Культура и цивилизация: эволюция понятий и отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:35, контрольная работа

Краткое описание

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и
Этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающих
различные формы сознания – искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из
этих конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох.

Оглавление

1. Введение
2. Феномен культуры
3. Феномен цивилизации
4. Культура и цивилизация
5. Краткие выводы

Файлы: 1 файл

контрольная(культурология.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Харьковский национальный авиационный университет

им. Н.Е. Жуковского «ХАИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

на  тему: «Культура и цивилизация: эволюция понятий и отношений» 
 
 
 
 

Подготовил:

студент группы 91П1

Серебряков В.А. 

Проверила:

Прилуцкая А. Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Харьков 2009

План  работы: 

  1. Введение
  2. Феномен культуры
  3. Феномен цивилизации
  4. Культура и цивилизация
  5. Краткие выводы
 
 
 
 

    Введение

 

          Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и

Этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающих

различные формы  сознания – искусство, мораль, религию и т.д. Каждая из

этих конкретных наук создает определенное представление  о культуре  как  предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох.  Этнография интересуется проявлениями культуры того или иного народа во  всем ее конкретном многообразии и целостности. Для истории искусства,  культура – это, прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Некоторые исследователи культуры насчитывают в мировой  литературе  от 150 до 250 определений последней. Это объясняется не  только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура.

      Наряду  с проблемой культуры не менее актуальной является тема «цивилизации».

      Вокруг  смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая  острый характер, и  редко кто  путает эти слова, когда контекст

однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как  синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только  сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

      Цель  этой работы – выяснить, что скрывается под понятиями «культура» и «цивилизация», определить их сходство и различие. 
 
 
 
 

Феномен культуры 

      Термин  «культура» (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание)

издавна применяется для обозначения  того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако  этот смысл слишком широк, расплывчат и потому нуждается в уточнении.

      Само  это уточнение – достаточно сложное мероприятие. Ведь как было указано выше, встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Крёбер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом.[1]

      1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тейлора. Суть таких определений: культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев,

верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

      2. Исторические определения, подчеркивающие  роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших   этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом  исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению – орудия, символы,  организации, общая деятельность, взгляды, верования.

      3. Нормативные определения, акцентирующие  значение принятых норм. Культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

      4. Ценностные определения: культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

      5. Психологические определения, исходящие  из решения человеком

определенных  проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть  особое приспособление людей к природному окружению, экономическим  потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

      6. Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение,

которому  человек научился, а не получил  в качестве биологического

наследства.

      7. Структурные определения, выделяющие  значимость моментов

организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки,  организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные  институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

      8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

      9. Символические определения: культура – это организация  различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств),  состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

      Легко заметить, что каждая из перечисленных  групп определений

схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно,  культура является результатом поведения людей и деятельности общества,   она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема,

основана на символах, «суперорганична»,  т.е. не включает биологических

компонентов человека и передается отличными  от биологической

наследственности  механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые  имеются в  виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода. 

Феномен цивилизации 

      На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частью которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной  культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же  как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, «вплетено» в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным.

      Также особенностью первобытной социальности был ее «естественный» характер. Родо-племенные, а также внутри и межобщинные   отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в борьбе за поддержание своего существования.  Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому  обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах  функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

      Анализируя  переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и  эксплуатируемых и как следствие этого – появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства.

      Понятие цивилизации настораживало тогда своей неопределенностью и  многозначностью; в него часто вкладывались самые различные значения.

      Термин  «цивилизация» происходит от латинского «stiz» (гражданский, государственный, политический). В литературе этот термин  отождествляется с понятием «культура» (человек культурный и  цивилизованный – характеристики однопорядковые), и как нечто ей  противостоящее, например как бездушное, вещное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену  варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По Шпенглеру, цивилизация – это этап упадка культуры, ее старения.

      Современные представления о цивилизации  рассматриваются  мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем.  Это связано с идеей целостности, единства мира. Категория цивилизации  охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры,   результаты деятельности человечества по созданию «второй природы», внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

      Категория «цивилизация» используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

      1) в общефилософском смысле –  как социальная форма движения материи;

      2) как общая социально-философская  характеристика всемирно-исторического процесса и качественно-определенных стадий его развития;

      3) как культурно-исторический тип,  характеризующий регионально-

традиционные  особенности развития общества;

      4) как обозначение цивилизованных  обществ, сохраняющих в  течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).

      Итак, главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь  от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню. 

Культура  и цивилизация 

      Известно, что вокруг смысла слов «культура»  и «цивилизация»  ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова,  когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление  их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до  враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из  обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера,  Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей – к феноменам культуры, хотя и то, и другое – дело ума и рук человеческих.

      Первым  ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант, чем  существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от  природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру,  И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает, не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее  возникли взгляды на культуру, уподоблявшие последнюю идеально  функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что  профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет сие феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем разрешил гениально просто. Он определил культуру как то, что служит благу людей или что в своей  сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Информация о работе Культура и цивилизация: эволюция понятий и отношений