Центром каждого государства был дворец. На Крите найдены остатки обширных дворцов. Кносский дворец заставил ученых вспомнить греческий миф о Лабиринте. Раскопки показали, что художественная фантазия греков имела под собой реальную почву.

Стены помещений дворца покрыты многочисленными фресками. На них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка. Живопись - это главное украшение критских дворцов. В критской керамике преобладают морские мотивы.

Многие предметы быта, найденные в помещениях Кносского дворца, выполнены на высоком художественном уровне. Это, прежде всего, керамика - сосуды различных форм и различного назначения. В конце XV века до н.э. остров Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. Мнения исследователей о причинах катастрофы расходятся. Многие считают, что остров подвергся опустошительному завоеванию греков-ахейцев с территории Балканского полуострова. Возможно, сюда присоединилось и стихийное бедствие - землетрясение, извержение вулкана.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Микенская культура (по названию одного из раскопанных городов - Микены) была создана греками - ахейцами, но испытала значительное влияние критской культуры. Однако микенская культура значительно отличалась от критской. Изысканной, утонченной культуре Крита противостояла суровая и мужественная культура материковой Греции.

Греки, в отличие от критян, не чувствовали себя в безопасности; их поселения были уязвимы с суши. Да и сами греки-ахейцы были более воинственны, чем критяне. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длились годами. Об одном из военных конфликтов, продолжавшемся 10 лет, рассказывается в знаменитой греческой поэме “Илиада”.Суровость и мужественность микенской культуры нашли отражение и в тематике настенных росписей: излюбленными были сцены войны и охоты. Исчезает легкость и изящество критского изобразительного искусства. Керамика имеет более простой и однообразный орнамент. В микенской культуре широко использовалось золото. Как и критскую, микенскую культуру постигла катастрофа. Она была уничтожена нашествием с севера Балканского полуострова других греческих племен - дорийцев.

 

Гомеровский период.

 

 

 

Следующий за крито-микенской эпохой период получил название “темные века”. Другое название этого периода - гомеровский. Своеобразие гомеровской эпохи состоит в том, что основное развитие происходит в индивидуальных, личностных нормах культуры. Происходит распад родоплеменного общества. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность - воинская доблесть (арете)- это не сословное достояние, получаемое от бога, а приобретаемая человеком личная добродетель, которая затем стала расцениваться и как общественная, в соответствии с ней устанавливается общественный статус индивида. Достижение арете регламентируется «героическим кодексом»: достижение славы, вслед за которым идет чествование, соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» - непосредственно осуждающая реакция «народа» за отступление героя от нормы. Подвиги греческих героев - аристократов воспеваются в поэме Гомера «Илиада», возвращение греческого героя Одиссея домой, на Итаку - в «Одиссее».

Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснованное и соответствующее самосознание, боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен рационально строить с ними отношения. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность (агон) как норму культуротворчества и закладывает фундамент всей европейской культуры.

Вместо полисной системы (полис - это город-государство) вновь утверждаются родовые отношения. Была уничтожена письменность (не найдено ни одной надписи этого периода). Нет памятников скульптуры и живописи. В росписи керамики безраздельно господствует так называемый геометрический орнамент, что является признаком первобытного искусства.

Таким образом, во многом это было время культурного упадка. Но вместе с тем, как считает большинство исследователей, это был период накопления сил перед новым стремительным подъемом.

 

Архаический период.

 

 

 

 Огромное значение  для последующего развития греческого  общества имело освоение греками  выплавки и обработки железа  Архаический (от греческого слова  “архайос” - “древний”) период, по мнению некоторых исследователей, - это время наиболее интенсивного развития древнегреческого общества. Это период возникновения и укрепления полисной системы, строительства городов, развития ремесла и торговли, складывания внутригреческого рынка. Величайшим достижением архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Греки заимствовали финикийский алфавит, добавив в него знаки для обозначения гласных звуков. Создание алфавитной письменности способствовало постепенной демократизации системы обучения. Это позволило со временем сделать грамотными почти всех свободных жителей Греции.

Именно в этот период происходит складывание собственно греческой культуры. На процесс ее формирования значительное влияние оказали три культурных фактора: эгейская культура (еще сохраняющаяся в Малой Азии ), культура греков - дорийцев, восточная культура (Египет и Месопотамия). В архаическую эпоху греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Себя греки именовали эллинами, а свою страну - Элладой. Этническое самосознание греков находило выражение и в некоторых общественных установлениях. Начиная с 776 года до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.

Архаическая эпоха является знаменательной не только в истории античной, но и в целом европейской культуры. Это период небывалого духовного подъема. Согласно концепции немецкого философа Карла Ясперса, архаический период совпадает с началом “осевого времени“, когда в разных культурных ареалах наблюдается “брожение в умах”, фейерверк учений, идей, религиозных реформ. В Индии выступает с проповедью Будда, в Китае почти одновременно появляются Лао-цзы и Конфуций. В Греции зарождается философия - принципиально новый подход к познанию мира.

В архаический период формируются все основные сферы древнегреческой культуры: архитектура, скульптура, литература (лирика), театр, живопись. Но наивысшего подъема, полного расцвета все эти сферы достигли уже в классическую эпоху.

 

Классический период.

 

 

 

Классическая эпоха - это период великого расцвета полисной организации древнегреческого общества, оказавшей влияние на все стороны его жизни. Полисная структура включала город и прилегающую к нему территорию. Полис представлял собой гражданскую общину (отличную от родовой, соседской и других общин.

Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах государственной важности. Несомненно, что в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. Важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности. Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом его хозяйства была идея автаркии (самообеспеченности).

       С демократическим устройством полисов были тесно связаны такие ценности, как равноправие, справедливость, свобода. Следует указать на типично греческое понимание ценности свободы: свобода только для свободнорожденных и родившихся мужчинами.

С ценностью свободы в сознании греков тесно связан патриотизм. Преданность городу и Греции в целом, готовность без колебаний отдать родине жизнь, труд, талант - наихарактернейшая черта поведения, сознания, ценностного мира древних греков.

Между полисами возникало соперничество, порой - распри. Тем не менее, у древних греков присутствовало сознание общности интересов, чувство совместной принадлежности к некоему единству - Элладе. Это сочетание многообразия и общности - основа такого уникального качества греческой культуры, как агонистика.

Агонистика - принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп, и полисов в целом с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет

Активная политическая жизнь граждан полиса, предполагавшая участие их в выработке законов, избрании высших должностных лиц, постоянное соревнование за возвышение своего города, имела прямое влияние на состояние их умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Греки очень ценили искусство убеждения, доказательства. Еще одна существеннейшая характеристика греческой культуры – калокагатия (равновесие, гармония). Калокагатия - это идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса.

Информация о работе Понятия «культура» и «цивилизация»