Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 19:32, контрольная работа
Термин «культура» происходит от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход. Соответственно, «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor - возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако, так же переводится и другой латинский термин «культ» - cultus, а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование - поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение - воспитатель, наставник, а «культура» - ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни.
В греческой мифологии присутствуют астральные, солярный и лунарный мифы, а так же земледельческие, связанные с олицетворением посева и произрастания зерна. Значительно разработанными предстают космогонические мифы, которые построены на схеме эволюции: мировой процесс начинается с Хаоса - первичного, изначального, бесформенного состояния Вселенной.
Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии, которая не дает ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному из мифов, создателем человека был титан Прометей. Характерным для греческой мифологии является то, что боги не выступают в роли создателей мира или человека
Греческая мифология оказала существенное влияние на всю культуру древних эллинов. В то же время и искусство, и литература глубоко повлияли на мифологию, облагородили, гуманизировали, возвысили мифологические образы.
Особое значение для античной, и в целом, для европейской культуры имело развитие теоретического мышления и становление философии в древнегреческом обществе. Философия - это рациональное постижение мира, систематизированное теоретическое изложение представлений о мире и человеке в форме понятий. Философские школы Древней Греции нередко опровергали и уничтожали друг друга, занимая прямо противоположные позиции.
Становление античной философии тесно связано с зарождением и развитием научных знаний. Ранний греческий философ - это одновременно и математик, и астроном, и физик. В Древней Греции развивались и описательные знания, биологические и географические. В области географии описывались страны, города, моря, составлялись карты, планы.
Теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального (священного) характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей. Благодаря этому за короткий по историческим меркам период древние греки создали замечательные математические теории, заложили основы целого ряда наук - физики, биологии, социологии, психологии и т.п.
В искусстве древней Эллады наиболее полно выразились все основные черты и принципы греческой культуры. Славу искусства Древней Греции составляют ее архитектура, скульптура, вазопись, театр. Особенности греческого искусства, отличающие все его виды и жанры, - это чувство меры, естественность и вместе с тем рациональная конструктивность, умение сопрягать идеальное содержание с его воплощением в конкретном образе.
Эллинистический период.
В последней трети IV века до н.э. наступает конец классической культуры Древней Греции, рождается эпоха эллинизма. Начало ей положили походы Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. Александром была создана громадная империя, простиравшаяся до Инда. Империя просуществовала недолго; после тринадцати лет правления Александр умер, его военоначальники поделили между собой территорию империи. Образовалось несколько монархий.
Со смертью Александра и начинается эпоха эллинизма. В этот период складываются новые формы экономических, социальных отношений, новые политические структуры, новые явления в культуре. Влияние их распространилось необычайно широко - на Западную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку. Новые формы жизни общества явились своеобразным синтезом греческих и восточных элементов. В социально-экономической сфере изменения заключались в сочетании полисной и царской форм собственности, резком расслоении общества В политической жизни новым явлением становится эллинистическая монархия, сочетающая в себе элементы восточной деспотии и полисного устройства.
На место гражданина свободного полиса приходит подданный всевластного монарха. Непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказов властителя. Вместе с тем в результате военных походов, торговых и научных экспедиций происходит расширение кругозора эллинов. Формируется незнакомое ранее сознание “гражданина мира”, деятельность которого протекает во вселенной (“ойкумене”). Новый необъятный мир был лишен гармонии. Происходит постепенное угасание системы полисных ценностей и основных принципов классической культуры. Резкое имущественное расслоение приводит к расслоению в образовании. Изменяется характер праздников - народ из участника превращается в зрителя.
Мироощущение эллинов все больше характеризует чувство неуверенности в завтрашнем дне. Главное внимание эллинистического человека направляется на самого себя, возникает потребность разобраться в своем внутреннем мире. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, философии, которая теперь занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам находят отражение также в литературе и искусстве.
В эллинистический период греческая скульптура распространяется по обширной территории.
Вместе с тем эллинизм - это эпоха культурного подъема. Происходит бурное развитие архитектуры, изобразительного искусства. Значительный шаг вперед был сделан в области науки. В этот период возникает Александрия Египетская - настоящий просвещенный центр античной культуры. Там были созданы крупнейшая в древнем мире библиотека, “мусейон” - научный центр, открыл школу великий математик Евклид. В эллинистической период происходит определенное сближение теории с практикой: достижения математики стали применяться в механике, оптике, строительстве. Именно с этим периодом связано имя выдающего греческого ученого и инженера Архимеда. Достижения эллинистической культуры были восприняты древнеримской цивилизацией, унаследованы Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.
Римская культура.
Завоевание эллинистических государств произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. Известный римский поэт Гораций заметил позже: “Греция плененная пленила своих победителей”. Греческая культура оказала значительное влияние на римскую религию, философию, науку, образование. Римляне начали изучать греческий язык и литературу. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины и другие греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов. Еще в эпоху Республики римская культура стала двуязычной.
Так, отечественный исследователь античной культуры Е.М. Штаерман считает, что римская культура представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными явлениями. При этом “встреча” двух культур была тем более значительной вследствие их существенного сходства. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины; весь строй ее предопределял шкалу основных ценностей, которыми так или иначе руководствовались все граждане полиса. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива, служить которому - долг каждого гражданина; идея верховной власти народа; идея свободы и независимости как для города, так и для граждан (при всем различии в толковании свободы она всегда противопоставлялась рабству); идея теснейшей связи гражданской общины с ее богами и героями, пекущимися о ее делах, подающими знаки своей воли, но никогда не воспринимавшимися как верховные грозные боги других народов.
Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, поиску, не связанному догмами и канонами. Имело значение и отсутствие особого жреческого сословия. Важно и то, что политическая жизнь как греческих полисов, так и Рима, стимулировала развитие ораторского искусства, умения убеждать, логического мышления, во многом определившего методы философии и науки.
Но Рим во многом отличался от греческого полиса. Постоянные войны с соседями в значительной мере определили организацию, строй жизни и саму историю Рима. Война, железная воинская дисциплина требовали воинских добродетелей - мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни для исполнения долга хорошего гражданина
Система ценностей гражданской общины оказала глубокое воздействие на характер и структуру римской культуры. В эпоху Республики основной ценностью для римлянина был сам Рим, римский народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же блага. Основной долг гражданина заключался в осуществлении этой миссии. Задаче обоснования превосходства римского политического устройства, воспитанию из римлян хороших граждан, гордых своей принадлежностью к “народу - господину”, были подчинены все сферы культуры.
Религия являлась связующим звеном гражданской общины в целом, территориальных единиц, входивших в ее состав, семей (фамилий). Религия определяла необходимые для сплочения и функционирования этих коллективов отношения и обязанности: долг людей по отношению к богам, сына - по отношению к отцу, отца - относительно подвластных ему членов фамилии.
Значительное место в римской культуре принадлежало праву. Право и его важнейшая составная часть - закон были для римлян структурообразующим элементом, как мирового, так и гражданского порядка. Закон богов упорядочивал космос; право, равное для всех граждан, делало город миниатюрным отображением космоса. Ни в одной культуре право не занимало столь высокого места. Изучение, комментирование, разработка права считались делом, достойным всяческого уважения. Ими занимались люди самого высокого положения.
Особое место в римской культуре занимала наука. Характерная особенность римской науки состояла в том, что она носила мировоззренческий характер. Наука основывалась на специфическом античном представлении о мире (космосе) как вечном, живом, неделимом, прекрасном целом. В мировоззренческом плане человек в качестве частицы целого космоса составлял неразрывное единство с природой; в социальном плане это предполагало неразрывность связей человека и общества. Именно поэтому научное знание в античности не предполагало деятельного овладения предметным миром. Античная цивилизация при высоком уровне развития знаний не стала технической цивилизацией. Римское общество охотно восприняло философские учения и научные традиции эллинизма. Но ценности теоретических построений греков остались для римлян внешними, не затронули глубинных основ их собственной культуры. Основной чертой науки в римской культуре стало систематизаторство, энциклопедизм в усвоении, изложении и передаче теоретического знания.
Физика занимается вопросами строения универсума и законами природы; этика рассматривает связи человека с обществом и его место в космическом целом, его положение в мировом и социальном устройстве. Философия выступала как основная наука, ее главной целью было обоснование долга человека повиноваться законам космоса, общества и разработка способов достижения счастья и совершенства. Сама добродетель воспринималась как результат знания, науки. Наука должна привести человека к добродетели и счастью. Это еще одна важнейшая особенность римской науки.
Искусство играло важную роль в древнеримском обществе Из всех искусств наиболее важным для Рима было зодчество. Во всем древнем мире нет равных римской архитектуре по уровню инженерного искусства, многообразию типов сооружений, масштабу строительства.
Значительным явлением римской культуры является живопись. Римскую живопись отличает иллюзорная трактовка объемов и форм. Художники стремились отразить окружающую природу, расположить фигуры в пространстве.
Важнейшим рубежом в развитии римской культуры было установление Империи. Рим, став столицей империи, утратил черты гражданской общины. В нем стал преобладать космополитизм, мышление в масштабе всего мира, всего человечества, что предполагало и переориентацию ценностей. Само понятие “Рим” все более обращалось в некую функцию. Огромный город с его разноплеменным, принадлежавшим к различным классам, сословиям, статусам населением, контрастами роскоши и нищеты, власти и подчинения ничем уже не напоминал общину более или менее равных граждан, в которой возник “римский миф”. Римские граждане теперь были рассеяны по всей империи, при этом многие из них никогда не бывали в самом Риме.
Официальная пропаганда провозглашала, что войны закончились, наступила эпоха спокойствия и процветания, что Рим выполнил предначертанную ему миссию, покорил все народы и справедливо правит ими к их же благу. Никаких перемен больше быть не могло, оставалось только служить великому и вечному целому - империи и ее главе. Но такое положение означало кризис, исчезновение больших коллективных целей, за которые можно было бы бороться, которые придавали смысл жизни и деятельности людей.
При этом религия постепенно выдвигается на первый план, оттесняя уже лишившийся своего смысла “римский миф” и связанные с ним ценности и идеи. Выдвижению религии на первый план способствовало установление обязательного императорского культа (обоготворение императоров вначале было посмертным, а затем и прижизненным). Римская философия все более сближалась с религией, все дальше отходила от науки, переставшей привлекать интерес.
В III-V веках н.э. получает развитие философия неоплатонизма. Её самый видный представитель Плотин (205 - 270) исходил из того, что бог - это единое, истинно сущее верховное благо, которое нельзя познать умом; что душа человека может приблизиться к богу, если очистится от телесного, поскольку телесные желания - источник зла. Философия Плотина оказала значительное влияние на идеологию усиливающегося в тот период христианства.
В художественных памятниках поздней империи (с конца III века) заметно угасание античных идей и принципов. В архитектуре это выразилось в тенденции к упрощению форм, декора. В скульптурных портретах нарастала застылось объемов и форм; образы теряли жизненность и индивидуальную неповторимость, проникались идеей неземного величия императоров. С конца IV в римском искусстве все большую роль начинают играть христианские идеи и принципы.